Формирование основ безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста
статья по обж

Калмыкова Раиса Александровна

Формирование представлений об основах безопасного поведения в быту у старших дошкольников возможно через различные виды деятельности и формы работы с ними. Эффективными формами выступают организованная образовательная деятельность на занятиях, образовательная деятельность в режимных моментах, дидактические и словесные игры 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасного поведения у детей – это повседневная, трудная, но крайне важная работа. Ведь подготовить ребенка к поиску выхода из опасных ситуаций возможно только при условии наличия знаний о безопасном поведении. Не зная правил поведения дома, даже самая обычная обстановка станет опасной. В подобных ситуациях не защищенными являются маленькие дети из-за присущей им  любознательности, подвижности, непоседливости.

   Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Цель работы -   в доступной  форме формировать у детей осознанное и ответственное  отношение к выполнению правил безопасного поведения в быту, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных  ситуациях (Слайд №2)

Задачи:

  • Расширять представления детей о способах безопасного поведения в быту;
  • познакомить детей с телефонами экстренных служб;
  • учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
  • развивать  самостоятельность в принятии правильных решений и ответственность за своё поведение;
  • развивать  внимание, логическое мышление, быстроту реакции в непредвиденных ситуациях;
  •  развивать  активную  речь и память детей.  (Слайд № 3)

 

Формирование представлений об основах безопасного поведения в быту у старших дошкольников возможно через различные виды деятельности и формы работы с ними. Эффективными формами выступают организованная образовательная деятельность на занятиях, образовательная деятельность в режимных моментах, дидактические и словесные игры и т.д.

Ведущее место при накоплении и систематизации знаний у детей о безопасном поведении в быту занимает обучение, которое преимущественно представляет собой целую систему:  беседы, пальчиковые игры, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество; дидактические игры, сюжетно-ролевые  игры, работа с родителями а также чтение и обсуждение художественной литературы, использование фотографий и современных технологий (мультимедиа, презентации, отрывки из мультфильмов и фильмов).

Беседы являются неотъемлемой частью образования детей. Поэтому для выявления и закрепления знаний детей по правилам безопасности в быту я всегда использую их в своей работе. Например: (Слайд №4)

"Ребёнок дома. Осторожен будь с водой" - объяснить детям, какие ситуации могут возникнуть дома, как правильно действовать в этих ситуациях, как их можно избежать.

«В мире опасных предметов» - уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Определить уровень знаний детей о предметах, которые брать нельзя, которые можно брать только со взрослыми, которыми можно пользоваться самостоятельно, но осторожно.

 "Опасный незнакомец" - предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать выработке осмотрительного, осторожного обращения с незнакомыми людьми.

"Таблетки - не конфетки" - дать детям представление о таблетках, их пользе и вреде.

«Домашние вещи могут быть опасными. Электроприборы в доме» - закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.

«Ни ночью, ни днём не балуйтесь с огнём!» - формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения.

А также «Ток бежит по проводам», «Не выглядывай в открытое окно».

 Беседы – игры по системе ТРИЗ – технологии:  

«Хорошо - плохо» – закрепление  умения находить положительное и отрицательное в различных ситуациях, учить выделять противоречия в предметах, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения на одно и то же событие. Примеры ситуаций: острый нож, тонкая иголка.

«Что будет, если…» - используя метод совместного обучения, найти решения из создавшейся проблемы, развивать словесно-логическое мышление, уметь выстраивать цепь событий. Примеры ситуаций: оставить дверь открытой, разговаривать на улице с незнакомыми людьми.

         В своей работе я  всегда предлагаю  использовать художественную литературу для обогащения знаний у дошкольников. Художественное слово пронизывает всю жизни маленького ребенка, устанавливая образец поведения и примеры того, как не стоит себя вести в типичных ситуациях. Например, игровой персонаж – Стобед (герой произведений Д. Орловой). Он рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), а также загадывает загадки, приносит картинки, разные задания и «открывает» вместе с детьми правила безопасного поведения. На примерах из жизни Стобеда можно показать детям, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности. Даже в самом имени персонажа отражена эта идея, и уже при первом знакомстве с маленьким человечком дети, отвечая на вопрос «Как вы думаете, почему его так зовут?», говорят: «У него беда была». Использование игрового персонажа дает возможность детям исправлять его ошибки, объяснять Стобеду необходимость выполнения правил и тем самым лучше усваивать правила.

Художественная литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

-сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка», «Семеро Козлят и серый волк», «Белоснежка»;

-рассказы: «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; С. Михалков «Дядя Степа»;  «Электрическая лампочка».  - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; Г. Остер «Вредные советы».

      Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». Например,  Красная Шапочка пошла через лес, и не задумалась о незнакомых людях. Семеро Козлят открыли двери постороннему. Поэтому в своей работе, на примере литературных персонажей, мы с ребятами анализируем их поведение и поступки, решаем, как бы сами поступили в данной ситуации. Мотивируя детей на развитие дискуссии, я  искусственно создаю препятствия,  стимулирующие развитие ситуации.

С целью обогащения знаний по теме безопасности в быту мы вместе с детьми  посетили библиотеку. Сотрудники библиотеки помогли нам подобрать  необходимые книги и журналы с произведениями художественной литературы на эту тему. А так же провели с ребятами интересную беседу, конкурс загадок  и викторину по  произведениям. (Слайды  № 5, 6) 

Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы«Уроки тетушки Совы», «Азбука безопасности» (Смешарики),  «Уроки Аркадия Паровозова», «Фиксики» «Лунтик»  и др.  

Также я  предлагаю детям презентации на темы«Опасные предметы в быту»«Кто стучится в дверь»«Убережем себя от беды» и др.

(Слайд № 7)

       В связи с тем, что свою активность ребенок проявляет, в первую очередь, в игровой деятельности, то освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь необходимо осуществлять на основе игры. После того как дошкольники научиться поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, они намного увереннее почувствуют себя в реальной жизни.

Игры помогают детям:

  • познакомиться с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
  • научиться различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомиться с необходимыми действиями в случае опасности.

Для  это этого я предлагаю  следующие  игры: дидактические игры: «Если ты остался один дома», «Подбери игрушки Танюшке», «Огонь – друг, огонь – враг!», «Полезно – вредно», «01, 02, 03 – ты запомни,  позвони», «Хорошо - плохо» с использованием элементов ТРИЗ.;

настольно-печатные игры: «Источники опасности», «Четвертый лишний», «Телефоны экстренных служб», «Лото осторожностей», «Как избежать неприятностей», «Опасные ситуации в доме») (Слайд № 8);

сюжетно-ролевые игры: «Я пожарный», «Магазин бытовой техники», «Скорая помощь», «Дом», «Аптека»  (Слайд № 9);

игры-драматизации: «Волк и семеро козлят», «Пожар в кукольном доме», кукольный театр «Кот, петух и лиса», настольный театр «Красная шапочка» и т.д. (Слайды № 10,11)

       Художественное творчество играет немаловажную роль в закреплении знаний детей о безопасности в доме. Это рисование бытовых приборов и опасных вещей (Слайд №12), аппликация «Пожарная машина» по теме пожарной безопасности, создание коллективного коллажа «Цветок безопасности». А также совместное творчество детей и родителей по данной теме.

      Для систематизации знаний детей о безопасном поведении в быту мы пригласили  в детский сад сотрудников пожарной части  и  МЧС. Знакомство детей с особенностями сложной работы спасателей заинтересовали  воспитанников, что привело  к воспитанию уважительного отношения к работникам данной профессии. Дети примеряли на себя костюм пожарного, познакомились с основными атрибутами спасателей, а также узнали об устройстве пожарной машины. (Слайды №13,14)

      Одной из основных задач своей работы я считаю создание и обогащение предметно-развивающей среды по формированию основ безопасного поведения в быту. Восприятие человеком среды происходит в процессе постоянного взаимодействия с ней. В ходе этого процесса среда выполняет двойную роль: во-первых, является источником информации, которая позволяет человеку предсказать возможные последствия различных способов действия; во-вторых, выступает площадкой, где и осуществляется деятельность. Вариативная, многофункциональная, развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий организации качественного образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. С этой целью в группе организован уголок безопасности, который включает в себя информационные, обучающие и наглядные материалы по формированию безопасного поведения детей в быту и в социуме (Слайд №15).

           Большое значение в формировании безопасного поведения детей в  быту имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Ребенок большую часть всего времени проводит с семьей. Именно в семье он учится взаимодействовать с окружающим миром, с предметами, окружающими его. Родители являются главным примером для подражания. Ребенок срисовывает с мамы и папы их стиль поведения, стиль общения, отношение к окружающему. Поэтому главная задача родителей не только привить своему ребенку безопасное поведение в быту, но и на своем примере показать, как оно реализовывается.

    Создать условия для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье – это и есть основная цель  работы с родителями по формированию основ безопасного поведения в быту у детей.

           Групповые родительские собрания: «Опасности дома», «Шалости с огнем», «Острые предметы»,  Друзья или враги», «Обращение ребенка с электроприборами». Цель таких мероприятий – ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

          Такую форму работы, как консультации, можно начать с просмотра книг по безопасности для детей. (Слайд №16) 

Здесь важно напомнить родителям, что прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации  порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки, рассматривать картины и иллюстрации о безопасности в быту, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т.д.

        Беседы воспитателя с родителями наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Цель такой формы взаимодействия – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, а также выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту.

             Еще одной нетрадиционной формой работы с родителями   является использование средств ИКТ:

 - Размещение информации по формированию безопасного поведения в быту на сайте детского сада. Сюда же можно включить различные консультации с родителями по данной проблеме, различные презентации, наглядные материалы, которые родители могут использовать с детьми, список литературы как для взрослых, так и для детей (Слайд  №17)

 - Дистанционное общение с родителями (создание группы в социальных сетях с родителями воспитанников: «ВКонтакте», «Viber»). В группе мы размещаем  необходимую информацию и материалы (фото, видео, презентации) для родителей воспитанников.

Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на  них внимание. Несмотря на свою занятость, проверить свои соц. сети всегда найдется время. Такой вид общения является для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.

Таким образом, формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. А будет это более эффективно при соблюдении выше изложенных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста

Презентация "Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста"...

Формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с л...

Формирование основ безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста

Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать,потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различитьопасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?Детям необходимо об...

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Одним из важных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (пункт 2.6 ФГОС ДО) является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, п...

Выступление. Формирование основ безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста

Правила поведения на природе для детей загадочное и удивительное из всего, что окружает человека – природа. Именно она дарит незабываемые мгновенья радости, спокойствия и гармонии. Особенно остр...

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста...