"Финансовая грамотность детей как проблема современного образования" (эссе)
статья по основам финансовой грамотности

Кузнецова Наталья Михайловна

Тема моего конкурсного эссе: «Финансовая грамотность детей как проблема современного образования, выбрана не случайно. В моей работе важно доказать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке, в период цифровой экономики. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, и, соответственно, строить свою жизнь более организованно. Экономическое воспитание не только приближает ребенка в реальной жизни, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность детей как проблема современного образования

Тема моего конкурсного эссе: «Финансовая грамотность детей как проблема современного образования, выбрана не случайно. В моей работе важно доказать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке, в период цифровой экономики. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, и, соответственно, строить свою жизнь более организованно. Экономическое воспитание не только приближает ребенка в реальной жизни, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Финансовую культуру детей можно охарактеризовать как аспект экономического воспитания, в то же время, это глобальная социальная проблема, которая сопровождает ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети познают экономическую сторону жизни и овладевают первичными экономическими знаниями, начиная с семьи, когда слышат рекламу по телевизору, либо сталкиваются с деньгами, когда ходят с родителями в магазин.

Именно в дошкольном возрасте наиболее увлекательным средством формирования финансовой культуры становится игровая деятельность, с помощью которой дети расширяют свой кругозор в вопросах бережливости и вырабатывают элементарные практические навыки, а также создают предпосылки для психологической подготовленности в финансовый мир. Дети в процессе игр, включающих познавательное и воспитательное содержание, не подозревают, что осваивают знания. Именно игры формируют у дошкольников основы культуры финансов, к которой важно еще с детства приобщить ребенка, так как это путь приспособленности к социуму.

Базой для работы по формированию финансовой культуры становится опыт ребенка, полученный в повседневной жизни. Каждый день ребенок поневоле встречается с экономикой, в семье, общении с друзьями. Дошкольным образовательным учреждениям следует сформировать правильное представление о деньгах с помощью ведущей в дошкольной педагогике игровой деятельности, которая закрепит представления детей о мире экономических явлений, терминах и поможет приобрести новые экономические знания, умения и навыки, а также расширит их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Интерес детей в мир экономики поддерживается при помощи созданных условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения.

В средней группе в созданном уголке «Город финансов» размещают ряд вспомогательных игр:

для привлечения внимания к родному городу - карта города с  торговыми центрами, банками, музеями;

с целью вовлечения детей в мир финансовой культуры – настольно-печатные игры по экономике, например, лото с вопросами «Что продается в магазине?»;

вовлечение ребенка в изучение цифр и счета – картотека сюжетно-ролевых и дидактических игр «Магазин», «Жила-была денежка»;

получение информации о финансовых терминах: деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит через произведения художественной литературы по данной тематике (сказки, рассказы, устное народное творчество).

Различные виды игровой деятельности проводятся 1-2 раза в неделю и включаются в разные формы и методы работы с детьми в образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность.

На квест-игре дети знакомятся с понятием деньги, помогают игровому персонажу справляться с различными заданиями.

На играх логического блока дети знакомятся, какими деньгами пользуются люди других стран.

Уголок также содержит атрибуты к сюжетно-ролевым играм для приобщения к социальному миру взрослых и моделирования различных жизненных ситуаций (счеты, копилки, калькуляторы, кассовые аппараты, банкомат).

Игровые ситуации «Золотая денежка», «Банкомат» закрепляют представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы.

Проводя подобные игры, мы проводим одновременно и профориентационную работу, рассказывая детям о профессиях, что все они необходимы, а результат людей оплачивается деньгами.

В работе с детьми использовалась пословицы и поговорки на экономическую тематику, которые они пытались объяснить, например: «Нелегко деньги наживать, а легко проживать».

Систематическая работа приводит, как правило, к положительной динамике формирования финансовой культуры посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выражается в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимые игры, занятия, малый фольклорный жанр позволили не только обучить, но и воспитать дух взаимопомощи, обогатили словарный запас у детей экономическими терминами. В результате у детей повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение.

По нашему мнению, подобный комплекс мероприятий перспективен, следует наращивать количество подобных игр, направленных на формирование финансовой культуры и познавательной активности.

Список литературы

  1. Глухих Н. Дети и финансы: что родители должны знать про карманные деньги / Н. Глухих // Консультант. — 2012. — № 17. — С. 88-92. — (Личные деньги).
  2. Гусева Е. Финансовая грамотность дошкольников / Е. Гусева // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2017. — № 4. — С. 29-31. — (Единое пространство детства).
  3. Красавина Е. Дети и деньги : растим миллионера / Е. Красавина. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013. — 255 с.
  4. Криничная А. Карманные деньги / А. Криничная // Мой ребенок. — 2012. — № 9. — С. 214-218. — (Мамин класс).
  5. Пакова Е.Н. Уроки финансовой грамотности необходимы каждому /  Е.Н. Пакова // Педагогическая мастерская. Все для учителя!. — 2017. — № 7/8. — С. 50-55. — (Урок. В поисках мотивирующего контента).
  6. Сакович Ю.В. Нюансы семейной финансовой азбуки: тренинг для детей и родителей : в помощь преподавателям факультативных курсов по изучению основ экономики и предпринимательства / Ю. Сакович // Народная асвета. — 2015. — № 3. — С. 13-15. — (Бизнес-инкубатор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникает вопрос: когда следует начать знакомство с экономикой? В статье затрону...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Опыт работы над проблемой «Финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Здравствуйте!Я, Донецкова О.А. – воспитатель детского сада «Сказка» х. Гапкин. Хотела бы поделиться с Вами Опыт работы над проблемой «Финансовой грамотности детей дошкольного в...

Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, т.е. сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с роди...

Формирование финансовой грамотности дошкольников в проблемах современного образования

«Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б. Аурбах ...

Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых...

«Финансовая грамотность детей как проблема современного образования»

Эссе. Мой взгляд на обучение детей основам финансовой грамотности....