Программа дополнительного образования "Юные финансисты" 5-7 лет
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_finansisity.docx122.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г. Ярцево Смоленской области

 

ПРИНЯТА        

 педагогическим советом

МБДОУ детский сад №5

 Протокол от 31.08.2023 № 1__

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ детский сад №5

_____________ Н.М.Давыдова

Приказ  от  01.09.2023 № 52

 

 

 

Рабочая программа дополнительного образования

социально – гуманитарной направленности

 «Юный финансисты»

(5-6 лет)

Срок реализации программы:1 год

 

 

 

 

 

Разработал:

воспитатель

Мушкина Е.А

2023 г

Пояснительная записка

 

«… Я чувствую себя вправе сказать:

Да здравствует самообразование

 во всех областях! ...

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли

Сами, побуждаемые

Собственной страстью,

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

К.И. Чуковский

 Рабочая программа разработана на основе образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 г.Ярцева Смоленской области, разработана на основе программ А.Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Учебное – методического пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005, Е.А. Курак, Л.А. Михерева «Экономическое воспитание дошкольников» — М., ТЦ СФЕРА, 2002г. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

«Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Возрастная характеристика детей 5 - 6 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезни. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель - шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует, пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД.

Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок.

Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

        

Данная программа социально-гуманитарной направленности разработана на 1 год обучения, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 25-30 минут.

Общее количество часов, запланированных на весь период обучения-70.

Работа по финансовой грамотности детей ведется в форме кружковой работы.

Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.

 

        Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

       Формы и методы проведения:

игра–путешествие; Формы и методы, используемые при реализации и подведении итогов дополнительной общеразвивающей программы с детьми по ознакомлению с финансовой грамотностью "Ступеньки финансовой грамотности":

  • Беседы;
  • Просмотр презентаций;
  •  Дидактические игры;
  •  Настольные игры;
  •  Викторины;
  • Сочинение рассказов, сказок;
  •  Игры- путешествия;
  • Деловые, квест- игры;
  •  Сюжетно-ролевые игры;

- Экскурсии

        

   Основные принципы

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

    Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

    гармоничного восприятия экономической культуры;

    экономической направленности в воспитании;

    целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;

    единство воспитания, обучения и развития;

    системность и последовательность;

    сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

    наглядность;

    доступность;

    активность.

 

 Основные цели и задачи предполагаемой программы

Цель данной программы кружка:

Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие задачи:

    сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;

    дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;

    расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;

    создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;

    познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;

    заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.

Развивающие задачи:

     самостоятельность. развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость,

Воспитательные задачи:

    воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

         

         Основные принципы

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

    Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

    гармоничного восприятия экономической культуры;

    экономической направленности в воспитании;

    целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;

    единство воспитания, обучения и развития;

    системность и последовательность;

    сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

    наглядность;

    доступность;

    активность.

 

 Предполагаемые результаты реализации Программы кружка

Результаты освоения Программы кружка представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

 

 Условия реализации программы дополнительного образования:

образовательная деятельность проводится в помещении ДОУ, на объектах экологической тропы, метеостанции, научной лаборатории с использованием электронного микроскопа, приборов для лабораторных и практических работ, информационных, методических и др. ресурсов.

Формы контроля: творческие работы, выставки, участие в конкурсах различного уровня,

открытые занятия.

 

 Материально-техническое обеспечение

1.        Технические средства обучения:

-        музыкальный центр,

-        ноутбук,

-        мультимедиа,

-        фотоаппарат,

-        Обучающие видеофильмы, фонотека, фото:

2.        Учебно-наглядные пособия:

-        дидактические игры;

-        наглядные пособия;

-        атрибуты к сюжетно – ролевым играм (купюры и монеты различного номинала и валюта; макет банкомата; и. т. д. )

-        демонстрационные картины;

                                муляжи продуктов питания к игре «Магазин».

Материально-технические условия реализации программы

Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь

обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:

    осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;

    организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

    использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

    обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социально культурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

    обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

    обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Календарный учебный график для детей 5-6 лет

Год обучения: 1

1.        Возраст детей – 5-6 лет

2.        Количество детей – 10

3.        Количество учебных недель – 36

4.        Количество учебных часов-70

5.        Даты начала и окончания учебных занятий – сентябрь – май.

Учебный план

Тема

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Входящая диагностика

4

Результаты диагностики

2

Азбука финансов

Семейный бюджет

Деньги, история их возникновения

8

4

4

Выставка работ (лепка),  

«Монетка».

Изготовление папки-передвижки;

работа по сюжетным картинкам, виртуальное путешествие с использованием ИКТ

3

Мой город (инфраструктура города)

2

1

1

        Оформление фотозоны совместно с родителями «Мы с папой и мамой, покупатели».

4

Банк

Валюта

4

4

2

2

2

2

Изготовление ширмы «Банк», модель банкомата; экскурсия в «Почта Банк»;

игра – путешествие;

просмотр мультфильма; эссе родителей и детей «мы путешественники»

Выставка копий денег разных стран.

5

Природные ресурсы – богатство нашей страны

3

1

2

Беседа «Что это- природные ресурсы (газ, нефть, уголь, золото).

Показ образцов природных ископаемых, их назначение, распределение.

Просмотр обучающего мультфильма по теме.

6

Разумные траты

5

2

3

Деловая игра «Как правильно делать покупки».

Сюжетно – ролевая игра: «Магазин одежды».

 Ручной труд «Подарки папе и маме к празднику.

Выставка поделок.

7

Полезные экономические навыки

Немного из истории

Финансовая безопасность

2

2

3

1

1

1

1

1

2

Беседа «Хочу и надо».

Игровая ситуация «Ты мне, я тебе».

Беседа «Долг платежом красен».

Игра «Карманные деньги»

8

Экономические категории

4

1

3

Рассматривание плаката; Беседа с детьми по данной теме. Просмотр мультфильма. Составление рассказов. Экскурсия в продовольственный магазин.

Рабочие инструменты

Выбор профессии, как основа экономического благополучия человека

2

2

0

 1

2

 1

Игра – ситуация «Что моя мама и папа используют в своей работе». Чтение художественной литературы. Творческая деятельность: Тема «Нарисуй человека любой профессии».

Игра – ситуация: «Если бы не было (продавца, дворника, водителя и т.д);

Сюжетно ролевая игра по желанию детей

9

Экономическое воспитание

Бартер

Реклама

4

2

4

1

1

1

3

1

3

Викторина по экономическому воспитанию для старших детей: «Путешествие в денежную страну». Продуктивная деятельность: «Изготовление поделок к ярмарке.»

Мини ярмарка.

Игровое занятие по теме: «Бартер».

Деловая игра «Рекламное агентство».

Продуктивная деятельность: «Рекламные буклеты» Чтение произведение Михалкова «Как старик корову продавал».

10

Бизнес и бизнесмен.

Экономика

4

4

1

1

3

3

Просмотр мультфильма

Решение проблемных ситуаций: «Мы умеем считать деньги».

Воспитывающая ситуация «Дети и деньги».

Занятие с детьми: «Юные бизнесмены»

Познавательное занятие «Что, где, по чём?».

 Беседа «Учимся Экономить».

Игровая ситуация «Ты мне, я тебе»

11

Итоговое мероприятие

3

2

1

Подготовка к празднику

Развлечение: «Мы юные финансисты»

12

Диагностика

4

Результаты диагностики

ИТОГО

  70

 

Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Диагностика детей

Определение уровня финансово – экономических знаний старших дошкольников

Сбор информации, подготовка методической литературы, сборника дидактических игр, работа с родителями.

Результат диагностики

Октябрь

«Я и моя семья»

«Азбука финансов»

Учить понимать назначение денег, дать представление о денежной единице. Показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег. Совершенствовать навыки счета на примере монет, размен денежной монеты.

Работа с раздаточным материалом;

Просмотр мультфильма.

«Что такое семейный бюджет? Доход, расход».

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, 

пенсия, пособие и т.д.);

развитие речи, расширение словаря. Формировать представление детей о понятии «бюджет».

Практическая работа по данной теме используя сюжетные

картинки и плакаты.

Дидактическая игра «Заветные желания»,

Игра - «Хочу и надо».

История возникновения денег.

Познакомить с историей возникновения денег.

Путешествие в прошлое денег.

Виртуальное путешествие с использованием ИКТ.

Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны?

Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

Деньги

Рассмотреть, рассказать и показать деньги

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Рассмотреть, рассказать и показать деньги

Лепка: «Монетки»;

Дидактическая игра «Заветные желания».

Ноябрь

Мой город глазами экспертов.

Закрепление знаний о родном городе, его улицах, скверах, деловых центрах и достопримечательностях.

. Рассказ и показ магазины, банки, рынки, где можно купить, продать нужные вещи за деньги

Рассматривание фото зоны, оформленной вместе с родителями «Мы с папой и мамой – покупатели»,

Рассматривание фото зоны, оформленной вместе с родителями «Мы с папой и мамой – покупатели»

«Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны?

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями

Дать понятие, что такое вклад  и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что  такое проценты.

Экскурсия в «Почта Банк»;

Творческая деятельность: «Создание макета банкомата»

Валюта

Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.Приобщать родителей к совместной работе с воспитателем и детьми по предложенной теме.

Беседа – «Что такое валюта. Какая бывает валюта?

Игра - путешествие.

(Просмотр мультфильма)

Эссе родителей о посещение других стран;

Выставка копий валют, беседа с детьми по теме.

Декабрь

Родная страна и ее богатства.

Познакомить детей с природными ресурсами, объяснить их значение для нашей страны, как добываются. Экспорт, импорт.

Предложить потрогать, рассмотреть, сделать свои выводы. Воспитывать гордость за Родную страну.

Беседа «Что это- природные ресурсы (газ, нефть, уголь, золото).

Показ образцов природных ресурсов, их назначение, распределение.

Просмотр обучающего мультфильма по теме.

 Разумная трата.

Воспитывать у детей желание трудиться и зарабатывать, учить разумно тратить. Закреплять знания пройденной темы, путем игры.

Занятие: «Сколько денег надо человеку

Деловая игра «Как правильно делать покупки».

Сюжетно - ролевая игра:  «Магазин одежды»

Беседа, показ и рассказ. «Скоро праздник Новый год».

Закреплять знания о том, что в праздник траты увеличиваются и как сделать так, что бы они были минимальны для бюджета семьи. Развивать умение делать поделки своими руками. Воспитывать любовь к труду и к родителям.

Ручной труд «Подарки папе и маме к празднику», своими руками.

Январь

В гостях у сказки «Цветик Семицветик».

Познакомить со сказкой, с героями, выслушать мнение детей о сюжете сказки. Дать возможность осознать, что в жизни не все как в сказке, что наши желания мы можем осуществить с помощью покупки и купить можно многое, но не все.

Беседа «Хочу и надо».

Немного истории

Немного из истории: как в далекие времена люди жили  без денег, обмен вещами, расплата вещами. Применение данной информации на практике»

Игровая ситуация «Ты мне, я тебе»

Финансовая безопасность.

Рассказать детям о телефонных террористах.

Дать детям, понятие денежный долг. Дать понятие карманные деньги. Учить, в игровых ситуациях тратить их  разумно

Беседа «Долг платежом красен».

Игра «Карманные деньги»

Февраль

Экономические категории.

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность. Закрепить и расширить знания детей о профессии продавец, продавец – кассир. Касса, товар, оплата.

Рассматривание плаката; Беседа с детьми по данной теме. Просмотр мультфильма. Составление рассказов.

Экскурсия в продовольственный магазин.

Рабочие инструменты

Предложить детям рассказать о профессии своих родителей. Выбрать из данных вещей необходимые. Развивать наблюдательность, речь и память детей. Воспитывать желание трудиться и зарабатывать.

Игра – ситуация «Что моя мама и папа используют в своей работе». Чтение художественной литературы.

Творческая деятельность

Тема «Нарисуй человека любой профессии».

Выбор профессии, как основа экономического благополучия человека

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. Закреплять умение распределять роли, пользоваться новым словарным запасом, подбирать нужные атрибуты.

Дидактическая игра «Давайте поиграем».

Игра – ситуация: «Если бы не было (продавца, дворника, водителя и т.д) составление описательных рассказов с показом атрибутов.

Сюжетно – ролевые игры в профессии по желанию детей

Март

 Экономическое воспитание.

Закреплять знания и умения детей по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. Воспитывать у детей интерес к обмену сделанных вещей на что - то другое либо денежные знаки.

Предложить детям старших групп поучаствовать в мини ярмарке со своими поделками, обменяться тем, что больше понравилось из предложенного.

Викторина по экономическому воспитанию для старших детей  «Путешествие в денежную страну». Продуктивная деятельность. Изготовление поделок к ярмарке.

Мини ярмарка.

Бартер

Дать понятие бартер, что это, для чего нужен, Какое место занимает в экономике страны.

Игровое занятие с детьми по теме: «Бартер».

Реклама

Дать понятие – реклама; для чего нужна реклама, кто занимается рекламой, показать образцы. Предложить детям распределить роли, самостоятельно.

Помочь в создании рекламы на любую тему.

Учить детей использовать рекламу на примере героев данного произведения.

Деловая игра «Рекламное агентство».

Продуктивная деятельность: «Рекламные буклеты»

Чтение произведение Михалкова «Как старик корову продавал».

Апрель

Бизнес, бизнесмен.

Дать определенное понятие о профессии бизнесмен, бизнес. Расширение словаря, знаний и умений по данной теме.

Закрепить экономические знания в проблемной ситуации.

Учить культурному обращению с деньгами.

Формировать у детей первичные, элементарные экономические представления, обобщение знаний о потребности человека».

Просмотр мультфильма

Решение проблемных ситуаций: «Мы умеем считать деньги».

Воспитывающая ситуация «Дети и деньги».

Занятие с детьми: «Юные бизнесмены»

Экономика

Знакомить детей с понятием «Экономика». Определять ее место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к этой теме.

Закреплять знания и умения детей по данной теме в игровой форме. Воспитывать умение разумного подхода к своим тратам и желаниям.

Познавательное занятие «Что, где, по чём?»

Беседа «Учимся экономить».

Май

Итоговое мероприятие

Предложить детям помочь воспитателю в подготовке к предстоящему празднику.

Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные, элементарные представления; обобщение знаний о потребностях человека.

Подготовка к развлечению «Мы юные финансисты».

Развлечение

Диагностика

Результаты диагностики

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ  ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесс а экономического образования детей.

  1. Уровень–низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют          неполные, ошибочные представления в области экономики финансов.

Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации  по признаку.  Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

  1. уровень–средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют

правильные, но  не достаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.

  1. Уровень–высокий.Для детей, находящихся на этом уровне, характерновыделениесущественныхпризнаковобъектов,явленийи формирование целостной системы представлений. Их знания

характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.

Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание.

Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:

  1. Знания в области социально – экономической сферы;
  2. знания в области товарное – денежных отношений;
  3. знания в области производства и связанных с ним вопросов;
  4. знания в области информационно – организаторской сферы;
  5. знания в области нравственно – этической сферы;
  6. знания в области государственно-юридической сферы.

Первая серия включает в себя шесть заданий. Цель которых выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок

нуждаетсясам,нуждаетсяегосемья детидошкольного учреждения.

Примеры заданийпервой серии.

Задание1.Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»

Задание2.Вопрос ребенку «Как можно назвать одним  словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»

Задание3.Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.

Задание4.Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.

Задание5.Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.

Задание6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.

Вторая серия включает в себя задания, цель которых–выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.

Примеры заданийвторой серии.

Задание1.Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»

Задание2.Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»

Задание3.Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».

Задание4.Вопрос ребенку: «Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).

Задание5.Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»

Задание6.Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?».

Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно – денежных отношениях, процессе купли-продажи.

Задание1.Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»

Задание2.Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»

Задание3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»

Задание 4.Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображенытоварыс

указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»

Задание5.Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»

Задание6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».

Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлениипростейшихигрушек,материалах,необходимыхдляэтого,иоб их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.

Задание1.Вопрос ребенку: «Что такое материалы? (Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой)

Задание2.Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».

Задание3.Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?»

Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.

Задание5. Педагог, предлагаетребенкурассказатьтехнологию приготовления пищи.

Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, как из полосоки бумаги можно сделать многое лочек(ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).

Пятая  серия включает в себя задания, цель которых–выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как

Экономность и бережливость.

Примеры заданий пятой серии.

Задание 1.Вопрос ребенку: «Кеми где работают твои родители?».

Задание2.Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».

Задание3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».

Задание4.Вопрос ребенку: «На что тратят деньги вашей семье?».

Задание5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».

Задание6 Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать–экономный, а про кого – бережливый?».

Шестая серия включает в себя задания, цель которых –изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.

Примеры заданий шестой серии.

Задание. 1Вопрос ребенку: «Что такое собственность?»

Задание 2. Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что, принадлежит всем.

Задание3.Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».

Задание4.Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».

Задание5.Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин когда принес посылку дяде Федору?».

 Низкий – не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение мира.

Средний–ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.

Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.

Диагностический лист

(темы: Деньги, сбережения, денежная прибыль, валюта, бартер)

Фамилия,имяребенка

Темы  -уровень

Высокий

Средний

Низкий

Деньги

Сбережения

Денежная прибыль

Валюта

Бартер

Освоениепрограммы:

Низкий–ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает, как правильно потратить деньги; не имеет представление, что деньги оплачивают результат труда; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не ориентируется в экономических понятиях; у него отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний–ребенок, ориентируется, имеет представление(спомощью педагога), как правильно потратить деньги; имеет представление, что деньгами оплачивается результат труда; с помощью  педагога разбирается в экономических понятиях; пытается подойти к проблемной ситуации творчески.

  С помощью педагога решает простейшие экономические задачи.

Высокий–ребенок самостоятельно оперирует знаниями, имеет четкое представление; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал; самостоятельно находит выход.

Вариант2.Диагностикадляопределенияначальногоуровня финансово-экономических знаний.

Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем уровням. Задания носят проблемно-поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.

Диагностический лист

1балл

2балл

3балл

Задание1

Задание2

Задание3

Задание1«Выбери верное предложение».

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: Предлагаю тебе поиграть.  Я прочитаю тебе два

предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.

  1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
  2. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
  3. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама нужна для продажи товаров.
  4. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
  5. Бюджет семьи–это только доходы. Бюджет семьи–это доходы и расходы.
  6. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.
  1. Балл–правильно один или два ответа;
  2. Балла–правильно четыре ответа;
  3. Балла–правильно больше пяти ответов.

Задание2 «Найди лишнее»

Материал:6 карточек, на которых изображены:

  • рубль, доллар, евро, кошелек (категории«деньги»)
  • банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5-копеечная монета (категория «деньги»);
  • кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин( категории

«товар»,производство»);

  • человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);
  • игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»); одежда, дом, продукты, книга (категория «потребность»).

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные .Какой предмет

(действия)лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?».

1балл–все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;

2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;

  1. балла–все карточки отобраны правильно.

Задание 3 «Продолжи предложение».

Материал; предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».

  1. Любой труд приносит….(пользу).
  2. Моя мама получает за свой труд, бабушка получает, а брат учится в институте и получает (зарплату, пенсию, стипендию).
  3. Доходы семьи можно увеличить, если (вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
  4. Воспитатель,повар,швея,рекламодатель, банкир–это… (профессии).
  5. Любой товар можно (продать, купить, изготовить).
  6. Место хранения и накопления денег называется…(банк).
  7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна…(реклама).

  1. Балл–правильно два ответа;
  2. балла – правильно четыре-пять ответов;
  3.  3балла–правильно больше пяти ответов.

Вариант 3. Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Каждоеизчетырехзаданийсостоитиз3болеемелкихзаданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям; второе – вопросы определеннойобластиэкономическихзнаний;третье–проблемнаяситуация.

Скаждымребенкомработа  проводитсяиндивидуально,ипомере успешности ответов на задания определяется уровень экономической воспитанности.

Задание1. Цель; определить уровень знаний о потребности человека, животных, растений.

Задание2. Цель: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах(транспорт, инструменты, оборудование);о производителях товарах и услуг.

Задание3 Цель: определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание4 .Цель: определить уровень знаний о рекламе.

Диагностическийлист

(темы: потребности, ресурсы, деньги,реклама)

Фамилия,имяребенка        

Темы        Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Потребности

Ресурсы

Деньги

Реклама

Задание1.

  1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…(товар).

  1. Мебель купили, одежду купили. У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе сжеланиями у каждого ребенка и взрослого есть свои потребности. Чтоозначаетэтослово?(То,чтонеобходимочеловекувжизни,без чего ему будет плохо.)
  2. Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Потребности есть не только у человека, но и у растений и животных.)

Задание2.

  1. Он финансовый факир,

В банк к себевасждет…(банкир)

В море коварном товаров и цен Бизнес-корабльведет…(бизнесмен).

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам…(продавцы).

  1. Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания?(Из магазина)
  • А откуда они появляются в магазине? (Из природы–лес, море, поле)
  • Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь.)
  • А какими инструментами пользуются люди, производящие товары?

(Тяпка, лопата, молоток, станок, печь.)

  1. Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению

Кукол /машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимы и для чего?

Задание3.

  1. На товаре быть должна Обязательно(цена).

Говорятпро меня – деревянный я.

Но не правда, я–железный,

Я–тяжелый, полновесный .(Рубль)

Иврачу,и акробату

Выдают за труд…(зарплату).

  1. На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)
  • Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду, красиво одеваться.)
  • А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).
  1. Как ты думаешь: чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и  оборудование, которые дорого стоят.)

Задание4.

  1. Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без…(рекламы).

Яркой краской привлекает,

Покупать нас заставляет (Рекламный плакат).

Прохожу мимо витрины,

И стоит там человек,

Говорит он так красиво. Кто же этот человек? (Рекламный агент).

  1. Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу?( Да)
  • Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные.)
  • Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)
  1. Представь любой товар.  Попытайся его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

Список литературы:

1. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

2. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.

3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

4. Щербинина С.М "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. /. - г. Усолье - Сибирское, 2010.

5. Сказки о деньга, сказка «Цветик – семицветик».

6. Интернет источники.

 

 

                                                                                                           Приложение 2

 

План работы с родителями

№ п/п

Месяц

План работы с педагогами, родителями

1.

Сентябрь

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Папка передвижка по теме «Семейный бюджет»

2.

Октябрь

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики». Оформление фотозоны «Мы с папой и мамой – покупатели».

3.

Ноябрь

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет». Эссе родителей и детей «Мы путешественники». Выставка копий денег разных стран.

4.

Декабрь

Разработка буклетов «Ребенок и финансы». Выставка поделок детей к празднику новый год, в подарок родителям.

5.

Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами». Экскурсия в продовольственный магазин совместно с родителями.

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

6.

Февраль

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников». Фотозона «Что папа и мама используют в своей работе».

7.

Март

Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

Мини ярмарка.

8.

Апрель

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

9.

Май

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

 

 

 

 

 

                                                                                                                             

                                                                                       

                                                                                          Приложение 3

Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний старших дошкольников за период 2022-2023 учебный год.

 

https://documents.infourok.ru/507aca6e-6668-4a3b-991e-86e2e72516aa/0/image002.gif

 

 

2.2. Система оценки результатов освоения программы кружка

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы кружка. Диагностика элементарных финансово – экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

В соответствии с классификацией К.Ф.Исаевой, В.И.Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников.

Высокий: Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Средний: Ребенок имеет правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.

Низкий: Ребенок имеет неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняется в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не может установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяет его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не использует финансово – экономические знания  в игровой и трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...