Интегрированное занятие с детьми старшего возраста по развитию речи с элементами финансовой грамотности «Новогодние покупки».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Развитие современного общества и появление новых жизненных ориентиров и ценностей влекут за собой необходимость формирования у старших дошкольников новых знаний и умений, в том числе, владение ими ключевыми понятиями в сфере финансовой грамотности.
Данное занятие может быть проведено в рамках реализации вариативной части рабочей программы образовательной деятельности. Предполагает интеграцию нескольких образовательных областей : “Познавательное развитие”, “Речевое развитие” и “Социально-коммуникативное развитие”.
Занятие несет информационную, коммуникативную, развивающую функцию.
Материал разработан с учетом методов практико-ориентированных технологий:дидактическая игра, самостоятельная деятельность обучающихся,ролевая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
финансовая грамотность дошкольников | 247.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Регистрационная форма (заявка)
для участия в конкурсе педагогического мастерства
«Методические разработки, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся образовательных организаций»
Город, район | Ивановская область Ивановский муниципальный район |
Полное наименование образовательной организации | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Чернореченская средняя школа» |
ФИО руководителя образовательной организации | Тимофеева Наталья Павловна |
ФИО участника конкурса | Игонина Инна Юрьевна |
Должность участника | Старший воспитатель |
Контактные телефоны | 8(915)8382435 |
inna.igonina.77@mail.ru | |
Адрес сайта образовательной организации | |
Наименование конкурсной номинации | Номинация “Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для дошкольников и учеников начальной, основной и старшей школы”. |
Наименование методической разработки | «Интегрированное занятие с детьми старшего возраста по развитию речи с элементами финансовой грамотности «Новогодние покупки». |
Развитие современного общества и появление новых жизненных ориентиров и ценностей влекут за собой необходимость формирования у старших дошкольников новых знаний и умений, в том числе, владение ими ключевыми понятиями в сфере финансовой грамотности.
Данное занятие может быть проведено в рамках реализации вариативной части рабочей программы образовательной деятельности. Предполагает интеграцию нескольких образовательных областей : “Познавательное развитие”, “Речевое развитие” и “Социально-коммуникативное развитие”.
Занятие несет информационную, коммуникативную, развивающую функцию.
Материал разработан с учетом методов практико-ориентированных технологий:дидактическая игра, самостоятельная деятельность обучающихся,ролевая игра.
План- конспект интегрированного занятия детьмис
старшего дошкольниного возраста по развитию речи с элементами финансовой грамотности«Новогодние покупки».
№ п\п | этап НОД | длительность | содержание |
1 | Вводная часть | 5 | 1.Организационный момент Цель: создание благоприятной, для дошкольников и педагога атмосферы, способствующей продуктивной совместной деятельности 2. Сообщение темы и постановка цели занятия. Цель : Определение и формулирование главных целей и задач НОД. |
2 | Основная часть | 17 | 1.Беседа по теме. Создание проблемных ситуаций. Презентация «Какие бывают магазины». 2. Динамическая пауза. 3. Создание правил бережливого покупателя. 4. Игра : « В супермаркете». 5. Игра : «Что купил волк»? |
3 | Заключительная рефлексионно-корригирующая часть | 3 | Рефлексия Чему научились? Что запомнилось? Что нового узнали? Создание мотивации к развитию самостоятельной игровой деятельности дошкольников вне НОД. |
Возрастная категория: старший дошкольный возраст.
Тема: “Интегрированное занятие с детьми старшего возраста по развитию речи с элементами финансовой грамотности «Новогодние покупки»”.
Цель:формировать у старших дошкольников первичные элементарные экономические представления; обобщать знания о потребностях человека.
Задачи:
Образовательные:
Учить образовывать относительные прилагательные от существительных: названия магазинов( обувной, игрушечный);
объяснить значение слова «супермаркет»;
учить детей использовать “закодированные знаки” в ходе речевой игры “Магазин.”;
Учить использовать в речи понятия “верхний”, “нижний”,”средний”,”большой ”, “маленький”, “столько же”.
Развивающие:
Развивать речь дошкольников; воображение; наблюдательность и логическое мышление;умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
Формировать навыки культурного поведения, умение активно использовать при общении вежливые слова.
Словарная работа: супермаркет, семейный бюджет, покупка, кошелек, деньги.
Материалы:
Презентация “Какие бывают магазины”.
Карточки (деньги) с закодированными знаками для игры «Магазин».
Карандаш простой на каждого ребенка.
Карты -схемы для игры «Что купил серый волк?»
Корзина для покупок.
Карточка «Знак вопроса» -?-
Ширма «Магазин» (для организации сюжетно- ролевой игры и атрибуты к ней).
Методы и приемы:
словесные, практические, наглядные.
Форма проведения:
фронтальное занятие.
Интеграция образовательных областей:
“Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально- коммуникативное развитие”.
Основные виды деятельности, используемые на занятии:
игровая, двигательная,коммуникативная, проблемно- поисковая.
Формируемые в ходе НОД универсальные учебные действия:
Личностные ууд,
регулятивные ууд,
познавательные ууд,
коммуникативные ууд.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети находятся в помещении группы.
На столе, рядом с педагогом стоит корзина для покупок.
Звучит спокойная мелодия.
Воспитатель начинает игру-приветствие
ЦЕЛЬ- создание положительного настроя и привлечение внимания детей к началу НОД.
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Водная часть. Раз, два, три, четыре, пять приглашаю всех играть Кто быстрее подойдет Тот быстрей секрет найдет Всем расскажет, и покажет Объяснит. и путь укажет что нам предстоит узнать. Кто же будет начинать? | Педагог произносит слова, дети подходят к нему, образуют круг. |
Основная часть. Ребята. Кто знает, как называется это предмет? Для чего он нужен? (помещает иллюстрацию- знак вопроса на боковую стенку корзины ) когда и где мы используем этот предмет? (когда посещаем магазин и делаем покупки) верно, корзина нужна в магазине чтобы складывать в нее покупки Целеполагание. Кто может сформулировать главную мысль: что предстоит нам узнать сегодня на занятии? | Дети по очереди делают предположения, зачем и каким образом в группе появилась корзина для покупок Воспитатель предлагает детям сделать свои предположения о теме занятия. Дети делают вывод: будем учиться делать покупки. |
Где можно сделать покупки? Что такое магазин? МАГАЗИН-СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННОЕ ЗДАНИЕ , ИЛИ ЕГО ЧАСТЬ предназначенная для продажи товаров и оказания услуг покупателям. СЛАЙД №2-7. ИГРА “Какие бывают магазины” Магазин игрушек– игрушечный Обувь- обувной рыба- рыбный Рыболов- рыболовный продукты- продуктовый мебель- мебельный. СЛАЙД №8. Существуют большие магазины- супермаркеты, где одновременно, в разных отделах находятся товары, а покупатели самостоятельно набирают себе разный товар и оплачивают его на кассе. Физкультминутка. Проводит педагог. Продаются в магазине Йогурт, молоко, кефир Ряженка, сметана, сыр Чай, конфеты, шоколад Яблоки и виноград. Детский мячик в магазине Продают в большой корзине Нужно важное купить Чтобы экономным быть! В игре встретилось слово «ЭКОНОМНЫЙ» Как вы понимаете значение этого слова? Нужно ли экономить деньги? Чтобы быть экономным, нужно тратить ровно столько, сколько запланировал, и не больше. Если человек не планирует, сколько он может потратить, может случиться так, что денег не хватит даже на приобретение самых нужных товаров, например, хлеба. СЛАЙД №9 1.Кошелек(экономный покупатель тратит определенную сумму денег). 2. Бережное отношение к приобретенным вещам ведет к экономии денег и сохранению средств. | Дети дают ответ. Педагог поощряет правильные ответы детей. Дети образовывают относительные прилагательные от существительного. Детям демонстрируется видеоряд с изображением разных видов магазинов. ( Дети выполняют движения по показу педагога . Руки вперед, ладонями вверх Соединять пальчики правой и левой руки, поочередно, начиная с мизинца. На слове «Сыр», соединить ладоши хлопком. Запястья вместе. Пальцы поочередно разъединяем. Поворот рук вправо-влево Упражнение «Цветок»-запястья вместе. Пальцы широко расставлены, тянутся вверх. Пальцы в замок и вытянуть вперед. 4 ритмичных хлопка ладонью о ладонь Трем большими пальцами обеих рук об указательный и безымянный пальцы. Экономный-бережливо расходующий что-либо, например, деньги. 1.Дети понимают, что деньги нужно беречь, и тратить их разумно. Совершая покупки в магазине, нужно приобретать только те товары, которые нужны ему, либо близким в данный момент. 2.К приобретенным вещам следует относится очень бережливо. |
Педагог предлагает детям сыграть в игру: Отправляемся в супермаркет за новогодними подарками. Сейчас вы получите задание приобрести какой- либо предмет, в соответствии с полученной карточкой (денежкой). | ПРОВОДИТСЯ РЕЧЕВАЯ ИГРА Дети делятся на покупателей и продавцов Дети- покупатели берут по одной разрезной картинке -”деньги”, на которых изображены -одна, либо несколько точек и контур предмета;у продавцов-соответствующий товар. -цвет и контур предмета; -цифра от 1 до 10 и контур предмета. Например: 2 Такие различные предметы можно приобрести в супермаркете. (чашки, воздушные шары, игрушки, посуду и т.д.) У продавцов на витрине соответствующий товар. дети рассказывают о своих покупках. Контролируют и проверяют правильность ответов друг друга. Я купил одну синюю чашку . Я купила много сиреневых чашек. Я купил в супермаркете чайник за 2 монеты. |
Дети возвращаются на свои места. | |
Звери тоже готовятся к наступлению Нового года. Покупают подарки к празднику. Предлагаю игру на внимание. проводится игра “ ЧТО КУПИЛ СЕРЫЙ ВОЛК” Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения различать аналогичные предметы по величине ; умение использовать в речи понятия “верхний”,”нижний”, “средний”, “большой. Задача №1. Однажды под Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и угадай, что купил волк Задача №2. На следующий день после волка, в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц? СЛАЙД_№10 | Дети рисуют свой вариант ответа на карточке. Педагог предлагает детям , сидящим рядом поменяться карточками, чтобы проверить правильность ответа. Далее педагог просит детей дать словесный ответ, используя в речи понятия “верхний”, ”нижний”, “средний”, “большой. Проводится разбор задачи. Открывается правильный ответ. Поощряются самые внимательные дети. СЛАЙД №11. |
Заключительная рефлексионно-корригирующая часть Проводится рефлексия. Дети подходят педагогу. Около него корзина для покупок. Что нового узнали? Выбирая подарки к празднику, что важное нужно знать? Теперь вы внимательные и очень экономные покупатели. Вам смело можнобрать корзину и идти с ней в магазин. | Чему научились? Что запомнилось? Что нового узнали? Теперь мы умеем делать покупки, и знаем, что они должны быть нужными, и не должны быть дорогими. Важно быть экономными и бережливыми. Детям дается возможностьсамостоятельно организовать игровую деятельность. Используются различные атрибуты для игры. |
Используемые материалы и литература:
1.Интернет- ресурсы
2.Давайте поиграем: Материалы для игры детей 5-6 лет: КН.для воспитателей дет. Сада и родителей/ Н.И. Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра- М, просвещение, 1991год. СС.20,23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в старшей группе (экология, развитие речи)
« Осенняя сказка»Учить детей правильно строить предложения, соблюдать порядок изложения мысли. Воспитывать интонационную выразительность речи.Проводить дифференциацию звуков [з] и [с].Учить пони...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.Задачи:- расширять словарный запас: томатный, садовод, дегу...
Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи с использованием здоровье сберегающих технологий: "Путешествие в "Королевство здоровья"."
Программное содержание:-воспитывать привычку здорового образа жизни;-учить детей заботиться о своём здоровье;-формировать неречевое дыхание;-совершенствовать артикуляционную моторику;-расширять активн...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по развитию речи с элементами рисования. Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза».
Познакомить детей с поэзией С.Есенина "Береза"...
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи с элементом сюжетно-ролевой игры «Спасатели»
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи с элементом сюжетно-ролевой игры «Спасатели»...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Сказок и фантазии "
Цели: Развитие речи по средством театрализованной деятельности.Задачи: Формировать интонационную выразительность речи, мимику, жесты;Развивать диалогическую речь в процессе театрально-игровой де...
Занятие в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Сказочный мир театра» и постановка сказки «Колобок на новый лад», с использованием татарской речи.
Занятие в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Сказочный мир театра» и постановка сказки «Колобок на новый лад», с использованием татарск...