Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Абраменко Марина Михайловна

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в то же время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству.

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_-_vsemu_golova.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка»

г. Славгород, с. Знаменка.

Познавательно – исследовательский

краткосрочный проект

в старшей группе

«Хлеб – всему голова»

Автор работы: Абраменко Марина Михайловна

МБДОУ «Детский сад «Чебурашка»

2016 г

Экологический  «Хлеб - всему голова!»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Сроки реализации: август - октябрь 2016год.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Актуальность: В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в то же время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству.

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель:  

- Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Расширять представления о развитии растений.

- Познакомить с названиями профессий людей, растящих и пекущих хлеб.

- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить историю возникновения хлеба;
  • познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
  •  расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.

Развивающие:

  • развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
  • развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых;
  • воспитывать желание делиться полученными знаниями.        

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Разработка проекта:

•создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• эксперименты;

• анализ.

Ход проекта:

1 этап. Подготовительный (разработка проекта)

  • определение проблемы, постановка цели и задач;
  • определение методов работы;
  • подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала;
  • подбор материалов для изобразительной продуктивной деятельности детей;
  • подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
  • подбор презентаций на данную тему.

2 этап. Исследовательский (выполнение проекта)

Интегрируемые образовательные области:

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевая игра:

  • «Семья»;
  • «Магазин - булочная»;
  • «Кулинария».

Дидактические игры:

  •  «Что из какой муки испекли»;
  • «От зерна до каравая»;
  • «Что сначала, что потом»;
  •  «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
  • «Что лишнее»
  • «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке);
  • «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье).

Познавательное развитие:

Беседы:

  • «Как хлеб на стол пришел»;
  • «Из чего пекут  хлеб»;
  • «Берегите  хлеб».

Наблюдения и рассматривание альбомов:

  • подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
  • репродукций картин русских художников на заданную тему;

Просмотр фильмов:

  • «История о девочке, которая наступила на хлеб»;
  • «Хлеб»;
  • «Солнечный каравай»

Просмотр мультимедийной презентации :

  • «От зернышка  до хлеба»;
  • «Как колосок на стол пришел»;
  • «Традиции русского гостеприимства».

Знакомство с профессиями:

  • Агроном;
  • Комбайнёр;
  • Пекарь.

Исследовательская деятельность:

  • Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

  • Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
  • Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Речевое развитие:

Заучивание стихотворения.

  • П. Каганова «Хлеб – наше богатство»

Составление рассказов по иллюстрации

  • «Как выращивают хлеб»

Чтение художественной литературы о хлебе.

  • Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»;  К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка».
  • Стихи: Я. Аким «Пшеница»,  Я. Дягутите «Руки человека», Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе:

  • Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
  • Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
  • Хорош пирожок - внутри творожок
  • Саша любит сушки, Соня - ватрушки
  • Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

  • Будет хлеб, будет и обед
  • Пот на спине, так и хлеб на столе
  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно
  • Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
  • Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
  • Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
  • Без хлеба всё приестся
  • Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
  • Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь
  • Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

  • Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
  • Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
  • Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
  • Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
  • Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
  • Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

  • Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.
  •  Составление узоров и рисунков из круп.
  • Рисование по сказке «Колобок»
  • Пластилинография «Хлебный колосок»
  • Рассматривание репродукций картин русских художников.

Физическое развитие:

Пальчиковые игры:

  • «Бублик»
  • Каша»
  • «Пирожки»
  • «На мельнице»
  • «Маша- хозяйка»

Подвижные игры:

  • «Каравай»
  • «Из муки – не из муки»
  • «Найди и промолчи»

НОД:

  • «Откуда к нам приходит хлеб»;
  • «Хлеб – всему голова»;
  • Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
  • Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий

Взаимодействие с родителями

  • Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
  • Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
  • Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Список используемой литературы:

  1. Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
  3. Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
  4. Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевой проект в старшей группе "Хлеб всему голова"

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами ...

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова".

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова".Цель: Уточнить, как выращивают хлеб и дать детям новые знанияоб изготовлении хлебобулочных издел...

Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"

Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"Проектно – исследовательская деятельность Тема «Хлеб – всему голова». Презентация к зан...

Познавательно – информационный проект в старшей группе: «Хлеб – всему голова»

У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магази...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Хлеб- всему голова»

МБДОУ Детский сад №18 г. Химки  Познавательно-исследовательскийпроект в старшей группе«Хлеб- всему голова»         Подготовила: воспи...

Познавательно - информационный проект в старшей группе: " Хлеб всему голова"

у современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб-всему голова»

               Цели: Учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим. Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать воп...