Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кузьмина Наталья В.

Цель: создать условия для расширения познавательного интереса к появлению хлеба на нашем столе, бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_hleb-vsemu_golova.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Хлеб всему голова»

Цель: создать условия для расширения познавательного интереса к появлению хлеба на нашем столе, бережное отношение к хлебу.
Задачи:

Обучающие: познакомить детей с историей появления хлеба, познакомить с процессом выращивания  и приготовления хлеба, закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания, расширять знания  хлебобулочных изделий.
Развивающие: развивать связную и диалогическую речь и память детей, разгадывание загадок;  познакомить детей новыми словами, закрепить знания народных пословиц и поговорок.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессиям пекаря, комбайнера и  к труду людей, участвующих в его выращивании.
 Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба
  2. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе
  3. Чтение рассказов: «Кто в поле главный», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», И.Сенченко «Хлеб святой»
  4. Чтение сказок:  «Мужик и медведь»«Петушок и два мышонка»,  «Лёгкий хлеб», р.н. с.» «Колосок»
  5. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин – булочная»«Пекарня»«Семья»
  6. Обучение дидактическим играм: «Назови профессию»«Что из какой муки пекли»«Что сначала, что потом»«Разрезные картинки»«Что лишнее?»«Подбери пару»«Узнай и назови».

Материалы и оборудование: колосья пшеницы и ржи, мука, корзинка с муляжами хлебобулочных изделий, наглядный материал «Хлеб всему голова», соленое тесто. 

Словарная работа: пекарь, мельница, мельник, комбайнеры, хлеборобы, элеватор, хлебобулочные изделия. 

Активизировать в речи детей: злаки, зерновые растения, колосья, пшеница, рожь.

Ход  занятия:
Водная часть: Воспитатель, показывает корзинку закрытой салфеткой, в корзинке лежит белый, серый, черный хлеб, булочки разной величины и формы. Показывает детям корзинку с хлебом.

- Ребята, хотите узнать, что лежит в корзинке, то, что спрятано под салфеткой вы узнаете, но с начало отгадайте загадки.

Отгадать легко и быстро: 

Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый, 

А бывает подгорелый. (хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье!  (баранки, бублики)

В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Есть мясо или капуста. (пирожок)

- Молодцы, вы отгадали загадки верно. Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Назовите их.  (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, сухари, рогалики, слойки, ватрушки)

Основная часть:
-
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Ответы детей)
- Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Ответы детей)
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
- А почему говорят 
«Хлеб – всему голова 
Хлеб – это главный продукт на нашем столе. Вы каждый день, едите хлеб, булку за завтраком, обедом и ужином.
Когда - то в далекие времена первобытный человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным, что бы хлеб, булка были вкусными стали добавлять разные приправы.

Например, если добавить чеснок, какой будет хлеб? (чесночный)

А если мак - маковый,

А если сыр - сырный

Сегодня любой хлеб вкусный.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили.
А вы знаете пословицы о хлебе
? (Ответы детей)

Давайте вместе проговорим пословицы: 
Хлеб - всему голова!
Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб, будет и обед,

Без труда хлеб не родится никогда.

В хлебе вся сила!
Без хлеба не вкусно и не сытно.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.


- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота
. 

Сегодня в магазине можно купить любой хлеб, сейчас очень большой выбор хлебобулочных изделий, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине.


А хотите узнать, как хлеб оказался в магазине?

Для начала поиграем  
Игра «Назови ласково»
Воспитатель говорит и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю, образуя ласковое слово.

Булка- булочка

Колос – колосок

Зерно – зёрнышко

Хлеб- хлебушек

Сухарь – сухарик
Пряник – пряничек

Пирог – пирожок

Воспитатель показывает иллюстрации:

Весной пахарь пашет, обрабатывает землю.
Сеяльщики сеют зерно.
После этого, когда появляются ростки, их обрабатывают от сорняков и вредителей.
Осенью поспевают колоски. Огромные комбайны, словно плывут по полю, собирая урожай зерновых. Комбайнеры  контролируют и управляют эти машины.
Затем зерно везут на машинах на элеватор, где зерно очищается и сушится и хранится.

- Ребята, а вы хотите  рассмотреть колосья? (Да)

- Тогда ребята у меня к вам ещё вопросы, а кто знает какие это колоски?  (Колосок пшеницы, колосок ржи)

- А чем колосок пшеницы отличается от колоска ржи? ( Размером зерна. Формой зерна, длиной стебля)

- А как они называются, одним словом кто знает? (хлебные, зерновые культуры) 

- Ребята, пшеницу, рожь и другие зерновые культуры называют злаковыми растениями. Злаки — это растения со стеблем в виде полой (пустой) соломины, заканчивающейся колосьями.

- Ребята вы все запомнили, как называются зерновые культуры (пшеница, рожь) одним словом?

- Так как же они называются? (Злаки)

После элеватора зерно везут на мельницу.

Упражнение: «Мукомол». Дети встают в круг.

Мукомол, мукомол ты нам зёрна молол (круговые движения рук перед собой).

А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху) 

Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки).

Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).

Всех порадовали нас, веселимся мы сейчас (хлопаем в ладоши).

- Весело мы поиграли. Намололи муки. (показать муку)


В специальных машинах муку везут на хлебозавод или пекарню
.
Из пекарни хлеб везут в магазин, где мы его и покупаем.
Пекарь знает очень много рецептов разного теста. Есть и сдобное, и песочное, слоеное, бездрожжевое тесто. Из сдобного теста делают бублики, баранки, булочки, пирожки. Изделия из песочного теста хрупкие, сыпучие, очень нежные. Из этого теста делают разные пирожные, торты, печенье. Слоеное тесто очень хрупкое, легко ломается и крошится, есть его нужно аккуратно. Из бездрожжевого теста делают лаваш, блины… Изделия из этого теста упругие, не крошатся.

Теперь немного поиграем «Игра-разминка». 

Я вам буду задавать вопросы, а вы попробуйте на них отвечать:

Как называется человек, который продает хлеб (продавец).

Как называют человека, который печет хлеб (пекарь).

Как называется посуда для  хранения хлеба? (хлебница)

Как называют человека, который смолол муку (мельник).

Как называют людей, которые растили и убирали хлеб? (хлеборобы)

Квас из хлеба как называется? (хлебный).

Как называются изделия из теста? (хлебобулочные).

Этюд: «Колоски»

- А сейчас, ребята, мы с вами поиграем и превратимся в колоски.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, вон, сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим),

Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно… (показали на ладошке зёрнышко),

Посажу- ка в землю — пусть растёт оно! (присели на корточки).

Лето быстро пролетело, к осени зерно созрело,

Комбайнеры приезжали и с полей зерно убрали.

("уезжаем" за столы)


- Зерно смололи в муку. Я вам дам пощупать, помять тесто - не простое, соленое. Из него мы сегодня сделаем с вами  сушки, баранки, крендельки. Потом высушим наши изделия из соленого теста, и можно будет с ними играть. В каких играх их можно будет использовать?  (Кафе-кондитерская, Булочная, Пекарня, Чаепитие и др.)

Пальчиковая гимнастика


Показ изготовления  изделий из соленого теста.

Самостоятельная работа детей.


Вот так Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел!

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно относиться к нему, ведь он – богатство нашей Родины. Сколько, много людей работает, чтобы хлеб оказался у нас на столе! Надо хлеб съедать до крошки. Берегите хлеб.

Заключительная часть:

Ребята, что мы сегодня с вами узнали?
Из чего делают муку?
Для чего нужна мука?
Кто печет хлеб?
Какие хлебобулочные изделия вы знаете?

Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Хлеб – всему голова»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Хлеб – всему голова»...

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова".

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова".Цель: Уточнить, как выращивают хлеб и дать детям новые знанияоб изготовлении хлебобулочных издел...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Хлеб - всему голова!"

В ходе занятия ребята знакомились с процессом выращивания хлеба, с профессиями, которые учавствуют в этом процессе и сколько инстанций нужно пройти, чтобы попасть на стол.  В конце занятия дети в...

Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"

Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"Проектно – исследовательская деятельность Тема «Хлеб – всему голова». Презентация к зан...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Хлеб – всему голова»

Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека...

Конспект по речевому развитию в старшей группе "Хлеб-всему голова"

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе«Хлеб – всему голова».Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человекаЗадачи:ОбучающиеФормир...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб - всему голова»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе«Хлеб - всему голова»Задачи:Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.Уточнить и закрепить...