Дополнительная общеобразовательная программа "Секреты экономики и ведения домашнего хозяйства"
рабочая программа (старшая группа)
Правильное ведение домашнего хозяйства - основа стабильности каждой семьи. И жить по правилам экономики нужно начинать с раннего детства. Необходимые советы и правила вы найдёте в моей программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_novaya_kolesova.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково
«Рекомендовано к утверждению» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Педагогический совет ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково Протокол заседания №____ «_____» __________ 2018г. | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково __________Е.В.Абрамова | Директор ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково ______________ Т.А.Бузаева Приказ №_____от «_____» __________________ 2018г. |
ВОСПИТАТЕЛЬНО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА «СЕКРЕТЫ ЭКОНОМИКИ И ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»
Возраст детей: 11-15 лет
Срок реализации программы: 10 часов
Разработал: воспитатель Колесова Елена Анатольевна
Балаково
2018
Паспорт программы.
Наименование программы | «Секреты экономики и ведения домашнего хозяйства» |
Разработчик программы | Воспитатель Колесова Елена Анатольевна |
Цели и задачи программы | Цель: формирование целостного представления о механизме и закономерностях функционирования домашнего хозяйства как важнейшего хозяйствующего субъекта современной экономики. Задачи: 1.сформировать у обучающихся знания и умения грамотного и рационального ведения домашнего хозяйства; 2. показать роль домашнего хозяйства в современной российской экономике; 3. научить выполнять экономические расчеты, связанные с формированием доходов и планированием расходов домашних хозяйств; 4. дать представление о балансе домашнего хозяйства; 5. научить обучающихся принимать осознанные решения при планировании бюджета домашнего хозяйства и своих расходов. |
Сроки реализации программы | 10 часов |
Исполнители программы | Воспитатель Колесова Е.А |
Ожидаемые конечные результаты программы | Представления: - о составе материальных и финансовых ресурсах домашнего хозяйства; - о структуре бюджета домашнего хозяйства; - о налогах и сборах, включаемых в расходы домашних хозяйств; - об общих правилах ведения домашнего хозяйства; - об основных направлениях расходов домашнего хозяйства и источниках получения доходов. Умения: - определять состав материальных и финансовых ресурсов домашнего хозяйства; - планировать бюджет домашнего хозяйства на условных примерах; - проводить анализ структуры бюджета домашнего хозяйства; - выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов; - составлять баланс бюджета домашнего хозяйства; - определять возможности своего участия в домашнем хозяйстве; сопоставлять доходы домашнего хозяйства с расходами; - применять полученные знания и умения для решения типичных экономических задач; - планировать бюджет на конкретных примерах. |
Пояснительная записка.
Современному человеку невозможно обойтись без знания основ семейной экономики. Во-первых, от правильного ведения домашнего хозяйства зависит благополучие семьи. Во-вторых, семью можно рассматривать как уменьшенную копию общества. Так как в основе развития семьи и общества лежат одни и те же экономические правила и закономерности. Поэтому знания в области семейной экономики являются чрезвычайно важными для будущего как нашей страны в целом, так и для каждого человека в отдельности. Тема актуальна и потому, что экономический подход к человеческому поведению вызывает все больший интерес в науке, а роль семьи всегда остаётся центральной в воспитании. Домашняя экономика остаётся лучшей формой экономического воспитания детей. Воспитанники Центра лишены возможности познания основ ведения экономического и семейного домашнего хозяйства. А ведь именно в детстве и юности формируются отношение к деньгам и структура потребностей человека, к тому же, материальная сторона жизни является частью трудового воспитания. Позиция «тепличного» подхода развивает беспомощность детей перед реальной жизнью. Умеют ли наши дети экономить? И приучаем ли мы их к этому? Понимают ли ценность подарка/ внимания? Бережливы ли они с игрушками (и не только своими)? Сегодня ребёнок с младшего дошкольного возраста должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники. Поэтому данная программа важна и для их экономического воспитания.
Новизной программы является то, что по сравнению с другими доступными автору программами, работа по экономическому воспитанию будет способствовать овладению ребёнком комплексом социальных ролей, а так же навыками построения и ведения домашнего хозяйства. Программа «Секреты экономики и ведения домашнего хозяйства» рассчитана на детей 11 -15 лет, именно этот период является значимым в развитии детей, и получением им навыков для успешной социализации в обществе.
Назначение программы: Помочь учащимся понять, как строится семейное хозяйство, рассчитывается бюджет семьи. Важно, чтобы дети смогли делать осознанный выбор в пользу той или иной потребности, что позволит увидеть, как экономическая жизнь семьи зависит от культурных норм и традиций. Познакомить учащихся с секретами рачительного и думающего покупателя. Основным назначением становится формирование социализированности ребенка за пределами Центра.
Актуальность программы: Анализ работы с воспитанниками Центра показывает, что дети хотят получить знания о доме, семейных отношениях, о ведении домашнего хозяйства и распределении денежных средств, доступных для семьи. В Центре воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Семья не научила рациональному использованию имеющихся у домохозяйств ресурсов. Поэтому изучение особенностей экономической деятельности домашних хозяйств является актуальным для воспитанников Центра.
Цель: формирование целостного представления о механизме и закономерностях функционирования домашнего хозяйства как важнейшего хозяйствующего субъекта современной экономики.
Задачи:
Образовательная: сформировать у обучающихся знания и умения грамотного и рационального ведения домашнего хозяйства;
Развивающая: развить у воспитанников мотивации принимать осознанные решения при планировании бюджета домашнего хозяйства и своих расходов.
Воспитательная: воспитать экономические основы при подготовки к будущей семейной жизни.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных Центром целей и задач по воспитанию полноценной, развитой личности, подготовленной к будущей самостоятельной жизни.
Отличительной особенностью программы является то, что она основана на принципе преемственности, последовательности и систематичности обучения. Т.е направлена на получение знаний, умений и навыков, развитие личных качеств и их совершенствование, закрепление формирует целостное мировоззрение. А так же адаптирована под разный возраст детей.
Возраст детей, участвующих в программе, 11-15 лет.
Срок реализации – 10 часов по 1 часу в неделю
Формы занятий – коллективные.
Формы подведения итогов – тестирование, итоговое занятие.
Учебно-тематический план программы
№ | Наименование тем занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Входная диагностика | 1 | - | 1 |
2. | «Что такое экономика?» беседа | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | «Семья глазами экономиста» беседа | 0.5 | 0.5 | 1 |
4. | «Секреты рачительного хозяина» практикум | - | 1 | 1 |
5. | «Экономическая игротека» деловая игра | - | 1 | 1 |
6. | «Реклама и упаковка» беседа | - | 1 | 1 |
7. | «Жизнь в долг» беседа | 0,5 | 0,5 | 1 |
8. | «Семейная бухгалтерия» семейный час | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | «Экономика должна быть экономной» Открытое занятие | 0.5 | 0.5 | 1 |
10. | Выходная диагностика | 1 | - | 1 |
| Итого | 4,5 | 5,5 | 10 |
Содержание программы.
Тема1. Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2. «Что такое экономика». Беседа. Где, когда и почему родилась экономика? Значение слова «экономика». Три основных значения термина «экономика». Рождение и развитие науки. Понятие материального блага.
Тема3. «Семья глазами экономиста». Беседа Характеристики семьи. Экономические вопросы семьи. Хозяйственная деятельность семьи. Виды хозяйственной деятельности человека. Особенности участия человека в хозяйственной деятельности.
Тема 4. «Секреты рачительного хозяина». Беседа. Практика. Значение слова «рачительный». Эффективность владения и пользования. Качества личности рачительного хозяина. Правила его экономии. Потребительская корзина.
Тема 5. «Экономическая игротека». Деловая игра. «Монополия»
Тема 6. «Реклама и упаковка».Беседа. Практика. Основные функции рекламы. Недобросовестная реклама. Разумное отношение к рекламе. Что указывается на упаковках. Особенности маркировки товаров. Что такое этикетка, вкладыш, штриховой код? Секреты выбора товаров. Торговые скидки. Бонусы
Тема 7. «Жизнь в долг». Беседа. Долги, которые придётся отдавать. Чем опасна банковская система? Налоги и другие обязательства перед государством.
Тема 8. «Семейная бухгалтерия». Практическое занятие. Что такое семейный бюджет. Как спланировать и распределить деньги так, чтобы хватило от «зарплаты до зарплаты». Научиться простым житейским мудростям.
Тема 9. «Экономика должна быть экономной». Открытое занятие. Как можно сэкономить и при этом не ущемлять себя во всём.
Тема10. Выходная диагностика.
Оценка эффективности реализации программы.
Критерий | Показатель | Индикатор | Диагностический инструмент |
Критерий освоения образовательной программы | 1.Теоритическая подготовка по освоенному материалу. | 1. Соответствие теоретических знаний воспитанника программным требованиям. | 1. Анкетирование. По диагностике К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой |
2.Практическая подготовка. | 2.Соответствие практическим умений и навыков воспитанника программным требованиям. | 2. Практическая работа. | |
3. Общеучебные умения и навыки. | 3. Умение планировать свою деятельность, самостоятельность, сформированность, коммуникативные навыки. Рефлексивные навыки. | Практическая работа Контрольный опрос. |
Группа критериев личностного развития воспитанника.
1.Нравственная воспитанность. | Отношение к другим людям, тактичность, отзывчивость. | Проявление данных качеств. | Анкета социализированности по Рожкову М И |
2.Социализированность. | Готовность помочь, положительное, гуманное отношение к другим людям. | Проявление Умение сопоставлять потребности и возможности данных качеств. | Анкета социализированности по Рожкову М.И |
Ожидаемые результаты.
- научатся определять состав материальных и финансовых ресурсов домашнего хозяйства;
- научатся планировать бюджет домашнего хозяйства на условных примерах;
- научатся проводить анализ структуры бюджета домашнего хозяйства;
- овладеют умениями выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов;
- научатся составлять баланс бюджета домашнего хозяйства;
- определять возможности своего участия в домашнем хозяйстве;
- сопоставлять доходы домашнего хозяйства с расходами;
- применять полученные знания и умения для решения типичных экономических задач;
Методическое обеспечение реализации программы.
Форма занятий | Приёмы и методы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Теоретические и практические занятия. | Беседа с элементами игрового тренинга, деловая игра, практическая работа, метод проблемно-развивающего обучения, продуктивный метод | Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальное оборудование. | Тестирование, открытое занятие. |
Список рекомендуемой литературы для педагога.
- Ахапкин, С.Д. Лоция бизнеса. 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2003.
- Васильева, Н.В. Экономика. Основы потребительских знаний 9 класс. – М.: Вита-Пресс, 2011.
- Воробьева, Л.В., Лемешевская Л.В., Плотницкий М.И. Основы микро- и макроэкономики. – М.: Книжный дом, 2006.
- Ермакова, И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. 5-6 класс. – М.: Вита-Пресс, МЦЭБО, 2007.
- Занадворов, В.С., Занадворова А.В. Экономика города. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
- Занадворов, В.С., Ильина И.П. Теория экономики города. Учебное пособие. М.: Изд.дом ВШЭ, 1999.
- Иванов, С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. Практикум по экономике. Учебное пособие для 10-11 кл. 11-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2010.
- Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.
- Корнейчук, Б.В. Микроэкономика. Деловые игры. — СПб.: Питер, 2003. — 157 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Липсиц, И.В. Бизнес и экономика. Элективный курс. 8-9 кл. 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2008.
- Липсиц, И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник 7-8 кл. 12-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.
- Липсиц, И.В., Бабленкова И.И., Балакина А.П. Налоги России: Учебное пособие для старших классов. 5-е изд – М.: Вита-Пресс, 2008.
Макарова, О.В., Раев В.А. Тесты по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995.
- Новикова, Л.Э. Экономика: моя роль в обществе. 8 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.
Список рекомендуемой литературы для детей.
- Астахов, П.А. Я и государство: для среднего школьного возраста / П.А. Астахов. – М. : Эксмо, 2010. – 96 с. – (Детям о праве).
- Липсиц, И.В. Экономика (экономика без тайн). – М. Вита-Пресс, 1997.
Любимов, Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 1997.
3. Основы потребительских знаний. – М.: Спрос, 1997.
4. Основы предпринимательского дела / Под. Ред. Ю.М.Осипова, Е.Е. Смирновой. – 2-е изд. –М.: БЕК, 1996..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Макет "Домашнее хозяйство"
Цель: закрепление знаний о домашних животных их детенышейЗадачи:Закрепить знания о домашних животных Отмечать характерные признаки животныхЗакрепить умение сравнивать, находить сходства и различияФорм...
Дополнительная общеобразовательная программа «занимательная экономика»
Среди широкого круга проблем, связанных с воспитанием детей, значимое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников. Ведь современный человек должен обладать азами экономической ку...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошкольников» Возраст: 5-6 лет, 6-7 лет.
Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний....
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Финансовая грамотность» (1-ый год обучения) на тему: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Данный конспект разработан, чтобы закрепить полученные за год экономические знания в разных видах экономической деятельности. ООД способствуе...
Детская самостоятельность и инициативность как результат качества образовательной деятельности по формированию у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Цель нашей работы в данном направлении: становление детской самостоятельности и инициативности посредством формирования у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства....
Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир экономики»
Цель программы – помочь детям 6-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2024-2025 учебный год
Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика длямалышей» (далее – Программа) разработана в целях финансовогопросвещения детей старшего дошкольного возраста. Тр...