Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир экономики»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Цель программы – помочь детям 6-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushakova_pervye_shagi_v_mir_ekonomiki.docx | 57.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Планета детства»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Первые шаги в мир экономики» на 2023-2024 г.
(для детей 6-7 лет)
срок реализации 1 год
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Составитель: воспитатель Ушакова Е.В.
Тамбовский МО
р.п. Новая Ляда, 2023г.
Содержание:
- Пояснительная записка________________________________стр. 3-9
- Учебно-тематический план____________________________стр. 9-10
- Содержание программы_____________________________стр. 10-14
- Перспективный план по взаимодействию с родителями___________________________________________стр. 14
- Методическое обеспечение программы___________________стр. 15
- Список литературы_________________________________ стр. 15-16
- Пояснительная записка
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Направленность программы:
по содержанию – социально-коммуникативная
по функциональному предназначению – дополнительное образование
по форме организации – кружковая
Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», А.Д. Шатова;
- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»
Новизна заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что у ребенка развивается воображение, коммуникативные способности, навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формируются первоначальные навыки самопознания, самооценки и саморазвития личности.
Цель программы – помочь детям 6-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи программы:
Обучающие:
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.)
Развивающие:
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
- способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии;
- способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия;
- развивать фантазию, изобретательность
Воспитывающие:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- воспитывать у детей интерес к творческой деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества
Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.
Режим реализации программы:
Возрастная группа | Количество занятий | Длительность занятий | Форма организации | Срок реализации | Наполняемость групп | ||
в год | в месяц | в неделю | |||||
Для 6-7 лет | 36 | 4 | 1 | 30 мин | групповая | 1 год | 12-20чел. |
Состав кружка «Первые шаги в мир экономики» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на занятиях.
Формы реализации программы:
- групповая и индивидуальная работа с детьми
- выставки творческих работ в группе и в МАДОУ
- тематические развлечения
- мастер-классы с педагогами и родителями
- консультации для родителей и педагогов
- родительские собрания с использованием ИКТ
- публикация информации на сайте МАДОУ
- оформление предметно-пространственной среды
Методы и приемы реализации программы:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Cпособы и средства реализации программы:
- тематические занятия
- пальчиковая гимнастика
- дидактические игры
- физкультминутки
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
- просмотр видео и фотоматериалов
- уголок художественного творчества в группе
Целевые ориентиры освоения программы:
К концу курса дети должны знать и уметь:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
- выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
- получат навыки совместной работы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год.
Диагностическая карта
для детей дошкольного возраста:
Ф.И. ребёнка | Труд и продукт труда | Деньги и цена | Реклама | Полезные экономические навыки в быту | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
1 балл - низкий уровень. Дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех трех заданий, а также в процессе наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности.
2 балла - средний уровень. Дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
3 балла - высокий уровень. Дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
- Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Общее количество часов | |
1. | «Труд и продукт труда (товар)» | 5 | |
2. | «Деньги и цена (стоимость)» | 13 | |
3. | «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» | 9 | |
4. | «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | 9 | |
Итого: | 36 |
- Содержание программы:
Раздел 1. «Труд и продукт труда (товар)»
Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.
Раздел 2. «Деньги и цена (стоимость)»
Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).
Раздел 3. «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).
Раздел 4. «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).
«Календарно-тематическое планирование
Дата | Раздел | Программные задачи | Формы занятий | Формы подведения итогов | |
Ме-сяц | Неделя | Тема занятия | |||
Сентябрь | 1 | Раздел 1. «Труд и продукт труда (товар)»
| -Знакомство с понятиями «труд», «продукт труда», «профессия» -Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности -Воспитание уважения к профессиям близких им людей | групповая | Выставка рисунков «Моя будущая профессия» |
2 | 2. «Как я помогаю близким» | -Знакомство с экономическими категориями: «труд», «качество», «умелость» -Формирование социально-нравственных качеств: сообразительность, умение осознать свою вину, способность исправить ошибку -Беседа о необходимости трудиться | |||
3 | 3. «Мои добрые дела» | -Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, милиционер) -Игра «Кто больше назовет профессий» | |||
4 | 4. «Игрушка своими руками» | -Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность | |||
Октябрь | 1 | ||||
5.Мой товар на ярмарку | -Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени -Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества) | групповая | Групповая аппликация «Мой товар на ярмарку» | ||
2 | Раздел 2. «Деньги и цена (стоимость)» 1. «Монеты моей страны» | -Дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи -Знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег -Воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению | |||
3 | 2. «Деньги разных стран» | -Воспитывать интерес к истории других стран через культурное понятие «деньги» -Рассматривание с детьми изображения современных денег -Рассуждения детей о том, почему монеты разного размера, а купюры разного цвета; что означают цифры, изображенные на деньгах | |||
4 | 3. «Места торговли» | -Расширить представление о деньгах, их ценности -Развивать способность разумно расходовать деньги -Экономические категории: затраты, прибыль | |||
Ноябрь | 1 | 4. «Мой вклад в бюджет семьи» | -Знакомство дошкольников с понятием «бюджет семьи» -Знакомство с экономическими категории: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие | групповая | Игра «Кто больше назовет профессий» |
2 | 5. «Добрые дела нашей семьи» | -Формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью Воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям | |||
3 | 6. «Необычные формы денег» | -Закрепление понятий «монеты», «купюры», «деньги» -Знакомство с новыми понятиями «дорогой», «дешевый» | |||
4 | 7. «Копилка для монет» | -Закрепление понятия необходимости труда как средстве зарабатывания денег -Воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится -Воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости -Диалог с детьми о разнообразии профессий, о том, как люди зарабатывают деньги в городе, в деревне | |||
Декабрь | 1 | 8. «Обмен продуктами труда» | -Формирование представления о значении труда, как средстве заработка денег -Воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится -Воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости -Экономические категории: зарплата, профессия, труд | групповая | Беседа о необходимости трудиться
|
2 | 9. «Покупки в магазине» | -Формировать понимание зависимости между качеством товара и его ценой -Развивать у детей смекалку, сообразительность -Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, деньги | |||
3 | 10. «Мы ходим за покупками» | -Закрепление понятий «дорогой», «дешевый» -Помочь понять связь цены и качества товара -Экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак воспитание уважения к труду людей | |||
4 | 11. «Что значит быть бережливым» | -Расширить представление о деньгах, их ценности -Развивать способность разумно расходовать деньги -Экономические категории: деньги, расход воспитание экономности, бережливости | |||
Январь | 1 | 12. «Как производят деньги» | -Развивать способность разумно расходовать деньги -Расширить представление о деньгах, их ценности -Экономические категории: прибыль, потребление, накопление воспитание экономности, бережливости | групповая | Аппликация «Приключения монетки» |
2 | 13. «Приключение монетки» | -Формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок -Развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду -Воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия | |||
3 | Раздел 3. «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» 1. «Моя любимая реклама» | -Знакомство с понятием «реклама», «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство» -Воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности | |||
4 | 2.«Фантастическая реклама» | - Закрепление понятия «реклама» -Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар -Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы | |||
Февраль | 1 | 3.«Спецэффекты в рекламе» | -Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов -Воспитание эстетического отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору, улице, городу -Осознание смысла соблюдения чистоты и порядка | групповая | Групповая выставка рисунков «Реклама на плакатах» |
2 | 4. «Реклама: правда и вымысел» | -Расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей -Экономические категории: реклама, привлекательность | |||
3 | 5. «Реклама на плакатах» | -Беседа с детьми о том, как выглядит их подъезд, наклеена ли реклама на стенах и дверях подъезда. дать правильную оценку недопустимой деятельности рекламораспространителей -Задание детям: принести в детский сад рекламные листки из почтового ящика | |||
4 | 6. «Сравним товар в рекламе и в магазине | -Уточнить представление о назначении рекламы -Развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой -Развивать способность критически оценивать рекламу экономические категории: реклама, выгода | |||
Март 3 | 1 | 7. «Рекламные уловки»» | -Формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости | групповая | Творческая презентация «Я рекламирую» |
2 | 8. «Почему нельзя верить рекламе» | -Воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности -Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций | |||
3 | 9. «Я рекламирую…» | -Работа с рекламными буклетами (детского содержания) -Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей» -Формируем представление о целесообразности покупки -Экономические категории: рекламодатель, реклама, выгода | |||
4 | Раздел 4. «Полезные экономические навыки и привычки в быту» 1.«Моя любимая игрушка» | -Научить детей бережному отношению к вещам; -Подсказать ребенку, какими вещами он может самостоятельно распоряжаться, а какими – только с ведома взрослых; -Научить ребенка прогнозировать последствия своих решений | |||
Апрель | 1 | 2.«Вторая жизнь игрушки» | -Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь | групповая | Выставка фигурок из пластилина «Моя копилка» |
2 | 3.«Хорошо-плохо» | -Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам | |||
3 | 4. «Я уважаю чужой труд» | -Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей | |||
4 | 5. «Почему жадничать - плохо?» | -Дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудового нравственного выбора и др. | |||
Май Май | 1 | 6. «Хороший хозяин – это тот, кто…» | -Подсказать ребенку, какими вещами он может самостоятельно распоряжаться, а какими – только с ведома взрослых; -Научить ребенка прогнозировать последствия своих решений | ||
2 | 7. «Что значит быть экономным?» | -Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости -Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами | групповая | Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» | |
3 | 8. «Половицы и поговорки» | -Воспитывать разумные потребности -Стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности | |||
4 | 9. «Мы - бережливые» | -Закрепить пройденный материал - Закрепить названия профессий, связанных с экономикой; - Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей |
IV.Перспективный план по взаимодействию с родителями
№ п\п | Мероприятия | Сроки |
1 | Выставка рисунков «Моя будущая профессия» | сентябрь |
2 | Групповая аппликация «Мой товар на ярмарку» | октябрь |
3 | Анкетирование для родителей «Экономика в семье» | ноябрь |
4 | Мастер-класс по оригами для родителей «Игрушка своими руками» | декабрь |
5 | Консультация «Экономическое воспитание детей дома» | январь |
6 | Буклет «ЭКОНОМиЯ» | февраль |
7 | Памятка «Несколько советов по экономическому воспитанию детей» | март |
8 | Буклет «Что значит быть экономным?» | апрель |
9 | Совместная выставка творческих работ | май |
V.Учебно-методическое обеспечение:
Для успешной реализации данной программы необходимо:
| Магнитофон и аудиозаписи детских песен, художественных произведений, звуков природы, пианино, телевизор и DVD проигрыватель, диски с записью развивающих игр, мультфильмов и программ, компьютер, проектор, белый экран для демонстрации слайд-шоу и презентаций. |
| Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами, иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства; схемы, технологические карты. |
VI.Список литературы для педагогов:
- А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
- Шатова А.Д., Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.
- Дружные ребята/ Под ред. Р.С. Буре. М., 1977.
- Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
- Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
- Козлова С.А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
- Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. М., 2002.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Спб., 2001.
- Смоленцева Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.
Список литературы для воспитанников:
- Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993. 9. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008г.
- Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
- Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «занимательная экономика»
Среди широкого круга проблем, связанных с воспитанием детей, значимое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников. Ведь современный человек должен обладать азами экономической ку...
Дополнительная общеобразовательная программа "Секреты экономики и ведения домашнего хозяйства"
Правильное ведение домашнего хозяйства - основа стабильности каждой семьи. И жить по правилам экономики нужно начинать с раннего детства. Необходимые советы и правила вы найдёте в моей программе....
Дополнительная общеразвивающая программа "Первые шаги в экономику"
Программа способна:- Положить начало для развития экономического мышления, проявления интереса к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; пополнению представлений о новых профессиях и т...
«Организация работы с дошкольниками по программе «Первые шаги в мир экономики» для детей 6-7 лет»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Финансовая грамотность» (1-ый год обучения) на тему: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Данный конспект разработан, чтобы закрепить полученные за год экономические знания в разных видах экономической деятельности. ООД способствуе...
открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:«Шаг за шагом» социально-педагогической направленности Тема «Шар»
Предмет: "Элементарные математические представления"Тема занятия: "Шар".Цель занятия : формировать предсталения о форме шар....
Дополнительная общеразвивающая программа «Первые шаги в мир театра»
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным...