Дополнительная общеобразовательная программа «занимательная экономика»
учебно-методический материал на тему
Среди широкого круга проблем, связанных с воспитанием детей, значимое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников. Ведь современный человек должен обладать азами экономической культуры и экономических знаний, чтобы правильно вести себя в социуме и грамотно решать свои финансовые проблемы. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volnova_.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №68» г.о. Саранск
Принято «УТВЕРЖДАЮ»
Решением педагогического Заведующая МДОУ
совета №____ от ____ «Детский сад № 68»
_________О. П. Стеблина
Протокол№____ от ____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Вольнова Е.А.
Саранск 2016-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы.
Среди широкого круга проблем, связанных с воспитанием детей, значимое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников. Ведь современный человек должен обладать азами экономической культуры и экономических знаний, чтобы правильно вести себя в социуме и грамотно решать свои финансовые проблемы. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения. Программа направлена на обучение детей основам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области экономики, знакомятся с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку; формируется адекватное отношение к деньгам, совершенствуются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, взрослого и ребенка. Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к конкретным жизненным ситуациям, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Экономическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: социальная действительность требует от нас нового уровня экономических знаний. Ребенок с раннего возраста соприкасается с такими понятиями, как деньги, товар, труд, стоимость, именно поэтому вопросы экономического воспитания стали актуальными уже применительно к дошкольному возрасту.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы. Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы:
воспитание навыков разумного поведения и потребностей; объяснение взаимосвязи между экономическими (потребности, труд, товар, деньги) и этическими категориями (бережливость, достоинство, честность, щедрость); осуществление интегрированной непосредственно-организованной деятельности, с применением ИКТ.
Цель программы. Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи программы:
Образовательные: познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями);
Развивающие: развивать экономическое сознание и экономическую грамотность; развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;
Воспитывающие: воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
Возраст детей: 5-7 лет.
Сроки реализации: 2 года.
Формы и режим занятий: игра, беседа, занятия фронтальные, индивидуальные, экскурсии, коллективные работы; вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность деятельности: 1 раз в неделю.
Длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 29 занятий); в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 32 занятия).
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:
- необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
- экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями;
- умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств;
- проявлять бережливость в повседневной практической деятельности;
- умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
- экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, и др.);
- стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником;
Используются такие формы усвоения экономических знаний как блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Диагностика.
- Итоговые занятия
- Отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оценка результативности программы проводится на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года два раза в год (декабрь, май) форсированности уровня познавательного развития детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Безруких М. Н., Филиппова Т. А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М. : Ювента, 2001. – 20 с.
2. Дружные ребята / Под ред. Р.С.Буре. М., 1977.
3.Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
4.Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
5.Козлова С.А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.
6.Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
7.Киреева Л.Г. «Играем в экономику: комплексные занятия.сюжетно-ролевые и дидактические игры/Волгоград: Учитель, 2008;
8.Меньшикова О.И., Попова Т.Л., Кнышова Л.В. Экономика детям, большим и маленьким. М., 1994. Вып.1-4.
9.Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.
10.Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
11.Смоленцева А.А., Моисеева М.А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Саранск, 1998.
12.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2001. – 176с.
13.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
14.Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?// Дошкольное воспитание. 1989. №1; 1994. №8.
15.Шатова А.Д. Дошкольник и экономика: Программа. Москва. 1996 г. – 24с.
16.Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
17.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.
18.Шорыгина Т.А. «Беседы об экономике» М., ТЦ Сфера.2009.
19.Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под. ред.Е.А.Курака.- М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
Список литературы для детей
1.Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
2.Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
3.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
4.Сахарнов С «Кто работает под водой»;
5.Сыроваткин И. Издательство «Феникс» г. Ростов на Дону.1997.
6.Толстого А. «Золотой ключик»,
7.Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.
8.Чуковского К. «У меня зазвонил телефон». М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Секреты экономики и ведения домашнего хозяйства"
Правильное ведение домашнего хозяйства - основа стабильности каждой семьи. И жить по правилам экономики нужно начинать с раннего детства. Необходимые советы и правила вы найдёте в моей программе....
Дополнительная образовательная программа "Занимательная экономика"
Программа предназначена для проведения кружковой деятельности с детьми подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"
Кружковая программа по математике...
дополнительная образовательная программа "Занимательная экономика"
формирование основ экономической компетентност и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возратса...
Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» (для детей 4 - 5 лет)
Данная дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 104» (Далее &nda...
Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"
Формированеи и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника....
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Финансовая грамотность» (1-ый год обучения) на тему: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Данный конспект разработан, чтобы закрепить полученные за год экономические знания в разных видах экономической деятельности. ООД способствуе...