Исследовательская работа "Волшебная сила маленького мыла"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Спицына Ольга Олеговна

Выявить способы мыловарения в домашних условиях, и положительное влияние мыла на организм человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx165.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №2 городского округа города Райчихинск

Исследовательская работа

«Волшебная сила маленького мыла»     

                                   

Выполнила: Гамза Маргарита Викторовна

подготовительная группа 7 лет

Руководитель: Спицына Ольга Олеговна

воспитатель

Райчихинск 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...........3

1 РАЙОН, МЕТОДИКА  И МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….4

2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.…………………………………………………5

2.1 О прямом значении мыла для человека …….……………........................5

2.2 Как на микробы действует мыло?…………………………………............5

2.3 О истории возникновения мыла…………………………………………...5

2.4 Технологию производства мыла…………………………………………...6

3 ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ.…………………………………………………….8

3.1 Сведения об объекте исследования ………………………………………..8

3.2 Опыт №1 Исследование «Как работает мыло»…………………………...8

3.3 Опыт № 2 Исследование процесса мыловарения …………………….…..8

3.4 Отрицательные и положительные стороны мыла, купленного в

магазине и сваренного в домашних условиях………………………….……10

ВЫВОДЫ…….……………………………………………………………..….11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

Все знают, что многие вирусы и болезни передаются через грязные руки, но некоторые думают, что вода в одиночку может справиться со всеми микробами. От мамы я узнала, что самый хороший помощник в борьбе с микробами это мыло. Мы не можем представить свою жизнь без кусочка душистого мыла.

В магазинах продается мыло различного цвета, формы, размера с запахом и без. От взрослых мы слышали, что когда-то мыло было очень трудно купить, поэтому многие семьи делали мыло своими руками из золы. Мне тоже захотелось узнать, как и для чего появилось мыло, и могу ли я сделать его сама.

 Актуальность темы: мыло – самый сильный враг грязи. Очень часто по телевизору рекламируют, различные моющие средства и мыло. Основная задача мыла – растворить и    легко смыть то, что мы называем грязью.  Каждый день дома и в детском саду взрослые всегда напоминают нам детям, что руки надо мыть с мылом, но мало кто задумывается о том, как и когда оно появилось на свет, почему надо умываться с мылом?  

Зачем самому варить мыло, если в любом магазине огромный выбор такого товара?  Да потому что обычный брусок, даже детского мыла выглядит неинтересно и не имеет приятного аромата.

Цель: выявить способы мыловарения в домашних условиях, и положительное влияние мыла на организм человека.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  1.  Узнать и описать историю возникновения мыла.
  2. Выяснить, как же на микробы действует мыло.
  3. Изучить технологию производства мыла. 
  4. Изготовить мыло в домашних условиях.
  5. Сравнить мыло из магазина и мыло, сделанное своими руками.  
  6. Разработать буклет «Польза мыла»

1 Район, методика и материал исследования

Место выполнения исследовательской работы: город Райчихинск Амурская область.

Исследование проводилось в 2021году

Объекты исследования: ладошки, процесс мыловарения.

Предмет исследования: мыло.

Гипотеза: мыло, сваренное в домашних условиях, приносит пользу для здоровья человека, так как оно считается натуральным.

Методы исследования:

- опрос взрослых;

- использование интернет-ресурсов с целью узнать историю мыловарения:

- мыловарение

наблюдение

Практическая значимость: знания, приобретённые нами, в ходе исследований помогут нам убедить всех ребят никогда не забывать, что надо мыть руки с мылом всегда, а еще полученные знания расширят кругозор и поднимут интерес к исследовательской деятельности и к творчеству.

Оборудование:

Фотоаппарат

Формы для заливки мыла

Ароматические масла          

2 Теоретическая часть

2.1 О прямом значении мыла для человека.

-Мы обратились к научной детской энциклопедии, чтобы    узнать о свойствах мыла и доказать, что мыло играет огромную роль в предотвращении распространения болезней. И узнали, что мытьё рук сохраняет микрофлору организма в нормальном состоянии и позволяет решать вопросы со многими заболеваниями, которые именно так и начинаются – с развития микробов на наших руках. Если правильно и регулярно мыть руки с мылом, то можно обезопасить себя от целого ряда заболеваний, например грипп и расстройство кишечника. -Человек должен постараться уничтожить все микробы, поскольку, если этого не сделать, то вместе с едой, которую мы принимаем, они будут попадать внутрь нашего организма, тем самым, провоцировать развитие различных болезней.

2.2 Как на микробы действует мыло?

   -С этим вопросом мы обратились к интернет-ресурсам. Оказывается, молекулу мыла можно представить в виде змеи с маленькой головой и длиннющим хвостом.  Голова молекулы очень любит воду и с удовольствием цепляется за молекулы воды. Хвост нашей змеи, напротив, не любит воду, но зато очень любит жир. При попадании мыльного раствора на руку, мыльные хвостики с удовольствием обволакивают молекулы жира и утаскивают их с собой. Таким образом, частички жира и грязи переносятся мылом с загрязненной поверхности в воду и уносятся в раковину умывальника.

2.3 О истории возникновения мыла

-Наш воспитатель Ольга Олеговна помогла нам узнать историю возникновения мыла. Из детской научной энциклопедии мы узнали интересную легенду, которая гласит, что само слово мыло в переводе на латинский звучит, как- soap и произошло от названия горы Сапо в Древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. При сжигании жертвы выделялся животный жир, он скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье, и благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче. Поэтому изобретение мыла приписывается римлянам. Поначалу мыло использовалось главным образом для стирки и обработки язв и ран.

- На Руси секреты изготовления мыла унаследовали от Византии. Мыло варили, смешивая щелок с животными жирами для изготовления твердого мыла. Щёлок (щелок, поташ) - это консистенция из золы, настоянной на воде. Щёлок используется для купания и стирки, это настоящее природное вещество.  Мастера-мыловары появились только в XV столетии при правлении царя Петра I. В старинной Москве была открыта целая мыловаренная фабрика. Там придумали интересное   мыло для детей с изображением буковки из алфавита.

-Сегодня на прилавках магазинов можно встретить и приобрести тысячи сортов твердого и жидкого мыла любых расцветок и форм, и запахов. Но моя бабушка говорит, что в современном мыле много химии и оно может вызвать аллергию и сухость кожи.                            

Из-за этого в детских садах, моют руки только с детским мылом. Оно имеет слабый приятный запах, обычную форму, без цвета и не сильно привлекает детей.


2.4 Технологию производства мыла

1. Горячий способ.

Для приготовления твердого мыла берут 2 кг каустической соды, распускают в 8 литрах воды, доводят раствор до 25°С и вливают его в расплавленное и охлажденное до 50°С сало (сало должно быть несоленое и берется его 12 кг 800 г на указанное количество воды и соды). Полученную жидкую смесь тщательно размешивают, пока вся масса не станет совершенно однородной, после чего разливают по деревянным ящикам, хорошо окутанным войлоком, и ставят в теплое сухое место. По истечении 4-5 дней масса затвердевает и мыло готово.

2. Холодный способ. 

 Для приготовления мыла холодным способом берут кокосовое масло, предварительно очищенное от случайной грязи, и омыляют его крепким натровым щелоком при низкой температуре и постоянном размешивании. Когда процесс омыления дойдет до того состояния, что содержимое котла превратится в однородную и трудно размешиваемую массу, тогда к ней прибавляют красящие вещества.

3. Переплавка.  Приготовление туалетных мыл переплавкой производится следующим образом: обыкновенное мыло или мыльную основу натирают на терке и плавят на водяной бане. К мылу надо влить столько воды, чтобы взятая проба имела хорошую консистенцию, после чего мыло разливают в формы и смешивают с красящими веществами.

4. Мыло из животного и растительного жира.

В состав мыла входят жиры, масла, красители, парфюмерные композиции и другие добавки.  Чем больше в мыле натуральных компонентов, тем оно лучше.  Так самое лучшее – мыло изготавливается из натуральных жиров и с большим количеством растительных добавок.

  1. Ход исследования

3.1 Сведения об объекте исследования

В детском саду мы рисуем и лепим из пластилина, руки сильно загрязняются. Мы решили выяснить достаточно ли просто помыть руки водой после таких творческих работ и как справится мыло с такими сильно испачканными руками.

Самым удивительным для меня оказалось то, что мыло полезное и завлекательное для детей можно приготовить дома самим. Поэтому мы провели несколько опытов

3.2. Опыт №1 Исследование «Как работает мыло».

Цель: выяснить силу мыльной пены в борьбе с загрязнениями на коже рук.

Для этого нам понадобилось:

  • гуашь;
  • кисть;
  • вода;
  • мыло;

Ход: Мы рисовали ладошками, раскрашенными гуашью.  После окончания нашей творческой работы для эксперимента предложили Насте Кочегуровой помыть руки просто водой без мыла, а Софии Себровой предложили вымыть руки с мылом.

Результат: у Насти руки отмылись частично, краска впиталась глубоко в кожу. А у Софии руки чистые. Хорошо отмылись.

Вывод: таким образом, мы убедились в силе мыла. Хвостатые молекулы мыла вытянули молекулы краски и водою смылись с рук. Так происходит и с вредными микробами.

3.3. Опыт № 2 Исследование процесса мыловарения.

Цель: изготовить мыло в домашних условия. Познакомиться с процессом мыловарения.

Для этого мы   использовали:

- набор, приобретенный в магазине «Мыло магия»

- Цветная основа для мыла

- Формочки для отлива

- Перчатки

- Ложка

 Микроволновка
Ход: из набора «Мыло магия» мы взяли мыльную основу.
100 грамм мыльной основы положила в стакан. Вместе с мамой в микроволновке растопили, всё перемешали и вылили в формочку. Оставили на 20 минут для застывания.

Результат: когда остыло, достали из формочки, получилось очень красивое мыло. Каждый захочет помыть руки таким мылом.
Я намылила мыло на руки, мыло легко намыливалось и пенилось, но
не было в нем добавок, оказывающих полезный уход за кожей человека.

-Тогда я обратилась за помощью к воспитателю, она подсказала, как сделать мыло полезным для кожи рук и еще более приятным в использовании.

Опыт № 3 Исследование процесса мыловарения.

Нам понадобиться:

1. Специальная мыльная основа- глицерин и детское мыло. (Глицерин можно купить в аптеке). Натерли на терке детское мыло соединили с глицерином и поставили в микроволновку.

2. Добавили ароматическое масло (пихтовое, можно добавить оливковое, миндальное и др.). Они нужны для ароматизации мыла. Также, чтобы придать мылу приятный запах, можно использовать ваниль, корицу и даже натуральный кофе.

3. Добавили травы- ромашку, можно шалфей. Они нужны для смягчения и питания кожи.

Залили в формочку.  Так же можно мыло заливать в игрушечные формочки для игры в песке.

Результат: вот такое мыло сварили мы с мамой. Очень душистое, пахучие и мылкое. Этим мылом можно мыть все тело и быть здоровым, после бани. 

Вывод: Мы приготовили мыло в домашних условиях вместе с мамой по трем рецептам. Все три мыла хорошо мылится и значит, будут губительно действовать на микробов.  Детям это мыло очень понравилось.

Ребята с радостью намыливали мыло на грязные руки, неплохо намыливалось и не сильно пенилось. Значит, мыло вступает в контакт с микробами.

 Мы решили сравнить мыло из магазина и сделанное своими руками.

3.4 Отрицательные и положительные стороны мыла, купленного в магазине и сваренного в домашних условиях.

1.Сравниваем внешний вид мыла. Мы сравнили несколько образцов домашнего и обычного мыла на привлекательность внешнего вида. Вывод: внешний вид мыла ручной работы гораздо разнообразнее и привлекательнее, чем обычное мыло.

2.  Сравниваем ароматы мыла. Оба мыла имеют приятный аромат.

3. Сравниваем ощущения после мытья рук. Вывод: ощущения схожи, кожа рук мягкая и шелковистая.

4. Сравниваем пенообразования. Вывод: при мытье мылом ручной работы пены меньше, чем при мытье обычным мылом, что свидетельствует о минимальном содержании веществ, вредных для здоровья.

5.Сравниваем степень размокания мыла в воде. Вывод: мыло ручной работы при нахождении в воде размокает гораздо меньше, чем обычное мыло.

6.Сравниваем главное свойство и назначение мыла – удаление грязи. Оба мыла легко и быстро удаляют грязь с рук.

Вывод: в результате проведённых опытов можно сказать, что мыло ручной работы не уступает по аромату и ощущениям при мытье, но выигрывает по внешнему виду, степени размокания и безопасности в сравнении с обычным мылом.

ВЫВОДЫ

По результатам исследований можно сделать выводы:

  1. В процессе работы мы узнали историю происхождения мыла. Слово мыло произошло от названия горы Сапо в Древнем Риме, изобретение мыла приписывается римлянам. На Руси секреты изготовления мыла унаследовали от Византии.
  2. Выяснить, как же на микробы действует мыло. Выяснили, что молекулы мыла могут захватывать одновременно и молекулы воды, и молекулы жира. Таким образом, когда мы наносим мыло на кожу, оно удаляет частички жира вместе с водой. А вместе с ними уплывают и различные микробы. 
  3. Изучили технологию изготовления мыла и выяснили, что существует несколько способов изготовления мыла: холодный, горячий, переплавка и изготовление мыла из животного и растительного жира.
  4. Провели эксперименты по изготовлению мыла в домашних условиях;

«Как работает мыло», «Исследование процесса мыловарения».

Сравнить мыло из магазина и мыло, сделанное своими руками.  Мыло, приготовленное своими руками ничуть не хуже магазинного, оно приготовлено из натуральных компонентов и поэтому безопасно, хорошо справляется с загрязнениями, а значит с микробами. Это мыло может вполне заменить детское мыло в детском саду. Потому что дети с большим желанием стали мыть руки и тщательней.

  1. Разработали буклет «Польза мыла»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Маринечева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / О.В. Маринечева, Н.В. Ёлкина // популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Популярная детская энциклопедия. Про всё на свете. М.: 1995
  3. Пашкевич Т.Д.  Таинства педагогического проектирования в ДОУ. Организация воспитательно-образовательного процесса совместных игровых детско-взрослых проектов / Т.Д. Пашкевич //- Методическое пособие/ авт - сост. - Барнаул, 2009
  4. Тоббин И.И. Справочник по мыловаренному производству/ И.И. Тоббин //-   М.: Пищевая промышленность, 1991 г.
  5. Юдин A.M. Химия в нашем доме / А.М. Юдин //- Справочное издание. М.: Химия, 1991

Интернет – ресурсы

  1. Интернет: http: // www.mysoap.info/action.
  2. Интернет: http: // www.krugosvet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Да здравствует мыло душистое!"

Цель: Изготовить мыло в домашних условияхЗадачи:   1.Познакомиться с историей происхождения мыла;2.     Узнать состав и свойства мыла;3.     Узнать ка...

Интегрированная НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему "Мыло - наш друг"

Любознайка - так можно назвать любого современного ребенка. Детство – то самое замечательное время, когда происходят новые, интересные открытия.Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac145.ht...

Познавательно-исследовательский проект "Да здравствует мыло душистое"

В этом проекте представлен исследовательский поиск ребенка об обычном предмете -- мыле....

Исследовательская деятельность «Да здравствует мыло душистое»

Цели:познакомить детей со свойствами мыла и его разновидно­стями;закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в пов...

НОД Познавательно – исследовательская деятельность «Удивительные свойства мыла»

Развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей длиться на протяжении всего НОД....

Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ "Волшебная сила маленького мыла"

Первые шаги в науку маленьких ейчан.             8 февраля торжественная дата для всех, кто любит науку, кто стремится к знаниям и к новым о...