Дополнительная общеобразовательная программа "Секреты экономики и ведения домашнего хозяйства"
рабочая программа (старшая группа)

Колесова Елена Анатольевна

Правильное ведение домашнего хозяйства - основа стабильности каждой семьи. И жить по правилам экономики нужно начинать с раннего детства. Необходимые советы и правила вы найдёте в моей программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_novaya_kolesova.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково

«Рекомендовано к утверждению»        

        «Согласовано»

             «Утверждаю»

Педагогический совет

ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково

Протокол заседания №____

«_____» __________  2018г.

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково

__________Е.В.Абрамова

Директор ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково

______________ Т.А.Бузаева

Приказ №_____от «_____» __________________ 2018г.

ВОСПИТАТЕЛЬНО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА «СЕКРЕТЫ ЭКОНОМИКИ И ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»

Возраст детей: 11-15 лет

Срок реализации программы: 10 часов

Разработал: воспитатель Колесова Елена Анатольевна

Балаково

2018

Паспорт программы.

Наименование

программы

«Секреты экономики и ведения домашнего хозяйства»

Разработчик программы

Воспитатель

Колесова Елена Анатольевна

Цели и задачи

программы

Цель: формирование целостного представления о механизме и закономерностях функционирования домашнего хозяйства как важнейшего хозяйствующего субъекта современной экономики.

Задачи: 

1.сформировать у обучающихся знания и умения грамотного и рационального ведения домашнего хозяйства;

2. показать роль домашнего хозяйства в современной российской экономике;

 3. научить выполнять экономические расчеты, связанные с формированием доходов и планированием расходов домашних хозяйств;

4. дать представление о балансе домашнего хозяйства;

5. научить обучающихся принимать осознанные решения при планировании бюджета домашнего хозяйства и своих расходов.

Сроки реализации программы

10 часов

Исполнители программы

Воспитатель Колесова Е.А

Ожидаемые конечные результаты программы

Представления:

 - о составе материальных и финансовых ресурсах домашнего хозяйства;

- о  структуре бюджета домашнего хозяйства;

- о  налогах и сборах, включаемых в расходы домашних хозяйств;

- об   общих правилах ведения домашнего хозяйства;

 - об основных направлениях расходов домашнего хозяйства и источниках получения доходов.

 Умения:

-  определять состав материальных и финансовых ресурсов домашнего хозяйства;

 - планировать бюджет домашнего хозяйства на условных примерах;

- проводить анализ структуры бюджета домашнего хозяйства;

 - выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов;  

- составлять баланс бюджета домашнего хозяйства;

-  определять возможности своего участия в домашнем хозяйстве;

 сопоставлять доходы домашнего хозяйства с расходами;

-  применять полученные знания и умения для решения типичных экономических задач;

- планировать бюджет на конкретных примерах.

Пояснительная записка.

           Современному человеку невозможно обойтись без знания основ семейной экономики. Во-первых, от правильного ведения домашнего хозяйства зависит  благополучие семьи. Во-вторых, семью можно рассматривать как уменьшенную копию общества. Так как в основе развития семьи и общества лежат одни и те же экономические правила и закономерности. Поэтому знания в области семейной экономики являются чрезвычайно важными для будущего как нашей страны в целом, так и для каждого человека в отдельности. Тема актуальна и потому, что экономический подход к человеческому поведению вызывает все больший интерес в науке, а роль семьи всегда остаётся центральной в воспитании. Домашняя экономика остаётся лучшей формой экономического воспитания детей. Воспитанники Центра лишены возможности познания основ ведения экономического и семейного домашнего хозяйства. А ведь именно в детстве и юности формируются отношение к деньгам и структура потребностей человека, к тому же, материальная сторона жизни является частью трудового воспитания. Позиция «тепличного» подхода  развивает беспомощность детей перед реальной жизнью. Умеют ли наши дети экономить? И приучаем ли мы их к этому? Понимают ли ценность подарка/ внимания? Бережливы ли они с  игрушками (и не только своими)? Сегодня ребёнок с младшего дошкольного возраста должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники. Поэтому данная программа важна и для их экономического воспитания.

Новизной программы является то, что по сравнению с другими доступными автору программами,  работа по экономическому воспитанию будет способствовать овладению ребёнком комплексом социальных ролей, а так же навыками построения и ведения домашнего хозяйства.  Программа «Секреты экономики и ведения домашнего хозяйства» рассчитана на детей 11 -15 лет, именно  этот период является значимым  в развитии детей, и получением им навыков для успешной социализации в обществе.

Назначение программы: Помочь учащимся понять, как строится семейное хозяйство, рассчитывается бюджет семьи.  Важно, чтобы дети смогли делать осознанный выбор в пользу той или иной потребности, что позволит увидеть, как экономическая жизнь семьи зависит от культурных норм и традиций. Познакомить учащихся с секретами рачительного и думающего покупателя. Основным назначением становится формирование социализированности ребенка  за пределами Центра.

Актуальность программы: Анализ работы с воспитанниками Центра показывает, что дети хотят получить знания о доме,  семейных отношениях, о ведении домашнего хозяйства и распределении денежных средств, доступных для семьи. В Центре  воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Семья не научила   рациональному использованию имеющихся у домохозяйств ресурсов. Поэтому изучение особенностей экономической деятельности домашних хозяйств является актуальным для воспитанников Центра.

            Цель:  формирование целостного представления о механизме и закономерностях функционирования домашнего хозяйства как важнейшего хозяйствующего субъекта современной экономики.

Задачи:

 Образовательная: сформировать у обучающихся знания и умения грамотного и рационального ведения домашнего хозяйства;

Развивающая: развить у воспитанников мотивации  принимать осознанные решения при планировании бюджета домашнего хозяйства и своих расходов.

Воспитательная: воспитать экономические основы при подготовки к будущей семейной жизни.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том,  что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных Центром целей и задач по воспитанию полноценной, развитой личности, подготовленной к будущей самостоятельной жизни.

Отличительной особенностью программы является то, что она основана на принципе преемственности, последовательности и систематичности обучения. Т.е направлена на получение знаний, умений и навыков, развитие личных качеств  и их совершенствование, закрепление формирует целостное мировоззрение. А так же адаптирована под разный возраст детей.

 Возраст детей, участвующих в программе, 11-15 лет.

Срок реализации – 10 часов по 1 часу в неделю

Формы занятий – коллективные.

Формы подведения итогов – тестирование, итоговое занятие.

Учебно-тематический план программы

 Наименование тем занятия

Количество        часов

теория

практика

всего

  1.  

   Входная диагностика

1

-

1

  2.                

 «Что такое экономика?» беседа

0,5

0,5

1

  3.

«Семья глазами экономиста» беседа

0.5

0.5

1

  4.

 «Секреты рачительного хозяина» практикум

-

1

1

  5.

 «Экономическая игротека»  деловая игра

-

1

1

  6.

«Реклама и упаковка» беседа

-

1

1

  7.

«Жизнь в долг» беседа

0,5

0,5

1

  8.

«Семейная бухгалтерия» семейный час

0,5

0,5

1

  9.  

«Экономика должна быть экономной» Открытое занятие

0.5

0.5

1

10.  

  Выходная диагностика

1

-

1

   

  Итого

4,5

5,5

10

Содержание программы.

      Тема1. Вводное занятие.  Входная диагностика.

Тема 2. «Что такое экономика». Беседа. Где, когда и почему родилась экономика? Значение слова «экономика». Три основных значения термина «экономика». Рождение и развитие науки. Понятие материального блага.

Тема3. «Семья глазами экономиста». Беседа  Характеристики семьи. Экономические вопросы семьи. Хозяйственная деятельность семьи. Виды хозяйственной деятельности человека. Особенности участия человека в хозяйственной деятельности.  

 Тема 4. «Секреты рачительного хозяина». Беседа. Практика.  Значение слова «рачительный». Эффективность владения и пользования. Качества личности рачительного хозяина. Правила его экономии. Потребительская корзина.

Тема 5. «Экономическая игротека».  Деловая игра. «Монополия»

Тема 6. «Реклама и упаковка».Беседа. Практика. Основные функции рекламы. Недобросовестная реклама. Разумное отношение к рекламе. Что указывается на упаковках.  Особенности маркировки товаров. Что такое этикетка, вкладыш, штриховой код? Секреты выбора товаров. Торговые скидки. Бонусы

Тема 7.  «Жизнь в долг». Беседа. Долги, которые придётся отдавать. Чем опасна  банковская система? Налоги и другие обязательства перед государством.

Тема 8. «Семейная бухгалтерия». Практическое занятие. Что такое семейный бюджет. Как спланировать и распределить деньги так, чтобы хватило от «зарплаты  до  зарплаты». Научиться простым житейским мудростям.

Тема 9. «Экономика должна быть экономной». Открытое занятие.  Как можно сэкономить и при этом не ущемлять себя во всём.

Тема10. Выходная диагностика.

                                     

Оценка эффективности реализации программы.

Критерий

Показатель

Индикатор

Диагностический инструмент

Критерий освоения образовательной программы

1.Теоритическая подготовка по освоенному материалу.

1. Соответствие теоретических знаний воспитанника программным требованиям.

1. Анкетирование.

По диагностике

 К.Ф. Исаевой,

В.И. Логиновой

2.Практическая подготовка.

2.Соответствие практическим умений и навыков воспитанника программным требованиям.

2. Практическая работа.

3. Общеучебные умения и навыки.

3. Умение планировать свою деятельность, самостоятельность, сформированность, коммуникативные навыки. Рефлексивные навыки.

Практическая работа

Контрольный опрос.

Группа критериев личностного развития воспитанника.

1.Нравственная воспитанность.

Отношение к другим людям, тактичность, отзывчивость.

Проявление данных качеств.

Анкета социализированности по Рожкову М И

2.Социализированность.

Готовность помочь, положительное, гуманное отношение к другим людям.

Проявление Умение сопоставлять потребности и возможности данных качеств.

Анкета социализированности по Рожкову М.И

Ожидаемые результаты.

-  научатся определять состав материальных и финансовых ресурсов домашнего хозяйства;

 - научатся планировать бюджет домашнего хозяйства на условных примерах;

 - научатся проводить анализ структуры бюджета домашнего хозяйства;

 - овладеют умениями выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов;

 -  научатся составлять баланс бюджета домашнего хозяйства;

-  определять возможности своего участия в домашнем хозяйстве;

-  сопоставлять доходы домашнего хозяйства с расходами;

-  применять полученные знания и умения для решения типичных экономических задач;

Методическое обеспечение реализации программы.

Форма занятий

Приёмы и методы

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Теоретические  и практические занятия.

Беседа с элементами   игрового тренинга,  деловая игра, практическая работа, метод проблемно-развивающего обучения, продуктивный метод

Экран, мультимедийный проектор, компьютер,  фотоаппарат, музыкальное оборудование.

Тестирование, открытое занятие.

Список рекомендуемой литературы для педагога.

  1. Ахапкин, С.Д. Лоция бизнеса. 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2003.
  2. Васильева, Н.В. Экономика. Основы потребительских знаний 9 класс. – М.: Вита-Пресс, 2011.
  3. Воробьева, Л.В., Лемешевская Л.В., Плотницкий М.И. Основы микро- и макроэкономики. – М.: Книжный дом, 2006.
  4. Ермакова, И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. 5-6 класс. – М.: Вита-Пресс, МЦЭБО, 2007.
  5. Занадворов, В.С., Занадворова А.В. Экономика города. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
  6. Занадворов, В.С., Ильина И.П. Теория экономики города. Учебное пособие. М.: Изд.дом ВШЭ, 1999.
  7. Иванов, С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. Практикум по экономике. Учебное пособие для 10-11 кл. 11-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2010.
  8. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. - М.: Фонд «Институт экономики  города», 2002.
  9. Корнейчук, Б.В. Микроэкономика. Деловые игры. — СПб.: Питер, 2003. — 157 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  10. Липсиц, И.В.  Бизнес и экономика. Элективный курс. 8-9 кл. 2-е изд.   – М.: Вита-Пресс, 2008.
  11. Липсиц, И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник 7-8 кл. 12-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.
  12. Липсиц, И.В., Бабленкова И.И., Балакина А.П. Налоги России: Учебное пособие для старших классов. 5-е изд   – М.: Вита-Пресс, 2008.

              Макарова, О.В., Раев В.А. Тесты по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995.

  1. Новикова, Л.Э. Экономика: моя роль в обществе. 8 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.

Список рекомендуемой литературы для детей.

  1. Астахов, П.А. Я и государство: для среднего школьного возраста / П.А. Астахов. – М. : Эксмо, 2010. – 96 с. – (Детям о праве).
  2.     Липсиц, И.В. Экономика (экономика без тайн). – М. Вита-Пресс, 1997.

Любимов, Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 1997.

   3. Основы потребительских знаний. – М.: Спрос, 1997.

   4. Основы предпринимательского дела / Под. Ред. Ю.М.Осипова, Е.Е. Смирновой. – 2-е изд. –М.: БЕК, 1996..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Макет "Домашнее хозяйство"

Цель: закрепление знаний о домашних животных их детенышейЗадачи:Закрепить знания о домашних животных Отмечать характерные признаки животныхЗакрепить умение сравнивать, находить сходства и различияФорм...

Дополнительная общеобразовательная программа «занимательная экономика»

Среди широкого круга проблем, связанных с воспитанием детей, значимое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников. Ведь современный человек должен обладать азами экономической ку...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошкольников» Возраст: 5-6 лет, 6-7 лет.

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний....

Детская самостоятельность и инициативность как результат качества образовательной деятельности по формированию у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Цель нашей работы в данном направлении: становление детской самостоятельности и инициативности посредством формирования у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства....

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир экономики»

Цель программы – помочь детям 6-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2024-2025 учебный год

Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика длямалышей» (далее – Программа) разработана в целях финансовогопросвещения детей старшего дошкольного возраста. Тр...