Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. Тема: « Осенняя радуга»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Конспект по интеграции областей для детей с ОВЗ с использованием различных инновационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_raduga_2.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 75»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
с детьми старшего дошкольного возраста
в группе компенсирующей направленности.
Тема: « Осенняя радуга»
Подготовили:
воспитатель Богданович М. В.
учитель – дефектолог Самарина Н. В.
«Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» по редакцией Н.В.Нищевой
Возрастная группа: старшая.
Тема НОД: «Осенняя радуга»
Направление образования и развития (образовательная область): «Познавательное развитие», «Речевое развитие»; Цель: Систематизировать знания детей об овощах и фруктах. Коррекция и компенсация вторичных отклонений у детей с ОВЗ посредством игровых технологий.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять конкретные представления о характерных признаках осени.
- Совершенствовать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание; Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, закрепить навыки словообразования и словоизменения: образование качественных прилагательных от существительных);
-Формировать умение узнавать и правильно называть цвет овощей, находить овощи заданного цвета (оттенка) в окружающем мире, определять их пространственное расположение и словесно обозначать его пространственной терминологией.
-Расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
Развивающие:
- Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи, память;
-Развивать цветовосприятие, способы зрительного обследования при рассматривании силуэтов и контуров, зрительное внимание, память, функции фиксации, локализации и цветоразличения, моторные навыки, пальцево-ручной праксис при размещении объектов на коврографе.
-Развивать мелкую моторику и общую координацию движений.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру межличностных отношений, уметь работать в коллективе.
- Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать устойчивый интерес к применению знаний в продуктивной деятельности, исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Материал к занятию: муляжи овощей (кабачок, чеснок, баклажан, помидор, огурец, картофель, морковь, лук) и фруктов (банан, апельсин, яблоко, груша, слива), посылка, письмо, мяч, чудесный мешочек; 1 корзина, 1 ваза; разнос, 2 обруча – синий и красный, 2 карточки – схемы (вершки - корешки);
запись мелодии О. Александровой «Осенние дорожки», «Шум дождя»; корзина с яблоками для сюрпризного момента, коврограф, «Разноцветные веревочки», «Разноцветные липучки», «Цветная восьмерка», черные и цветные силуэты овощей разной величины, панно «Дерево» и «Грядки», персонаж Ворон Метр.
Словарная работа:
Предметы: морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, огурец, кабачок, тыква, перец, картофель, баклажан, чеснок.
Признаки: красный, желтый, оранжевый, зеленый, бордовый, малиновый, коричневый, розовый, синий, черный.
Действия: выращивать, ухаживать, собирать.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулке; экскурсии на огород; рассматривание картин А.Лентулова «Овощи»; И. Машков «Натюрморт с грибами»; И. Грабарь «Осенний день», И. Левитан «Золотая осень», чтение с последующим обсуждением: М. Волошин «Осенью», А. Плещеев «Осень наступила», В. Бианки «Синичкин календарь», Л.Н. Толстой «Косточка», Ю. Тувим «Овощи», Р. Н. сказка «Вершки и корешки».
ХОД НОД:
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
I. Вводная часть (мотивация) | |
Организационный момент: Звучит мелодия О. Александровой «Осенние дорожки». - Ребята! Сегодня мы с вами поговорим об удивительном времени года. А о каком, вы узнаете, отгадав загадку. Вот художник так художник Все леса позолотил, Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим: Кто художник этот? - Ребята, а вы знаете, что осень - это самая красивая пора, когда на улице очень много разноцветных красок; желтые, оранжевые, красные. Ребята, а кто из вас знает сколько месяцев длится осень? - Перечислите их, пожалуйста: | Дети стоят на ковре, взявшись за руки: "Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся" Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение. - Осень - Три - Сентябрь, октябрь, ноябрь |
II. Основная часть | |
Игра с мячом «Что, за чем, что перед чем». - «Октябрь, а за ним...» — и кидает мяч ребенку справа. - «Октябрь, а перед ним...» — и кидает мяч ребенку. -«Осень, а за ней...» — и кидает мяч ребенку справа. - «Осень, а перед ней...» — и кидает мяч ребенку. Звучит аудиозапись «Шум дождя» Слышаться стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, а там никого нет, один только коробок стоит, обклеенный разноцветными листьями. - Ребята, - это же посылка от Осени. Давайте поглядим, что в ней. (Воспитатель ставит посылку на стол, и заглядывает внутрь). Тут письмо, Чудесный мешочек и наш гость Ворон Метр. -Давайте прочитаем, что в письме и кто его прислал. «Дорогие, ребятки, в моем саду-огороде переругались все овощи и фрукты. Спорили они о том, кто из них полезней. Вот и смешались они в одном чудесном мешочке. Помогите мне и Ворону Метру выполнить разные задания помирить овощи и фрукты. С уважением, Осень». - Ребята, в этой посылке Чудесный мешочек. Вам нужно угадать какие овощи и фрукты подарила нам Осень. Кому я предложу достать из мешочка овощ, или, фрукт, не будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его. Воспитатель ставит на стол вазу и корзину Молодцы ребята! Справились с заданием. Итак, фрукты мы сложили в вазу, а овощи в корзину. - А кто знает, где растут овощи? Игра «Вершки – корешки» (со схемами). Берется два обруча: красный, синий. Кладу их так, чтобы обручи не пересеклись. - В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Физкультминутка - речедвигательная игра. «Мы пойдем в огород». Сюрпризный момент: «Дыня сбежала с грядки» Работа на коврографе. Панно «Дерево» и разноцветные полоски «Огород». -Ворон Метр увидел овощи и фрукты и все они были черные и белые. Настроение у них было грустное и печальное. Характер сердитый. Они продолжали ссориться и спорить. -Давайте позовем радугу на помощь и поможем раскрасить грустные черно-белые овощи. -Какой фрукт и овощ ты можешь раскрасить красным цветом? И т.д. -Что мы посадим на огород и что в сад на дерево? -К какому цвету радуги мы не смогли подобрать овощи и фрукты? (синей и голубой) -Такие разноцветные овощи и фрукты сразу повеселели и всем будут отдавать полезные витамины. Игра «Пугало». -Ребята, наш Ворон Метр испугался что кто то забрался в огород и пугает весь - весь народ. Давайте ему объясним, зачем на огороде ставят Пугало. -А почему платье у Пугала в дырах? -Давайте поможем залатать его. -Найди, что куда подходит. -Вот и Пугало стало веселым и разноцветным. Игра «Найди пару» Ворон Метр придумал новую игру. -Солнышко грело овощи и фрукты, а они меняли цвет и форму. -Отчего овощи и фрукты меняли свой цвет и величину? -У каждого из вас своя картинка незрелого маленького овоща и фрукта, а вы должны подобрать большой зрелый. | Дети стоят в кругу Ребенок ловит мяч, дает свой ответ: «Ноябрь» — и кидает педагогу. Ребенок ловит мяч, дает свой ответ: «Сентябрь» — и кидает педагогу. Ребенок ловит мяч, дает свой ответ: «Зима» — и кидает педагогу. «Лето» Дети садятся на стульчики Дети подходят к воспитателю по одному, достают овощи и фрукты из «Чудесного мешочка» и называют их. Затем подходят к столу, на столе стоят ваза и кладут овощи и фрукты в вазу или корзину. Дети комментируют свои действия: - Помидор – это овощ. Я кладу помидор в корзину. - Яблоки – это фрукты. Я кладу яблоки в вазу и. д. - Огурец – это овощ, а персик – это фрукт. Я кладу огурец в корзину, а персик в вазу. Дети сидят на стульчики. - овощи растут в огороде, на грядках Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. Физкультминутка - речедвигательная игра. «Мы пойдем в огород». «Мы пойдем в огород», Мы пойдем в огород - (марш на месте) Много там всего растет! (руки в стороны) Огурцы сорвем мы с грядки, (легкий наклон туловища, «рвут огурцы) Помидоры с кожей гладкой, (ладонями показывают сферу) Хитрая морковка от нас укрылась ловко, (наклон туловища, руки вытянуть к полу, ладони соединить) Дергай, дергай из земли – (руками попарно выдергивают морковь) Все собрали – посмотри! (руки разводят в стороны) Дети получают разноцветные полоски и называют овощ и фрукт, который можно раскрасить этим цветом. В обмен получают силуэтные цветные изображения . -Яблоко и помидор. Поочередно располагают овощи и фрукты на панно дерево и огород. -Чтобы никто не помешал расти овощам и фруктам и не поклевал их. Дети получают заплатки разноцветные в форме разных геометрических фигур. Подбирают по форме и латают платье. Ребята встают вокруг стола, где лежат картинки незрелых фруктов и овощей. -Оттого, что созревали. Дети проверяют друг друга не ошиблись ли они при выборе. |
III.Заключительная часть (рефлексия). | |
Игровое упражнение «Вспомни и скажи» - Дети, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? - Какая игра запомнилась и понравилась больше всего? -Что было трудно? -Что было легко и весело. - Ребята, возьмите по одному осеннему листику – если, вам понравилось выполнять задания – оранжевый листок, если, нет – коричневый. Звучит мелодия О. Александровой «Осенние дорожки». - Ребята, вы все молодцы, справились со всеми заданиями и за это вам Щедрая Осень прислала вам свои дары, угощайтесь на здоровье! (корзина с яблоками). | Дети отвечают на вопросы - О времени года – осень. - Мне понравилась игра «Чудесный мешочек», - А мне понравилось латать заплатки у Пугало. - Я запомнил, как мы помогали Ворону Метру. Дети берут осенние листья. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»
Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию картины мира с детьми старшего, дошкольного возраста «Деревья вокруг нас»
Непосредственно образовательная деятельностьпо Формированию картины мирас детьми старшего, дошкольного возраста «Деревья вокруг нас»...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с ТНР по теме: «Предметы быта и утварь»
Данное занятие, конспект которого я публикую, является итогом большой работы по приобщению детей к культуре русского народа, формированию осознанного отношения к роли человека ...
Конспект организованной образовательной деятельности по "Познавательному развитию". Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: «Осенний квест - марафон»
Закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе, их причинах, обогащать знания о деревьях, об особенностях их жизни в осенний период; развивать культуру речевого общения детей ...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мы память о подвигах свято храним».
Тема: «Мы память о подвигах свято храним».Цель: познакомить детей с историей военных подвигов.Задачи:образовательные- познакомить детей со школьным музеем имени Николая Яковлевича Гр...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние животные – друзья человека»
Цель: систематизировать представления детей о домашних животных.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами: повадки животных, особенности питания, условия жизни, польза...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Мы – туристы, альпинисты»
Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте....