Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром с детьми старшей группы на тему: «Испечем мы Колобок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пашнина Галина Васильевна

Расширить представ­ление детей о быте, традициях русского народа.

Задачи: Познакомить детей с традицион­ной выпечкой русского народа,  с техно­логией приготовления теста для колобка; познако­мить со словами сусек, амбар, короб, ларь, противень, выпечка, береста, посиделки, лапти, припасы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pashninoy_g.v._06.2018.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 «ДЕТСКОГО САДА № 12 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

                                                 454904 г.Челябинск  п. Новосинеглазовский ул. Новая, 3

Телефон/факс 280-07-62

Конспект НОД

по ознакомлению с социальным миром

с детьми старшей группы

на тему: «Испечем мы Колобок»

Разработал  воспитатель:

Пашнина Г.В.

Челябинск, 2017 г.

Конспект НОД

для детей старшей группы на тему:

«Испечем мы Колобок»

Цель: Расширить представление детей о быте, традициях русского народа.

Задачи: Познакомить детей с традиционной выпечкой русского народа,  с технологией приготовления теста для колобка; познакомить со словами сусек, амбар, короб, ларь, противень, выпечка, береста, посиделки, лапти, припасы.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки из теста; побуждать использовать дополнительные материалы (семена подсолнуха, кукурузы, фасоли, гречки, гороха …). Поддерживать интерес к лепке из теста. Вызвать эмоциональный отклик и интерес детей к результату своего труда. Развивать интерес к истории, быту, традициям  своего народа. Воспитывать любовь к родному краю и к своей Родине.

Методические приемы: наглядный, словесный, игровой, репродуктивный, практический; музыкальное сопровождение.

Ингредиенты для теста: мука, два яйца, сметана (в глиняном горшочке), сахарный песок, соль, масло.

Угощение для детей: блины, пряники, сушки, баранки, чай.

Материалы и оборудование: русский народный костюм, короб, деревянная ложка, перышко для смазывания маслом противня, глиняная чаша, духовой шкаф, разделочные доски, тесто, самовар, мультимедиа презентация, салфетки тканевые, розетка для масла.

Форма организации работы: подгрупповая

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучит русская народная песня. Выходит хозяйка - воспитатель в русском национальном костюме - поет песню.

(Слайд №1 «Деревня»)

- Здравствуйте ребята. Посмотрите, в каком русском народном костюме я к вам пришла. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей).

- Я хочу пригласить вас на русские народные посиделки. Давайте знакомиться. Меня зовут Галина Васильевна, а с вами я познакомлюсь на посиделках, куда вас и приглашаю. Присаживайтесь, пожалуйста.

(Слайд №2 «Посиделки»)

(Читает стихотворение о русских народных посиделках).

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

(Слайд №3 «Занятия женщин»)

- Скажите, так что такое русские народные посиделки? (ответы детей).

- Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие.

- Чем занимались женщины на посиделках? (Ответы детей).

Праздник не безделья, а искусного рукоделья?

А как шили – вышивали, так и песни напевали.

Песни пели от души, песни были хороши!

Весело поется – весело прядется.

- Чем занимались мужчины? (Ответы детей).

(Слайд №4 «Занятия мужчин»)

- А так же на посиделках пили чай.

- Что пекли из теста к чаю для посиделок?

(Слайд №5 «Выпечка»)

- Скажите, на какой русский народный праздник сжигают чучело бабы, катаются на лошадях, с зимой прощаются, всегда блинами угощаются? (Ответы детей).

(Слайд №6  «Масленица»)

- Как называется русский народный праздник, когда пекут куличи?

(Слайд №7 «Пасха»)

- А на праздник Сорока святых пекли жаворонков и колобки.

(Слайд №8 «Жаворонки»)

- Жаворонки – это такие птички из теста.

- А мы, давайте испечем вот такие маленькие колобки? (давайте).

(Слайд №9 «Колобки»)

- Какие они по форме? (ответы детей)

- Ребята, на что похожи колобки? (ответы детей)

- Тогда вспомним, с чего в сказке «Колобок» начала работу бабка? (Ответы детей.)

(Слайд №10 «Сказка Колобок»)

- Правильно:

По амбару поскребла,

По сусекам помела.

На сметане мешала,

В печке пекла.

- Чтобы сделать тесто для колобков, назовите продукты, которые мне для этого нужны? (Ответы детей.)

(Слайд №11 «Схема»)

- Продукты или припасы раньше хранились в коробах.

- Скажите, что такое короб? (Ответы детей).

(Слайд №12 «Короба»)

- Коробом называли сундуки, сделанные из прутьев ивы или бересты березы. В них хранили продукты, но и вещи, с ними ходили за грибами в лес.

- А в какой сказке мы встречали слово «короб»? (Ответы детей.)

- Правильно, в сказке «Маша и медведь».

(Слайд №13 «Маша и медведь»)

- Посмотрите, какой у меня красивый, плетеный из прутьев короб. Из него достану продукты: яйца, соль, сахар.

- И начну замешивать тесто для колобков.

- Разобью два яйца, собью их с сахаром и солью. Вот так.

- Напомните мне, на чем бабка замешала тесто для колобка? (Ответы детей.)

- Правильно, на сметане!

(Слайд №14 «Сметана»).

- Она хранилась в небольших глиняных кувшинчиках (демонстрирует).

Я тоже замешу тесто на сметане.

- Какой самый главный продукт необходим для теста? (Ответы детей).

- Правильно, мука.

(Слайд № 15 «Мука»).

- Мука хранилась в амбаре — это хозяйственное строение для хранения зерна, муки других припасов.

- А «сусеки» - называли отгороженное место в амбаре, а так же вот такие лари и сундуки, сделанные из дерева, где хранили зерно и муку.

- Так вот по каким сусекам бабка муку – то мела.

-Скажите, что такое «сусеки»?

- Тесто надо хорошо вымешать, чтобы оно было без комков.

- Оно должно немного полежать, отдохнуть, для того чтобы колобки получились пышными. Тесто отдохнет, и мы с вами тоже отдохнем.

(Физкультурная минутка).

- Тесто для колобков - готово.

- Тесто я раскатаю в колбаску, поделю его пополам, а затем скатаю два колобка величиной с грецкий орех, не больше.

Показ порядка работы.

Кусочек теста

На ладошку положили

И ладошкою прикрыли.

В ручках тесто покружилось,

В колобочек превратилось.

- Давайте, попробуем? ( Давайте).

- Положите салфетки на колени и принимайтесь за работу.

 (Под русскую народную музыку дети скатывают колобки круговыми движениями между ладонями и кладут на салфетки).

(Слайд №16 «Колобки на противне»)

(Слайд №17 «Колобки на пне»)

- Чтобы колобки отличались друг от друга, я предлагаю сделать их разными. На столе у каждого из вас стоит тарелочка.

- Скажите из чего можно сделать глаза, нос и рот колобку?

(Творческое оформление готовых изделий).

- Прежде, чем положить колобки на противень, возьму перышко и смажу его маслом.

- Что теперь надо сделать? (Ответы детей.)

- К сожалению, у нас нет настоящей русской печи, в которой раньше выпекали хлеб и другую выпечку из теста.

(Слайд №18 «Русская печь»)

- Как вы думаете, где мы с вами испечем колобки? (Ответы детей)

(Слайд №19 «Духовой шкаф»). 

- Я предлагаю испечь колобки в современной мини-печке.

- Пока колобки пекутся, мы поиграем в русскую народную игру «Ворон».

(Звучит музыка)

(Слайд №20 «Хоровод»)

Хозяйка. 

- Пора вынимать наши колобки. Посмотрите, какие они румяные, ароматные получились, не похожие друг на друга! Ну, просто, как из сказки. Так и хочется их съесть.

(Слайд №21 «Посиделки»)

- Но, сначала ребята, скажите, что мы делали на посиделках?

- Что вам больше всего понравилось. (Ответы детей).

- А сейчас, предлагаю вам помыть руки и продолжить посиделки  за чашкой чая из самовара с колобками и другой выпечкой.  

(Дети едят колобки, пьют чай из самовара, общаются между собой).

Физкультурная минутка:

Бабушка кисель варила (правая рука помешивает кисель)

На горушечке (кончики пальцев соединяются под углом)

В черепушечке (ладони образуют горшок-черепушечку)

Для Андрюшечки (правая рука на грудь)

Летел, летел соколок (скрещенные ладони помахивают как крылья)

Через бабушкин порог

Вот он крыльями забил (хлопают в ладоши)

Бабушкин кисель разлил (вытянуть руки вперед, пальцы растопырить)

У старушечки на горушечке (горка)

Бабуля плачет: ай-ай-ай – (бабуля утирает слезы)

Не плачь, бабуля, не рыдай (указательный палец грозит)

Чтоб ты стала весела (помешать кисель)

Мы наварим киселя, вот столько (руки в стороны).

Русская народная игра «Ворон»

- На посиделках играли в игры, и я вам тоже предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ворон».

- Послушайте правила игры:

Нужно встать в круг и выбрать водящего – «Ворона». Выбирать водящего будем по моей руке – стрелке. Н кого она покажет, тот и будет Вороном. Ворон выходит в центр круга.

- Вставайте в круг, беритесь за руки, выполняйте те движения, о которых поется в песне. Когда песня закончится, нужно быстро присесть и закрыть глаза. Водящий выбирает другого Ворона, коснувшись его рукой.

Слова:

Ой, ребята, та-ра-ра.

На горе стоит гора,

А на той горе дубок, \А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».

закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...

Конспект по ознакомлению с социальным миром во второй младшей группе. Тема: «Папа, мама, я - семья».

Формировать представления детей о семье и её членах, вызвать желание рассказывать о своей семье, создать радостное эмоциональное настроение....