АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
В статье рассматривается актуальность проблемы инклюзивного образования в России. Освещается ряд проблем, с которыми сталкивается современное общество в новых условиях. Обозначается необходимость и целесообразность инклюзии в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_sovremennogo_obrazovaniya_detey_s_ovz.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376
Байдикова О.В.
учитель – логопед
МДОУ "Детский сад общеразвивающего
вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района
Белгородской области", РФ
Наумова Н.П.
воспитатель
МДОУ "Детский сад общеразвивающего
вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района
Белгородской области", РФ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация
В статье рассматривается актуальность проблемы инклюзивного образования в России. Освещается ряд проблем, с которыми сталкивается современное общество в новых условиях. Обозначается необходимость и целесообразность инклюзии в целом.
Ключевые слова
ОВЗ, инклюзивное образование.
В последние наиболее отчетливо проявляется тенденция к росту численности детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это понятие впервые появилось в 2012 году в законе «Об образовании в Российской Федерации». На его основании дети с ОВЗ определяются как лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания социальных условий. [1, 87-88]
Выделяют несколько категорий детей с особыми потребностями. Среди них дети:
1. имеющие нарушения слуха;
2. имеющие нарушения зрения;
3. имеющие нарушения речи;
4. имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата;
5. страдающие умственной отсталостью;
6. страдающие задержкой психического развития;
7. имеющие нарушения поведения и общения;
8. имеющие комплексные нарушения психофизического развития
Для обеспечения полноценной жизни таких детей, на первый план выходит необходимость обеспечения оптимально равных условий для их обучения в среде здоровых сверстников. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса.
Создание оптимальных условий для образования детей с особыми возможностями является одной из основных задач для нашей страны. Мы испытываем потребность в создании инклюзивного общества, в котором бы каждый смог почувствовать свою необходимость, востребованность и возможность реализовать свой потенциал.
Именно этот вид образования признан во всем мире одним из самых гуманных и эффективных.
Инклюзивное образование сегодня можно по праву считать одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики Российской Федерации. По статистическим данным в России насчитывается более 2 млн. детей, имеющих особые потребности. Возможность обучаться и развиваться среди детей без особенностей им дает инклюзивное образование.
В его основе лежит идея о том, что каждый ребенок без исключения имеет право получить качественное образование независимо от состояния здоровья. Именно в тандеме со здоровыми сверстниками дети с ОВЗ смогут успешно социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях решает инклюзивное образование. На основании закона «Об образовании» инклюзивное образование является обеспечением равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 ФЗ №273 «Об образовании»). [2, 48]
Такой вид обучения предполагает как организацию совместных образовательных занятий, так и досуговой деятельности детей с особыми потребностями и детьми без особенностей развития.
Долгие годы российская система образования разделяла детей на здоровых и инвалидов. Дети, имеющие особенности в развитии, не имели право получать образование наравне с нормально развивающимися детьми. Для них были предусмотрены специализированные образовательные учреждения. Такая система неминуемо вела к дискриминации и отчуждению особенных детей.
Инклюзия являет собой совместное обучение детей с ограниченными возможностями с детьми без особенностей развития.
Введение инклюзии в образовательные учреждения – это эффективный шаг к удовлетворению потребностей детей с ОВЗ в образовании. [1, 67-69]
Инклюзивное образование преследует своей целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми без исключения.
Однако на пути к достижению этой цели имеется ряд проблем:
- трудности социально-психологической адаптации детей с особыми потребностями.
- сложности в представлении и осуществлении подходов к обучению детей с особыми потребностями;
- неприятие детей с ограниченными возможностями;
- отрицательное отношение обычных детей к детям с ограниченными возможностями;
- протест родителей детей без особенностей развития обучать их совместно с детьми с особенностями;
- отрицание идеи инклюзивного образования в целом.
Только решение этих проблем позволит детям с ОВЗ добиться более высокого уровня социального взаимодействия со сверстниками без особенностей в сравнении с теми детьми, которые обучаются в специализированных учреждениях. [3, 40]
Следует учесть, что инклюзивное образование предполагает не только создание технических условий для обучения детей с ОВЗ, но и учет психофизических возможностей такого ребенка. То есть образовательных учреждениях необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение, создать особый морально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах.
Подводя итоги вышеизложенному, мы приходим к тому, что инклюзивное образование предполагает:
- освоение образовательной программы детьми с ОВЗ не в коррекционном, а в общем учебном заведении; при этом таким детям предусмотрено оказание специализированной помощи;
- вовлечение в воспитательно - образовательный процесс каждого ребенка при помощи образовательной программы, соответствующей его способностям;
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
Целесообразность внедрения инклюзивного образования не вызывает сомнений. Именно этот вид обучения в дошкольном образовательном учреждении предоставляет возможность оказать необходимую коррекционно-педагогическую и медико-социальную помощь огромному количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту проживания ребенка, обеспечивает родителей консультативной поддержкой, а также подготавливает общество к принятию человека с особыми потребностями. [2, 35-36]
Список использованной литературы:
- Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л.В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011
- Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2008.
- Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 – с. 40.
©Байдикова О.В., Наумова Н.П., 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываю...
Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.
Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок, с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
В первую очередь мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. В настоящее время...
статья "Актуальные проблемы современного образования"
В статье обсуждаются проблемя современного дошкольного образования, согласно ФГОС...
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть проблемы современного образования. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные ...
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
В сегодняшние дни есть и проблемы современного образования. ...
Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ
В статье рассматривается актуальность проблемы инклюзивного образования в России. Освещается ряд проблем, с которыми сталкивается современное общество в новых условиях. Обозначается необходимость и це...