Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром с детьми старшей группы на тему: «Испечем мы Колобок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширить представление детей о быте, традициях русского народа.
Задачи: Познакомить детей с традиционной выпечкой русского народа, с технологией приготовления теста для колобка; познакомить со словами сусек, амбар, короб, ларь, противень, выпечка, береста, посиделки, лапти, припасы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКОГО САДА № 12 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
454904 г.Челябинск п. Новосинеглазовский ул. Новая, 3 Телефон/факс 280-07-62 |
Конспект НОД
по ознакомлению с социальным миром
с детьми старшей группы
на тему: «Испечем мы Колобок»
Разработал воспитатель:
Пашнина Г.В.
Челябинск, 2017 г.
Конспект НОД
для детей старшей группы на тему:
«Испечем мы Колобок»
Цель: Расширить представление детей о быте, традициях русского народа.
Задачи: Познакомить детей с традиционной выпечкой русского народа, с технологией приготовления теста для колобка; познакомить со словами сусек, амбар, короб, ларь, противень, выпечка, береста, посиделки, лапти, припасы.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки из теста; побуждать использовать дополнительные материалы (семена подсолнуха, кукурузы, фасоли, гречки, гороха …). Поддерживать интерес к лепке из теста. Вызвать эмоциональный отклик и интерес детей к результату своего труда. Развивать интерес к истории, быту, традициям своего народа. Воспитывать любовь к родному краю и к своей Родине.
Методические приемы: наглядный, словесный, игровой, репродуктивный, практический; музыкальное сопровождение.
Ингредиенты для теста: мука, два яйца, сметана (в глиняном горшочке), сахарный песок, соль, масло.
Угощение для детей: блины, пряники, сушки, баранки, чай.
Материалы и оборудование: русский народный костюм, короб, деревянная ложка, перышко для смазывания маслом противня, глиняная чаша, духовой шкаф, разделочные доски, тесто, самовар, мультимедиа презентация, салфетки тканевые, розетка для масла.
Форма организации работы: подгрупповая
Ход занятия:
Организационный момент:
Звучит русская народная песня. Выходит хозяйка - воспитатель в русском национальном костюме - поет песню.
(Слайд №1 «Деревня»)
- Здравствуйте ребята. Посмотрите, в каком русском народном костюме я к вам пришла. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей).
- Я хочу пригласить вас на русские народные посиделки. Давайте знакомиться. Меня зовут Галина Васильевна, а с вами я познакомлюсь на посиделках, куда вас и приглашаю. Присаживайтесь, пожалуйста.
(Слайд №2 «Посиделки»)
(Читает стихотворение о русских народных посиделках).
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках, каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
(Слайд №3 «Занятия женщин»)
- Скажите, так что такое русские народные посиделки? (ответы детей).
- Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие.
- Чем занимались женщины на посиделках? (Ответы детей).
Праздник не безделья, а искусного рукоделья?
А как шили – вышивали, так и песни напевали.
Песни пели от души, песни были хороши!
Весело поется – весело прядется.
- Чем занимались мужчины? (Ответы детей).
(Слайд №4 «Занятия мужчин»)
- А так же на посиделках пили чай.
- Что пекли из теста к чаю для посиделок?
(Слайд №5 «Выпечка»)
- Скажите, на какой русский народный праздник сжигают чучело бабы, катаются на лошадях, с зимой прощаются, всегда блинами угощаются? (Ответы детей).
(Слайд №6 «Масленица»)
- Как называется русский народный праздник, когда пекут куличи?
(Слайд №7 «Пасха»)
- А на праздник Сорока святых пекли жаворонков и колобки.
(Слайд №8 «Жаворонки»)
- Жаворонки – это такие птички из теста.
- А мы, давайте испечем вот такие маленькие колобки? (давайте).
(Слайд №9 «Колобки»)
- Какие они по форме? (ответы детей)
- Ребята, на что похожи колобки? (ответы детей)
- Тогда вспомним, с чего в сказке «Колобок» начала работу бабка? (Ответы детей.)
(Слайд №10 «Сказка Колобок»)
- Правильно:
По амбару поскребла,
По сусекам помела.
На сметане мешала,
В печке пекла.
- Чтобы сделать тесто для колобков, назовите продукты, которые мне для этого нужны? (Ответы детей.)
(Слайд №11 «Схема»)
- Продукты или припасы раньше хранились в коробах.
- Скажите, что такое короб? (Ответы детей).
(Слайд №12 «Короба»)
- Коробом называли сундуки, сделанные из прутьев ивы или бересты березы. В них хранили продукты, но и вещи, с ними ходили за грибами в лес.
- А в какой сказке мы встречали слово «короб»? (Ответы детей.)
- Правильно, в сказке «Маша и медведь».
(Слайд №13 «Маша и медведь»)
- Посмотрите, какой у меня красивый, плетеный из прутьев короб. Из него достану продукты: яйца, соль, сахар.
- И начну замешивать тесто для колобков.
- Разобью два яйца, собью их с сахаром и солью. Вот так.
- Напомните мне, на чем бабка замешала тесто для колобка? (Ответы детей.)
- Правильно, на сметане!
(Слайд №14 «Сметана»).
- Она хранилась в небольших глиняных кувшинчиках (демонстрирует).
Я тоже замешу тесто на сметане.
- Какой самый главный продукт необходим для теста? (Ответы детей).
- Правильно, мука.
(Слайд № 15 «Мука»).
- Мука хранилась в амбаре — это хозяйственное строение для хранения зерна, муки других припасов.
- А «сусеки» - называли отгороженное место в амбаре, а так же вот такие лари и сундуки, сделанные из дерева, где хранили зерно и муку.
- Так вот по каким сусекам бабка муку – то мела.
-Скажите, что такое «сусеки»?
- Тесто надо хорошо вымешать, чтобы оно было без комков.
- Оно должно немного полежать, отдохнуть, для того чтобы колобки получились пышными. Тесто отдохнет, и мы с вами тоже отдохнем.
(Физкультурная минутка).
- Тесто для колобков - готово.
- Тесто я раскатаю в колбаску, поделю его пополам, а затем скатаю два колобка величиной с грецкий орех, не больше.
Показ порядка работы.
Кусочек теста
На ладошку положили
И ладошкою прикрыли.
В ручках тесто покружилось,
В колобочек превратилось.
- Давайте, попробуем? ( Давайте).
- Положите салфетки на колени и принимайтесь за работу.
(Под русскую народную музыку дети скатывают колобки круговыми движениями между ладонями и кладут на салфетки).
(Слайд №16 «Колобки на противне»)
(Слайд №17 «Колобки на пне»)
- Чтобы колобки отличались друг от друга, я предлагаю сделать их разными. На столе у каждого из вас стоит тарелочка.
- Скажите из чего можно сделать глаза, нос и рот колобку?
(Творческое оформление готовых изделий).
- Прежде, чем положить колобки на противень, возьму перышко и смажу его маслом.
- Что теперь надо сделать? (Ответы детей.)
- К сожалению, у нас нет настоящей русской печи, в которой раньше выпекали хлеб и другую выпечку из теста.
(Слайд №18 «Русская печь»)
- Как вы думаете, где мы с вами испечем колобки? (Ответы детей)
(Слайд №19 «Духовой шкаф»).
- Я предлагаю испечь колобки в современной мини-печке.
- Пока колобки пекутся, мы поиграем в русскую народную игру «Ворон».
(Звучит музыка)
(Слайд №20 «Хоровод»)
Хозяйка.
- Пора вынимать наши колобки. Посмотрите, какие они румяные, ароматные получились, не похожие друг на друга! Ну, просто, как из сказки. Так и хочется их съесть.
(Слайд №21 «Посиделки»)
- Но, сначала ребята, скажите, что мы делали на посиделках?
- Что вам больше всего понравилось. (Ответы детей).
- А сейчас, предлагаю вам помыть руки и продолжить посиделки за чашкой чая из самовара с колобками и другой выпечкой.
(Дети едят колобки, пьют чай из самовара, общаются между собой).
Физкультурная минутка:
Бабушка кисель варила (правая рука помешивает кисель)
На горушечке (кончики пальцев соединяются под углом)
В черепушечке (ладони образуют горшок-черепушечку)
Для Андрюшечки (правая рука на грудь)
Летел, летел соколок (скрещенные ладони помахивают как крылья)
Через бабушкин порог
Вот он крыльями забил (хлопают в ладоши)
Бабушкин кисель разлил (вытянуть руки вперед, пальцы растопырить)
У старушечки на горушечке (горка)
Бабуля плачет: ай-ай-ай – (бабуля утирает слезы)
Не плачь, бабуля, не рыдай (указательный палец грозит)
Чтоб ты стала весела (помешать кисель)
Мы наварим киселя, вот столько (руки в стороны).
Русская народная игра «Ворон»
- На посиделках играли в игры, и я вам тоже предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ворон».
- Послушайте правила игры:
Нужно встать в круг и выбрать водящего – «Ворона». Выбирать водящего будем по моей руке – стрелке. Н кого она покажет, тот и будет Вороном. Ворон выходит в центр круга.
- Вставайте в круг, беритесь за руки, выполняйте те движения, о которых поется в песне. Когда песня закончится, нужно быстро присесть и закрыть глаза. Водящий выбирает другого Ворона, коснувшись его рукой.
Слова:
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоит гора,
А на той горе дубок, \А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным окружением) с детьми старшей группы Тема: « Покормим птиц зимой»
Конспект организованной образовательной дея тельности по познавательному развитию...

Конспект по Ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема: Экскурсия на кухню детского сада
Познавательное развитие...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. Тема: « Осенняя радуга»
Конспект по интеграции областей для детей с ОВЗ с использованием различных инновационных технологий...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»
Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».
закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...

Конспект по ознакомлению с социальным миром во второй младшей группе. Тема: «Папа, мама, я - семья».
Формировать представления детей о семье и её членах, вызвать желание рассказывать о своей семье, создать радостное эмоциональное настроение....