Дополнительная общеразвивающая программа «Первые шаги в мир театра»
рабочая программа (средняя группа)
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь направленная на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают.Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Винкс, бакуганы и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
Сегодня необходимо искать новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к художественно – эстетическому воспитанию дошкольников и нетрадиционные пути в творческом взаимодействии с детьми, которые позволят пробудить интерес к театральному искусству, музыкальной деятельности, художественному творчеству и литературе.
Одно из самых популярных и увлекательных направлений является театрализованная деятельность детей в ДОУ. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер.
К театрализованной деятельности детей в ДОУ нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Целью современного образования, которое заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, важным направлением в развитии личности является формирование творческих способностей детей.
Данная программа разработана в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, программой«Театрализованные занятия в детском саду. Программа направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка, поддержание интереса к познанию, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, проявление личностных качеств, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.
Программа обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6- 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа опирается:
Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить кругозор малыша. Важнейшую роль в этом играет театрализованная деятельность в детском саду. Она занимает особое место среди видов художественной деятельности дошкольников.
Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя. А в игре он познает окружающую действительность. Гармоничное сочетание различных видов искусства в театрализованной деятельности позволяет решать задачу художественного развития и формирования творческой активности ребенка. Именно театральная игра воспитывает многие положительные качества личности и является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.
Театрализованно - игровая деятельность дошкольника должна стать самоценной, свободной, творческой, чтобы разрешить противоречия: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Так же данная деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных направлениях:
- как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и изобразительной;
как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка. Театр в детском саду научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Направленность программы – художественно-творческая.
Адресат - обучающиеся групп общеразвивающей направленности в возрасте 4 -5 лет, проявляющие интерес к творческим видам деятельности.
Актуальность.
В наше время стала «атмосфера» насыщенная отрицательными, тревожными, раздражающими явлениями (телевидение, пресса, мультфильмы и т.д.). Всё это не может не сказаться на здоровье детей, так как несёт разрушение в психоэмоциональной сфере ребенка, препятствует развитию целостного положительного восприятия мира. Приобщение детей к театрализованной деятельности ставит перед собой цель попытаться решить некоторые из поставленных вопросов. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир, накопить опыт общения, познать мир взрослых.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что театр имеет большое значение в жизни ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения, развивает творческие способности и воображение. Театральная деятельность помогает эмоционально и физически разрядиться. Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего возраста к музыке, литературе, театру. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._programma_dop.obrazovaniya_pervye_shagi_v_mir_teatra_gavrikova_li.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга
Дополнительная общеразвивающая программа
«Первые шаги в мир театра»
Срок освоения: сентябрь-май 2023-2024 учебного года.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Разработчик:
Гаврикова Людмила Ивановна
воспитатель ГБДОУ детский сад №52
Колпинского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Чем театр так хорош?
Здесь ты в сказку попадёшь!
Здесь верят в волшебство,
Здесь дружат с чудесами!
Все сказки наяву
Приходят в гости сами!
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь направленная на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают.Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Винкс, бакуганы и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
Сегодня необходимо искать новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к художественно – эстетическому воспитанию дошкольников и нетрадиционные пути в творческом взаимодействии с детьми, которые позволят пробудить интерес к театральному искусству, музыкальной деятельности, художественному творчеству и литературе.
Одно из самых популярных и увлекательных направлений является театрализованная деятельность детей в ДОУ. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер.
К театрализованной деятельности детей в ДОУ нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Целью современного образования, которое заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, важным направлением в развитии личности является формирование творческих способностей детей.
Данная программа разработана в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, программой«Театрализованные занятия в детском саду. Программа направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка, поддержание интереса к познанию, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, проявление личностных качеств, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.
Программа обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6- 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа опирается:
- Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить кругозор малыша. Важнейшую роль в этом играет театрализованная деятельность в детском саду. Она занимает особое место среди видов художественной деятельности дошкольников.
- Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя. А в игре он познает окружающую действительность. Гармоничное сочетание различных видов искусства в театрализованной деятельности позволяет решать задачу художественного развития и формирования творческой активности ребенка. Именно театральная игра воспитывает многие положительные качества личности и является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.
- Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики.
- Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
- Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.
Театрализованно - игровая деятельность дошкольника должна стать самоценной, свободной, творческой, чтобы разрешить противоречия: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Так же данная деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных направлениях:
- как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и изобразительной;
- как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка. Театр в детском саду научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Направленность программы – художественно-творческая.
Адресат - обучающиеся групп общеразвивающей направленности в возрасте 4 -5 лет, проявляющие интерес к творческим видам деятельности.
Актуальность.
В наше время стала «атмосфера» насыщенная отрицательными, тревожными, раздражающими явлениями (телевидение, пресса, мультфильмы и т.д.). Всё это не может не сказаться на здоровье детей, так как несёт разрушение в психоэмоциональной сфере ребенка, препятствует развитию целостного положительного восприятия мира. Приобщение детей к театрализованной деятельности ставит перед собой цель попытаться решить некоторые из поставленных вопросов. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир, накопить опыт общения, познать мир взрослых.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что театр имеет большое значение в жизни ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения, развивает творческие способности и воображение. Театральная деятельность помогает эмоционально и физически разрядиться. Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего возраста к музыке, литературе, театру. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
Уровень освоения – общекультурный.
Объем освоения – 36 академических часа.
Срок освоения – 36 дней.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре;
- Обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Развивающие:
- Развить у детей: воображение, речь, чувство видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
- Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей художественный вкус к театру и его разновидностям.
- Формировать морально-этические нормы поведения в различных видах театрального искусства.
- Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью за свои поступки в рамках театральной студии.
Организационно-педагогические условия реализации.
Язык реализации – русский.
Форма обучения – очная.
Особенности реализации: программа рассчитана на краткосрочный курс освоения.
Условия приема на обучение: принимаются все желающие дети 4-5 лет. Специальных умений и навыков не требуется.
Формы организации занятий: программа предполагает групповые занятия.
Продолжительность занятий: 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Занятия проводятся в группах до 16 человек. Обучение происходит преимущественно в игровой форме, в виде практических занятий, на которых обучающиеся развивают свои творческие способности.
Особенность организации образовательного процесса: на занятиях используется специально организованная игровая деятельность, прием обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом без привлечения иных специалистов.
Материально-техническое оснащение.
Помещения для занятий: Музыкальный зал, физкультурный зал; групповая комната;
Технические средства: Проектор с экраном; Ноутбук; Флеш носитель; Магнитофон; Колонка.
Наглядный материал:
- Иллюстрации.
- Маски-шапочки.
- Костюмы.
- Пиктограммы с изображением эмоций.
- Настольный театр.
- Пальчиковый театр.
- Варежковый театр.
- Куклы говорунчики.
- Куклы Би-ба-бо.
- Театр штоковых кукол.
- Театр ложек.
- Верховые куклы на гапите.
- Тростевой театр.
- Театр марионеток.
- Куклы с живой рукой.
- Ростовые куклы.
- Театральные куклы.
- Перчаточные куклы.
- Тростевые куклы.
- Люди – куклы.
Планируемые результаты освоения программы:
- Повышение интереса у детей к театральному искусству;
- Сформированы способности анализировать героев сказок, делать простейшие обобщения;
- Дети умеют применять в спектаклях инсценировках полученные знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства выразительности речи;
- Проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительных инсценировках или драматизациях;
- Умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;
- Пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге, с использованием настольного или магнитного театров, на вопросы воспитателя;
- Могут исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при помощи взрослого.
- Способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
- Могут самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии;
- Умеют выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | Формы контроля/ аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
«Давайте познакомимся!» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я!» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Пойми меня. Язык жестов» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Что такое театр?» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Какие бывают театры?» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Настольный театр» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Пальчиковый театр» | 2 | 1 | 1 | |||
«Штоковые куклы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Куклы — прыгунки» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Музыкальные игры – драматизации в шапочках» | 2 | 1 | 1 | |||
«Варежковые куклы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Театр ложек» | 2 | 1 | 1 | |||
«Как вести себя в театре?» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Верховые куклы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Сила голоса» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Слух и чувство ритма» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Мои эмоции» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Театр теней» | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
«Музыкальные игры – драматизации в костюмах» | 3 | 1,5 | 1,5 | |||
«Игры – импровизации с атрибутами под музыкальное сопровождение» | 2 | 1 | 1 | |||
«Сказки – драматизации» | 2 | 1 | 1 | |||
«В гостях у сказки. Герои положительные и отрицательные» | 2 | 1 | 1 | |||
«Сценические движения и пластика» | 2 | 1 | 1 | |||
«Мы актёры!» театральная постановка. (выбирается на усмотрение педагога исходя из развития и возможностей детей) | 4 | 2 | 2 | |||
ИТОГО | 36 | 18 | 18 |
УТВЕРЖДЕН Приказ № 00-0-23-АХ от 31.08.2023 г. Заведующий ГБДОУ детского сада №52 Колпинского района Санкт-Петербурга ___________________ Хомич Е.А. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Волшебные поделки из бумаги»
на 2023/2024 учебный год
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
Первый | 02.09.2023г | 30.05.2024г | 36 | 36 | 36 | 1 раза в неделю по 1 ак.часу |
*продолжительность академического часа – 20 минут
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
№ | Тема | Краткое содержание тем |
«Давайте познакомимся!» | Знакомство с участниками театральной кружка. Показ оборудования, рассказ о правилах поведения на занятиях. | |
«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я!» | Беседа – игра. Раскрыть понятия «Жест», «Мимика», «Интонация», «Диалог», «Сценический костюм». | |
«Пойми меня. Язык жестов» | Знакомство с различными жестами, позволяющими без слов передавать чувства, характер, настроение человека. Беседа об использование жестов в повседневной жизни детей. | |
«Что такое театр?» | Знакомство с различными видами театров, предлагаемых для ознакомления и освоения в средней группе: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки, пальчиковый, варежковый. Использование наглядности (видеоматериал), доступности (тесный контакт ребёнка и игрушек). | |
«Какие бывают театры?» | Знакомство с назначением театра. Виды театров: стендовый на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол и др. | |
«Настольный театр» | Знакомство с настольным театром, и его атрибутикой. Активное вовлечение детей в сказки – импровизации. | |
«Пальчиковый театр» | Знакомство с пальчиковым театром, и его атрибутикой. Разыгрывание музыкальных песенок – драматизаций. | |
«Штоковые куклы» | Знакомство с театром штоковых кукол, приёмы кукловождения. Разыгрывание музыкальных песен – драматизаций. | |
«Куклы — прыгунки» | Знакомство с куклами – прыгунками. Основные приёмы кукловождения. Разыгрывание музыкальных песен – драматизаций. | |
«Музыкальные игры – драматизации в шапочках» | Знакомство с играми, разучивание музыкального материала. Разговор о героях, их повадках, характере. | |
«Варежковые куклы» | Знакомство с театром варежковых кукол. Основные приёмы кукловождения. Разыгрывание музыкальных песен – драматизаций. | |
«Театр ложек» | Знакомство с театром ложек. Основные приёмы кукловождения. Разыгрывание театральных этюдов. | |
«Как вести себя в театре?» | Знакомство детей с правилами поведения в театре: зрительный зал, фойе, гардероб, буфет. Театральный словарик – спектакль, действие, антракт, театральные звонки. | |
«Верховые куклы» | Знакомство с верховыми куклами и основными приёмами кукловождения. Разыгрывание небольших театральных этюдов. | |
«Сила голоса» | Работа над постановкой голоса с использованием различных упражнений и игровых ситуаций. Использование артикуляционной гимнастики. Работа над речевым дыханием. | |
«Слух и чувство ритма» | Беседа о понятиях «слух», «ритм». Исполнение песенок – импровизаций с ритмическим сопровождением (деревянные палочки, металлофон, ксилофон, колокольчики) по выбору детей. | |
«Мои эмоции» | Беседа – разговор о различных состояниях человека. Способы передачи с помощью мимики, жестов, голоса. | |
«Театр теней» | Знакомство с театром теней. Рассказ об устройстве театра. Основные приёмы кукловождения. | |
«Музыкальные игры – драматизации в костюмах» | Знакомство с играми, разучивание музыкального материала. Разговор о героях (выбор роли по желанию ребёнка). | |
«Игры – импровизации с атрибутами под музыкальное сопровождение» | Знакомство с литературным произведением и музыкальным сопровождением, на основе которого построена игра - музыкальное сопровождение» импровизация. Выразительное чтение по ролям. Индивидуальная работа над ролью (характер, повадки, произношение, интонация). | |
«Сказки – драматизации» | Знакомство с литературным произведением, распределение ролей по желанию детей. Индивидуальная работа над ролью (характер, повадки, произношение, интонация, движения). | |
«В гостях у сказки. Герои положительные и отрицательные» | Чтение русских народных сказок, беседа о сюжете, героях и их поступках. | |
«Сценические движения и пластика» | Знакомство с повадками и особенностями движений животных, и сказочных персонажей. | |
«Мы актёры!» театральная постановка. (выбирается на усмотрение педагога исходя из развития и возможностей детей) | Выбор литературного произведения. Знакомство, чтение, обсуждение пьесы. Выбор роли, разучивание текста (дикция, мимика, интонация, жесты). Чтение по ролям, индивидуальная работа с актёрами. Разучивание танцевальных и музыкальных композиций. Изготовление декораций и костюмов героев пьесы. Общие репетиции. |
Структура занятия в театральном кружке.
№ | Формы работы | Продолжительность |
1 | Завязка. (Начало занятия) 1. Приветствие. 2. Разминка: -Упражнение на расслабление мышц тела: развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения; -Упражнение для голоса: артикуляционная гимнастика; | 4 минут |
2 | Развитие действия: -Упражнения на развитие речи; -Творческие упражнения; -Упражнения на воображение; -Упражнения на развитие пластической выразительности; | 8 минут |
3 | Кульминация. Актерские этюды; | 4 минуты |
4 | Развязка. Упражнения на развитие мимики; | 2 минуты |
5 | Финал (окончание занятия) | 2 минуты |
УТВЕРЖДЕН Приказ № 00-0-23-АХ от 31.08.2023 г. Заведующий ГБДОУ детского сада №52 Колпинского района Санкт-Петербурга ___________________ Хомич Е.А. |
Календарно-тематический план на 2023-2024 уч. год
«Первые шаги в мир театра»
Группа «Фантазеры», количество часов – 36.
№ | Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Дата план | Дата факт |
1 | «Давайте познакомимся!» | 1 | 0,5 | 0,5 | 7.09.23 | |
2 | «Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я!» | 1 | 0,5 | 0,5 | 14.09.23 | |
3 | «Пойми меня. Язык жестов» | 1 | 0,5 | 0,5 | 21.09.23 | |
4 | «Что такое театр?» | 1 | 0,5 | 0,5 | 28.09.23 | |
5 | «Какие бывают театры?» | 1 | 0,5 | 0,5 | 5.10.23 | |
6 | «Настольный театр» | 1 | 0,5 | 0,5 | 12.10.23 | |
7 | «Пальчиковый театр» | 2 | 1 | 1 | 19.10.23 26.10.23 | |
8 | «Штоковые куклы» | 1 | 0,5 | 0,5 | 2.11.23 | |
9 | «Куклы — прыгунки» | 1 | 0,5 | 0,5 | 9.11.23 | |
10 | «Музыкальные игры – драматизации в шапочках» | 2 | 1 | 1 | 16.11.23 23.11.23 | |
11 | «Варежковые куклы» | 1 | 0,5 | 0,5 | 7.12.23 | |
12 | «Театр ложек» | 2 | 1 | 1 | 14.12.23 21.12.23 | |
13 | «Как вести себя в театре?» | 1 | 0,5 | 0,5 | 28.12.23 | |
14 | «Верховые куклы» | 1 | 0,5 | 0,5 | 11.01.24 | |
15 | «Сила голоса» | 1 | 0,5 | 0,5 | 18.01.24 | |
16 | «Слух и чувство ритма» | 1 | 0,5 | 0,5 | 25.01.24 | |
17 | «Мои эмоции» | 1 | 0,5 | 0,5 | 1.02.24 | |
18 | «Театр теней» | 1 | 0,5 | 0,5 | 8.02.24 | |
19 | «Музыкальные игры – драматизации в костюмах» | 3 | 1,5 | 1,5 | 15.02.24 22.02.24 29.02.24 | |
20 | «Игры – импровизации с атрибутами под музыкальное сопровождение» | 2 | 1 | 1 | 7.03.24 14.03.24 | |
21 | «Сказки – драматизации» | 2 | 1 | 1 | 21.03.24 28.03.24 | |
22 | «В гостях у сказки. Герои положительные и отрицательные» | 2 | 1 | 1 | 4.04.24 11.04.24 | |
23 | «Сценические движения и пластика» | 2 | 1 | 1 | 18.04.24 25.04.24 | |
24 | «Мы актёры!» театральная постановка. (выбирается на усмотрение педагога исходя из развития и возможностей детей) | 4 | 2 | 2 | 2.05.24 8.05.24 16.05.24 23.05.24 | |
ИТОГО | 36 | 18 | 18 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Использование педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность учащихся.
В процессе обучения используются современные образовательные технологии.
Личностно-ориентированное обучение дает возможность создания комфортных, бесконфликтных условий, что способствует личностному проявлению обучающихся: предоставление им возможности задавать вопросы, обмениваться мнениями, дополнять и анализировать ответы товарищей.
Активно задействован игровой метод обучения и технология коллективной творческой деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого.
Учитывая особенности дошкольного возраста, используются: здоровьесберегающие технологии (включение в структуру занятия физкультминуток); информационно-компьютерные технологии (использование медиа-презентаций в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21).
Для достижения поставленных в программе задач применяются различные методы обучения (объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские), используются разнообразные наглядные материалы: схемы ходов, презентации, видеоматериалы.
На протяжении всего учебного курса уделяется внимание освоению материала, прежде всего, выполнению упражнений по пройденному материалу, формированию практических навыков.
Для осуществления целей и задач созданы следующие условия:
- Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
- Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
- Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
Информационные источники
№ п/п | Название, автор, место издания, издательство, год издания печатного и (или) электронного издания | Кол-во экземпляров |
Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002. | 1 | |
Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. | 1 | |
Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000. | 1 | |
Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001. | 1 | |
Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007. | 1 | |
А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г. | 1 | |
Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г. | 1 | |
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002. | 1 | |
Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г. | 1 | |
А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г. | 1 | |
Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г. | 1 | |
Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. - М. : Сфера, 2001. – 128 с. | 1 | |
Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с. | 1 | |
Щёткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] : методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щёткин; под ред. О. Ф. Горбуновой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128 с. | 1 | |
Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам/ Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко.-Москва «Просвещение», 2002 г. | 1 | |
И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г. | 1 | |
А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). | 1 |
Оценочные материалы
Способы определения результатов обучения в кружке:
Для того, чтобы определить уровень знаний, умений и навыков детей, посещающих театральную студию, а также их благополучное развитие, необходимо знать их исходный уровень. Для этого проводится диагностирование. За его основу взяты материалы диагностики Эвелины Чуриловой, описанные в книге «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников», 2001г.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае, и включает в себя следующие параметры:
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
- Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
- Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
- Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Характеристика уровня знаний и умений детей, посещающих кружок.
Высокий уровень (18-21 баллов).
- Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.
- Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
- Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения.
- Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественнотворческой деятельности.
- Импровизирует с куклами различных систем.
- Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует.
- Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности.
- Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
- Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.
- Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях.
- Понимает содержание произведения.
- Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
- Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
- Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.
- Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
- С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.
- Проявляет активность и согласованность действий с партнерами.
- Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
- Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
- Знает правила поведения в театре.
- Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
- Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
- Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
- Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
- Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
- Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
Приложение
№ | Тема | Фото | |
1 | «Давайте познакомимся!» | ||
2 | «Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я!» | ||
3 | «Пойми меня. Язык жестов» | ||
4 | «Что такое театр?» | ||
5 | «Какие бывают театры?» | ||
6 | «Настольный театр» | ||
7 | «Пальчиковый театр» | ||
8 | «Штоковые куклы» | ||
9 | «Куклы — прыгунки» | ||
10 | «Музыкальные игры – драматизации в шапочках» | ||
11 | «Варежковые куклы» | ||
12 | «Театр ложек» | ||
13 | «Как вести себя в театре?» | ||
14 | «Верховые куклы» | ||
15 | «Сила голоса» | ||
16 | «Слух и чувство ритма» | ||
17 | «Мои эмоции» | ||
18 | «Театр теней» | ||
19 | «Музыкальные игры – драматизации в костюмах» | ||
20 | «Игры – импровизации с атрибутами под музыкальное сопровождение» | ||
21 | «Сказки – драматизации» | ||
22 | «В гостях у сказки. Герои положительные и отрицательные» | ||
23 | «Сценические движения и пластика» | ||
24 | «Мы актёры!» театральная постановка. (выбирается на усмотрение педагога исходя из развития и возможностей детей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Первые шаги в экономику"
Программа способна:- Положить начало для развития экономического мышления, проявления интереса к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; пополнению представлений о новых профессиях и т...
Дополнительная общеразвивающая программа «Вместе весело шагать»
Целью данной программы является позитивная социализация детей разных национальностей в возрасте с 4 до 5 лет средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Первые шаги в робототехнику"
Новизна: Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательн...
Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений (дополнительная программа) «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ПРОФЕССИЙ»
Программа «Первые шаги в мир профессий» (далее программа)является дополнительной программой, формируемой участникамиобразовательных отношений основной образовательной программыдошкольного ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые шаги"
Цель программы: Создание условий способствующих формированию ценностно-смысловых ориентаций, на основе социальных и личностных ценностей, развитию двигательных способностей через освоение степ- аэроби...
Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Актуальность и педагогическая целесообразность программыДошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание окружающег...
Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир экономики»
Цель программы – помочь детям 6-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....