Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в то же время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству.
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_-_vsemu_golova.docx | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка»
г. Славгород, с. Знаменка.
Познавательно – исследовательский
краткосрочный проект
в старшей группе
«Хлеб – всему голова»
Автор работы: Абраменко Марина Михайловна
МБДОУ «Детский сад «Чебурашка»
2016 г
Экологический «Хлеб - всему голова!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Сроки реализации: август - октябрь 2016год.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Актуальность: В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в то же время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству.
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель:
- Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Расширять представления о развитии растений.
- Познакомить с названиями профессий людей, растящих и пекущих хлеб.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.
Задачи:
Образовательные:
- изучить историю возникновения хлеба;
- познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
- расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
Развивающие:
- развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых;
- воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Разработка проекта:
•создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• эксперименты;
• анализ.
Ход проекта:
1 этап. Подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала;
- подбор материалов для изобразительной продуктивной деятельности детей;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
- подбор презентаций на данную тему.
2 этап. Исследовательский (выполнение проекта)
Интегрируемые образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра:
- «Семья»;
- «Магазин - булочная»;
- «Кулинария».
Дидактические игры:
- «Что из какой муки испекли»;
- «От зерна до каравая»;
- «Что сначала, что потом»;
- «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
- «Что лишнее»
- «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке);
- «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье).
Познавательное развитие:
Беседы:
- «Как хлеб на стол пришел»;
- «Из чего пекут хлеб»;
- «Берегите хлеб».
Наблюдения и рассматривание альбомов:
- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
- репродукций картин русских художников на заданную тему;
Просмотр фильмов:
- «История о девочке, которая наступила на хлеб»;
- «Хлеб»;
- «Солнечный каравай»
Просмотр мультимедийной презентации :
- «От зернышка до хлеба»;
- «Как колосок на стол пришел»;
- «Традиции русского гостеприимства».
Знакомство с профессиями:
- Агроном;
- Комбайнёр;
- Пекарь.
Исследовательская деятельность:
- Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Речевое развитие:
Заучивание стихотворения.
- П. Каганова «Хлеб – наше богатство»
Составление рассказов по иллюстрации
- «Как выращивают хлеб»
Чтение художественной литературы о хлебе.
- Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка».
- Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека», Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».
Проговаривание скороговорок о хлебе:
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
- Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
- Хорош пирожок - внутри творожок
- Саша любит сушки, Соня - ватрушки
- Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
- Будет хлеб, будет и обед
- Пот на спине, так и хлеб на столе
- Без соли невкусно, а без хлеба несытно
- Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
- Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
- Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
- Без хлеба всё приестся
- Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
- Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
- Без хлеба и мёдом сыт не будешь
- Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе:
- Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
- Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
- Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
- Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
- Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
- Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
- Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.
- Составление узоров и рисунков из круп.
- Рисование по сказке «Колобок»
- Пластилинография «Хлебный колосок»
- Рассматривание репродукций картин русских художников.
Физическое развитие:
Пальчиковые игры:
- «Бублик»
- Каша»
- «Пирожки»
- «На мельнице»
- «Маша- хозяйка»
Подвижные игры:
- «Каравай»
- «Из муки – не из муки»
- «Найди и промолчи»
НОД:
- «Откуда к нам приходит хлеб»;
- «Хлеб – всему голова»;
- Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
- Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий
Взаимодействие с родителями
- Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
- Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
- Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Список используемой литературы:
- Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
- Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
- Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевой проект в старшей группе "Хлеб всему голова"
ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами ...
Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова".
Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова".Цель: Уточнить, как выращивают хлеб и дать детям новые знанияоб изготовлении хлебобулочных издел...
Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"
Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"Проектно – исследовательская деятельность Тема «Хлеб – всему голова». Презентация к зан...
Познавательно – информационный проект в старшей группе: «Хлеб – всему голова»
У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магази...
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Хлеб- всему голова»
МБДОУ Детский сад №18 г. Химки Познавательно-исследовательскийпроект в старшей группе«Хлеб- всему голова» Подготовила: воспи...
Познавательно - информационный проект в старшей группе: " Хлеб всему голова"
у современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб-всему голова»
Цели: Учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим. Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать воп...