Опыт работы над проблемой «Финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Здравствуйте!
Я, Донецкова О.А. – воспитатель детского сада «Сказка» х. Гапкин. Хотела бы поделиться с Вами Опыт работы над проблемой «Финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -
Тем полезней ему будет в жизни потом!..
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Проблема.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность опыта
В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеют неоднозначное решение. Такие исследователи как Роза Семеновна Буре, Ирина Владимировна Житко, Любовь Яковлевна Мусатова, Сергей Яковлевич Батышев, Юрий Константинович Васильев рассматривают как одну из частей трудового воспитания. Указанные авторы отмечают, что экономическое образование и воспитание проявляется в подготовке детей к школе, жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Евгений Аронович «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой Августы Алексеевны «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.
Цель педагогического опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
- Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
- Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
- Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:
Этапы работы
- определение содержания и объема работы; - изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; - подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; - создание предметно-развивающей среды; - разработка перспективного плана работы
|
организационный |
апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях дошкольного образовательного учреждения |
результативность решения противоречий, мониторинг, анкетирование родителей |
основной |
заключительный |
обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности знаний.
|
подготовительный |
Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Методы и приемы
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе использовала следующие методы и приемы.
анкетирование |
игры |
экскурсии |
беседы |
развлечения |
воспитатель |
воспитанники |
родители |
Чтение художественной литературы |
занятия |
консультации |
праздники и развлечения |
родительские собрания |
Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Схема воспитанники-родители включает в себя; анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Свою работу строила по следующим принципам:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
Проведенное анкетирование среди родителей показало, что большинство 75% считают необходимо внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, 12% считают эту тему не интересной, для детей, 13% не задумывались об этом. Действительно многие родители понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Дополнительно было принято решение провести для родителей консультацию «Финансовая грамотность дошкольников». Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании экономических представлений в условиях детского сада, реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в ДОУ.
Работу над опытом планирую вести течение двух лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2019 года), до момента выявления результативности (июнь 2021 года).
Опыт базируется на основе авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика. Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании блоков по ознакомлению детей с азами экономики.
- Блок «Труд и продукт (товар)»
- Блок «Деньги и цена (стоимость)»
- Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
- Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Знакомство детей с блоками проходит поэтапно.
Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:
- занятия-соревнования,
- занятия-путешествия,
- занятия-экскурсии,
- занятия-викторины и т. д.
Занятия по данной программе включают:
1. Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
2. Подготовка и проведение экскурсий в магазины и виртуальный банк.
3. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
4. Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия).
5. Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
6. Решение арифметических задач, кроссвордов.
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц Игоря Владимировича «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Татьяна Львовна, Меньшикова Ольга Ивановна «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Эдуард «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова Ирина Михайловна, Лукьянова Раиса Сергеевна«Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».
Для закрепления сложных экономических понятий можно использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного мальчика Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами.
На первых ступенях работы блока «Труд и продукт» дети получают знания и представления о том, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть, как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.
2 блок: «Деньги. Цена»
Задачами блока являются: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).
Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей.
Игры «Доходы семьи Экономистов», «Доходы семьи крокодила Гены», «Какие бывают расходы» знакомят детей с понятиями: бюджет, доход, расход. Из чего складывается семейный бюджет. Решая проблемные ситуации «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги. Игра-занятие «Дом, в котором «живут» деньги?» знакомит детей с понятием «банк». Почему это удобно и выгодно, когда деньги хранят в сбербанке.
Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.
2. Цена.
Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Включение в работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (изготовление «денег», вывесок и др.), конструированию.
Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами». Например: во время игры в магазин дети учатся называть цену товара, узнают, что при помощи денег устанавливается, какая вещь дороже, какая дешевле. Деньгами выражается цена вещей, т.е. их стоимость.
Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.
Проведение беседы о деньгах и о денежных единицах разных стран.
3 блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
1 этап. Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Что такое реклама. Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»). Сочиняем рекламу Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.
Отсюда и название 4 блока «Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика».
В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря. Примерами служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например: уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно:
- Создание определенной предметно-развивающей среды.
- Разработка перспективно-тематического плана.
- Разработка конспектов тематических занятий к блокам.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;
- организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного
учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Работая с детьми по блочной системе, возможно, достичь цели: воспитание с детских лет разумного потребителя, умеющего ценить заботу взрослых, их труд, любую полезную деятельность. Это один из путей воспитания субъекта созидательной деятельности.
Диагностическое обследование выявления уровней сформированности финансовой грамотности у дошкольников проводилось на основании выделенных в учебном пособии Смоленцевой А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» уровней развития.
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления. Данные убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по формированию финансовой грамотности возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню сформированности знаний.
Группа | Начало года(%) | Конец года(%) |
Средняя группа 2019-2020 уч.г. | Высокий-2(13%) Средний-8(53%) Низкий-5(34%) | Высокий-10(67%) Средний-4(27%) Низкий-1(6%) |
Старшая группа 2016-2017 уч.г. | Высокий-6(40%) Средний-7(47%) Низкий-2(13%) | Высокий- Средний- Низкий- |
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Таким образом, использование блочной системы по формированию экономического мышления на определенном этапе обучения, позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка, поможет его нравственному становлению.
Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, я пришла к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.
Спасибо за внимание!!!
Библиографический список
1.Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М.- 1989.-159с.
2. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.
3. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.
4. . Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь.М.- 1997.- 78с.
5. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.
6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2006.-88с.
8. Смоленцева, А.А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А.А. Смоленцева, М.А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с.12-16.
9. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.
10.Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.
11.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
12. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
13.Эльконинова,Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников/ Л.Л. Эльконинова // Мир психологии.- 1998.-№3.- с.42-51
14. Якобсон, С.Г. Дошкольник, какой он?/ С.Г. Якобсон, Е.В Соловьева -М.- 2002.-78с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_moy.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте!
Я, Донецкова О.А. – воспитатель детского сада «Сказка» х. Гапкин. Хотела бы поделиться с Вами опытом работы над проблемой «Финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -
Тем полезней ему будет в жизни потом!..
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Проблема.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность опыта
В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеют неоднозначное решение. Такие исследователи как Роза Семеновна Буре, Ирина Владимировна Житко, Любовь Яковлевна Мусатова, Сергей Яковлевич Батышев, Юрий Константинович Васильев рассматривают как одну из частей трудового воспитания. Указанные авторы отмечают, что экономическое образование и воспитание проявляется в подготовке детей к школе, жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Евгений Аронович «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой Августы Алексеевны «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.
Цель педагогического опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
- Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
- Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
- Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:
Этапы работы
Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Методы и приемы
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе использовала следующие методы и приемы.
Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Схема воспитанники-родители включает в себя; анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Свою работу строила по следующим принципам:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
Проведенное анкетирование среди родителей показало, что большинство 75% считают необходимо внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, 12% считают эту тему не интересной, для детей, 13% не задумывались об этом. Действительно многие родители понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Дополнительно было принято решение провести для родителей консультацию «Финансовая грамотность дошкольников». Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании экономических представлений в условиях детского сада, реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в ДОУ.
Работу над опытом планирую вести течение двух лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2019 года), до момента выявления результативности (июнь 2021 года).
Опыт базируется на основе авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика. Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании блоков по ознакомлению детей с азами экономики.
- Блок «Труд и продукт (товар)»
- Блок «Деньги и цена (стоимость)»
- Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
- Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Знакомство детей с блоками проходит поэтапно.
Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:
- занятия-соревнования,
- занятия-путешествия,
- занятия-экскурсии,
- занятия-викторины и т. д.
Занятия по данной программе включают:
1. Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
2. Подготовка и проведение экскурсий в магазины и виртуальный банк.
3. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
4. Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия).
5. Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
6. Решение арифметических задач, кроссвордов.
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц Игоря Владимировича «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Татьяна Львовна, Меньшикова Ольга Ивановна «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Эдуард «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова Ирина Михайловна, Лукьянова Раиса Сергеевна«Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».
Для закрепления сложных экономических понятий можно использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного мальчика Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами.
На первых ступенях работы блока «Труд и продукт» дети получают знания и представления о том, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть, как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.
2 блок: «Деньги. Цена»
Задачами блока являются: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).
Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей.
Игры «Доходы семьи Экономистов», «Доходы семьи крокодила Гены», «Какие бывают расходы» знакомят детей с понятиями: бюджет, доход, расход. Из чего складывается семейный бюджет. Решая проблемные ситуации «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги. Игра-занятие «Дом, в котором «живут» деньги?» знакомит детей с понятием «банк». Почему это удобно и выгодно, когда деньги хранят в сбербанке.
Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.
2. Цена.
Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Включение в работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (изготовление «денег», вывесок и др.), конструированию.
Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами». Например: во время игры в магазин дети учатся называть цену товара, узнают, что при помощи денег устанавливается, какая вещь дороже, какая дешевле. Деньгами выражается цена вещей, т.е. их стоимость.
Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.
Проведение беседы о деньгах и о денежных единицах разных стран.
3 блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
1 этап. Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Что такое реклама. Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»). Сочиняем рекламу Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.
Отсюда и название 4 блока «Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика».
В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря. Примерами служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например: уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно:
- Создание определенной предметно-развивающей среды.
- Разработка перспективно-тематического плана.
- Разработка конспектов тематических занятий к блокам.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;
- организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного
учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Работая с детьми по блочной системе, возможно, достичь цели: воспитание с детских лет разумного потребителя, умеющего ценить заботу взрослых, их труд, любую полезную деятельность. Это один из путей воспитания субъекта созидательной деятельности.
Диагностическое обследование выявления уровней сформированности финансовой грамотности у дошкольников проводилось на основании выделенных в учебном пособии Смоленцевой А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» уровней развития.
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления. Данные убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по формированию финансовой грамотности возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню сформированности знаний.
Группа | Начало года(%) | Конец года(%) |
Средняя группа 2019-2020 уч.г. | Высокий-2(13%) Средний-8(53%) Низкий-5(34%) | Высокий-10(67%) Средний-4(27%) Низкий-1(6%) |
Старшая группа 2016-2017 уч.г. | Высокий-6(40%) Средний-7(47%) Низкий-2(13%) | Высокий- Средний- Низкий- |
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Таким образом, использование блочной системы по формированию экономического мышления на определенном этапе обучения, позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка, поможет его нравственному становлению.
Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, я пришла к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.
Спасибо за внимание!!!
Библиографический список
1.Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М.- 1989.-159с.
2. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.
3. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.
4. . Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь.М.- 1997.- 78с.
5. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.
6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2006.-88с.
8. Смоленцева, А.А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А.А. Смоленцева, М.А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с.12-16.
9. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.
10.Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.
11.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
12. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
13.Эльконинова,Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников/ Л.Л. Эльконинова // Мир психологии.- 1998.-№3.- с.42-51
14. Якобсон, С.Г. Дошкольник, какой он?/ С.Г. Якобсон, Е.В Соловьева -М.- 2002.-78с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникает вопрос: когда следует начать знакомство с экономикой? В статье затрону...
«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)
На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...
Опыт работы «Развитие навыков финансовой грамотности в дошкольном возрасте как основа ранней профессиональной ориентации в образовательной организации»
Развитие навыков финансовой грамотности в дошкольном возрасте как основа ранней профессиональной ориентации в образовательной организации...
Буклет ""Энергосбережение" (информационный материал для родителей в рамках кружковой работы по финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
По горам, лесам и сёлам,Деревням и городамДень и ночь бежит весёлый,Быстрый ток по проводам.В. Колодкин В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество»...
«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»
Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...
Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы«Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»...
Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...