Формирование финансовой грамотности дошкольников в проблемах современного образования
учебно-методический материал (младшая группа)

Шишмакова Наталья Робертовна
«Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б. Аурбах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 67 "Крепыш"

Эссе

Формирование финансовой грамотности дошкольников в проблемах современного образования

                                        Выполнила:        

                                Воспитатель Н. Р. Шишмакова

«Нажить много денег – храбрость, сохранить их –

мудрость, а умело расходовать их – искусство».

Б. Аурбах

С чем для вас ассоциируется термин финансовая грамотность? Наверняка в голове проносятся различные мысли об умении экономить, зарабатывать, правильно распределять деньги! А может, вы мыслите более глубоко и думаете о банкирах, бизнесменах, котировках и акциях. До недавнего времени, для меня понятие финансовой грамотности было связано с чем-то очень сложным, требующим кропотливой работы над цифрами, планами. И конечно я считала, что не каждому взрослому человеку под силу овладеть нужными финансовыми навыками, что уж там говорить о подростках и тем более о детях дошкольного возраста.
          Приступая к изучению курса «Финансовая грамотность для дошкольников», я с трудом могла представить, что ждет меня на данном этапе, смогу ли я доступно объяснить детям 6 – 7 лет то, как правильно экономить деньги, что такое бизнес, бюджет и так далее. Моя работа началась с изучения литературы по данному направлению. В просторах сети Интернет я увидела книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» с пометкой «Рекомендовано к прочтению». Очень заинтересовала надпись на книге: «Чему учат детей богатые родители и чему не учат бедные». Конечно же, я начала прочтение данной книги с неподдельным интересом, и она произвела на меня неизгладимое впечатление. Я поняла, что огромную роль в становлении будущего детей, в том числе и финансового, играет пример родителей. Автор книги противопоставляет своих отцов (духовного и биологического):
у богатого папы он учится, как делать нужно, а у бедного как не нужно. Именно слияние двух точек зрения отцов воспитало в авторе крупного бизнесмена, который делится своими секретами в книге.

Родители обучают детей финансовой грамоте каждый по-своему и семейная культура денег у всех различная. Некоторые родители с раннего детства вводят детям понятие денег, говоря им, что купить и самостоятельно отправляя в магазин. А другие до старшего возраста не доверяют деньги, что, на мой взгляд, абсолютно неправильно. В современном мире дети все чаще на праздники в подарок получают именно деньги.  Это позволяет им уже быть для их возраста финансово свободными, а вот, что они будут с ними делать - потратят на ерунду или будут копить на «мечту», это и есть финансовое воспитание и начинается оно с ранних лет уже в семье.

Мой опыт проведения занятий по данному курсу в первую очередь начался с бесед и анкетирования родителей. Это было сделано для того, чтобы узнать их мнение по поводу обучения детей основам финансовых отношений и разработать свою программу по изучению данного курса.

Но как донести нужную информацию до ребенка-дошкольника? Как научить детей грамотно распоряжаться деньгами? С помощью каких методов и средств воспитать в нем финансово грамотного человека?  Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. Поэтому я решила ее использовать в своей работе. Конечно же, дети играют в ролевые игры «Магазин», «Банк», «Рынок» и т. д. Уже несколько лет в своей педагогической деятельности я использую парциальную программу «Театр – творчество – дети» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. Решила ее использовать и для изучения финансовой грамотности. Вместе с детьми инсценируем сказки экономической направленности. Это сказки С. Михалкова «Как мужик корову продавал», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк» и т.д. Сколько эмоций у детей вызывает перевоплощение в героев известных сказок! Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Сказки аккумулируют вековой финансовый опыт народа, используются для воспитания таких «финансовых» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. Данный метод способствует не только развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства, но и совершенствованию экономических знаний дошкольников.

К изучению финансового курса стараюсь привлечь и родителей, давая рекомендации для совместного с детьми просмотра и обсуждения мультфильмов серии «Уроки тетушки Совы», чтение книг и составления карты желаний. Ведь желаний у детей дошкольников много, в том числе и финансового характера. Очень часто можно наблюдать в магазине детские истерики со словами «Я хочу» и робкие попытки родителей утихомирить своих детей. Поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо уже в дошкольном возрасте. Ребенок должен понимать, что такое потребности, бюджет, нужды семьи, а не только, что он хочет и что нужно ему.

Свои занятия строю по четким модулям, последовательно тема за темой.  Чем дальше мы изучали курс, тем детям становилось более интересно и каждое занятие начиналось с особого внимания и «искорки» в глазах воспитанников. Детям не терпелось узнать о дальнейших приключениях кота Белобока и его друзей. Экспресс диагностика на протяжении занятий также показывала хорошие результаты изучения курса. Энергичность, активность и доброжелательное настроение присутствовало у большинства воспитанников до самого конца занятия.

В заключении хочется сказать, что отсутствие навыков управления деньгами приводит к печальным последствиям: закредитованность, чрезмерное потребление не по средствам, жизнь от зарплаты до зарплаты без финансовой подушки безопасности и пенсия, которой не всегда хватает даже на базовые потребности. Именно поэтому так важно с детства формировать правильные финансовые привычки. В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности делает дошкольника ближе к реальной жизни, формирует экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию первичных экономических представлений необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Закончу свое размышление словами Роберта Кийосаки: «Чтобы стать богатым, не обязательно быть талантливым и способным. В мире полно бедных талантливых людей. Необходимо быть финансово грамотным…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника.

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

в данной публикации расположены рекомендации для педагогов по формированию финансовой грамотности...

Формирование финансовой грамотности дошкольников

В данном материале раскрывается важность формирования финансовой граммотности у дошкольников....

"Современные подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников"

Автором представлен материал по формированию финансовой грамотности у дошкольников....

"Финансовая грамотность детей каак проблема современного образования" (эссе)

Тема моего конкурсного эссе: «Финансовая грамотность детей как проблема современного образования, выбрана не случайно. В моей работе важно доказать, что грамотное отношение к собственным деньгам...