Формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
статья по обж (старшая группа) на тему

Куприна Юлия Николаевна

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире. Ведущая роль в обучении детей правилам безопасного поведения отводится воспитывающим взрослым – родителям и педагогам.

В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование.

Т.Ф. Саулина, считает, что знакомить детей с правилами безопасного поведения необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Главная цель воспитания безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку представления об основных опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них. Безопасность – это не просто совокупность полученных знаний, а умение правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях. В ходе наблюдения за игровой и образовательной деятельностью детей можно выявить уровень сформированности основ безопасного поведения в социуме.

Организация работы по обучению детей правилам безопасного поведения должна осуществляться с учётом возрастных возможностей детей. В старшем дошкольном возрасте воспитатель создаёт условия для активной совместной деятельности, организуя сюжетно-ролевые игры, дидактические игры по данному направлению.

Дети старшего дошкольного возраста узнают об основных источниках и видах опасности быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Участвуя в различных проблемно-игровых ситуациях, знакомятся с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях и о том, как позвать на помощь взрослого в соответствующих обстоятельствах.

Наиболее продуктивным в обучении дошкольников навыкам безопасного поведения является метод проектов, основанный на сотрудничестве детей, родителей и педагогов дошкольной организации. Для осуществления проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать различные виды проектной деятельности. Принимая участие в проекте, ребёнок ощущает себя активным субъектом происходящего и приобретает необходимые ему практические навыки.

Особенностью метода проектов у дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.

В настоящее время разработано много парциальных и комплексных программ дошкольного образования, в которых вопросу безопасности детей уделяется большое внимание. Например одна из программ была разработана в 1997г. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. В программу входят шесть разделов (блоков) – «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день разработаны различные подходы, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по проблеме безопасности. Данное направление постоянно обогащается новыми теоретическими и практическими разработками педагогов.

Во многих исследованиях отмечается важность системного подхода к работе по воспитанию безопасного поведения у детей. Данная работа должна проводиться постоянно, целенаправленно, с мониторингом достижений детей, постоянным отбором и изменением содержания, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Одним из педагогических идеи результативной работы по воспитанию безопасного поведения детей в быту является создание в группе развивающей предметно-пространственной среды.

Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, то есть та среда, которая оказывает на него прямое и косвенное влияние, в которой ребенок развивается сообразно своим возрастным и индивидуальным особенностям.

Проблемность предметной среды порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Наполнение развивающей предметно-пространственной среды, различные предметы стимулируют начало детской деятельности, поддерживает их инициативу, побуждает к самостоятельной деятельности.

В процессе организации развивающей предметно-пространственной среды педагоги должны стремиться к созданию возможностей для максимального удовлетворения потребностей детей в новых эмоциях, впечатлениях, которые позволять усваивать новые знания, расширять имеющиеся представления о правилах безопасного поведения в быту.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована таким образом, чтобы все дети группы чувствовали себя комфортно, могли спокойно играть, творить, как самостоятельно, так и совместно с другими воспитанниками. Также необходима постоянное обновление дидактических материалов по воспитанию безопасного поведения, частая сменяемость игр и заданий.

Развивающая предметно-пространственная среда группы может быть наполнена следующими материалами:

· Дидактические игры и пособия (лото, домино, игры «Чтобы не было беды», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Азбука безопасности», «Опасные предметы», «Как избежать неприятностей», «Часы безопасности», «Если ты остался один» и др.);

· Альбомы, тетради с заданиями, стенгазеты на тему «Безопасность в быту»;

· Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Семья», «Пожарные» и др.);

· Иллюстрации, репродукции по теме «Безопасное поведение»;

· Художественная литература, энциклопедии для детей;

· Материалы для самостоятельного создания игр, атрибутов, книг, рисунков, макетов (трафареты, шаблоны, пластилин, цветная бумага, картон, бросовый материал).

Также важным условием успешной работы с детьми по воспитанию безопасного поведения в быту является включение всех субъектов педагогического процесса (педагоги – родители – дети). Роль семьи в жизни ребенка огромна и неоценима. Именно у родителей есть возможность включения в бытовую, хозяйственную деятельность, где и приобретаются навыки безопасности, дошкольники стремятся копировать поведение близких им людей. Родители воспитанников могут активно участвовать в работе над проектами по безопасности в быту, вместе с детьми создавать книги, стенгазеты, изучать данную проблему вместе с педагогами группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у  детей старшего  дошкольного возраста"...

Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования  основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....

Роль дидактических игр в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности. Определить правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недо...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей старшего дошкольного возраста "Есть предметы разные: острые, опасные"

Проект по формированию у детей  основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей старшего дошкольного возраста "Есть предметы разные: острые, опасные". В игровой форме, с помощью чте...

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством деятельности отряда «Юная пожарная дружина»

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность.  Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных ...