Познавательно – исследовательский проект «Весёлый огород»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Воронина Наталия Владимировна

Проект "Веселый огород" актуален,  способствует экологическому воспитанию, развитию практических навыков, знакомству с природой, формированию здорового образа жизни и навыков командной работы у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_ogorod.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект

«Весёлый огород»

У ворот шумит народ.
Где тут необычный огород? 
Говорят, что там растет: 
И цветочная рассада,
И салатик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.

Актуальность темы проекта:  В современных условиях все большее внимание уделяется вопросам экологии, здорового питания и воспитания у детей любви к природе. Проект  «Веселый огород направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях Ивановской области. На то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека, а также на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к окружающему миру, развитие практических навыков ухода за растениями, а также создание условий для коллективного творчества и взаимодействия.

Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, формирования у детей знаний о процессе роста растений, раскрытие навыков ухода за ними, воспитание экологической культуры и ответственного отношения к природе.

Задачи:

1. Познакомить детей с основными этапами роста растений (посев семян, уход, сбор урожая).

2. Развить практические навыки посадки и ухода за растениями.

3. Воспитывать любовь к труду и ответственность за результаты своей деятельности.

4. Способствовать развитию творческих способностей через оформление огорода и участие в играх.

5. Формирование основы экологической грамотности и понимания важности природных ресурсов.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и огурцов, выращенных самими дошкольниками.

Принципы:

Принцип  природосообразности  предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблематизации  заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Ивановской области.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Для реализации проекта был разработан план:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Привлечь специалистов и родителей для реализации разделов проекта.

4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

6. Разработка домашних заданий.

7. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.

Ожидаемый результат:

Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Ивановской области, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Научаются  ухаживать за растениями, сажать семяна и поливать рассаду, формируется бережное отношение к природе и уважение к труду взрослых.

Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

Расширение связей специалистов в ДОУ.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.

Участники проекта: дети старшей группы «Сказка» родители и педагогический коллектив учреждения.

Сроки реализации проекта:  с февраля по март 2025 года, среднесрочный

Этапы реализации проекта.

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (1 неделя)

  • С помощью родителей собрали коллекцию семян.
  • Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
  • Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
  • Сделали подборку дидактических игр: «Что растет на грядке», «Собери урожай», «Овощной магазин», «Слова, что растут в огороде», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке» - алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом», загадки о растениях.
  • Материал для чтения: рассказ «Как я вырастил репку», Носов «Огурцы»

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП (2 недели)

  • Дети под руководством воспитателей посадили семена салата, лука, огурца, гороха, фасоли.

Были проведены следующие опыты:

- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

- проращивание семян салата;

- проращивание семян гороха, бобов в вате между прозрачными плоскостями.

  • Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.
  • В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
  • Чтение сказки «Репка» и обсуждение процесса ее выращивания.

III. ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП (1 неделя)

  • Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике (бревенчатый дом, бревенчатый колодец, пугало, парник, хозяин дед Кузьма и хозяйка бабушка Маруся).
  • Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей.
  • Рисование мой любимый овощ.
  • Конкурс «Самый красивый огород». Дети украшают свои грядки цветами, фигурками животных и др. декоративными элементами.
  • Чтение «Приключение Чиполлино» Дж. Родари.

IV. ИТОГОВЫЙ ЭТАП (1 неделя)

  • Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов, лука, салата. Дети с большим удовольствием попробовали овощи и зелень, выращенные своими руками.
  • Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
  • Была организована выставка детских работ.
  • Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русские  – народные игры, посвящённые данной теме. Показали, чему они научились за время проекта.
  • Конкурс «Самый красивый овощ» рисунок или поделка, изображающую овощ или фрукт.
  • Завершился праздник конкурсом поварят. Дети самостоятельно приготовили салат «Винегрет» из овощей и угостили всех гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Чудо огород"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека....

Познавательно-исследовательский проект "Веселый огород"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях в условиях Крайнего Севера, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности че...

Презентация познавательно - исследовательского проекта "Весёлый огород" в старшей группе "Пчёлки".

Презентация познавательно - исследовательского проекта "Весёлый огород" в старшей группе "Пчёлки"....

Познавательно - исследовательский проект «Весёлый огород»

формирование экологической культуры младших дошкольников, создание условий для познавательного развития детей....

Познавательно-исследовательский проект "Весёлый огород"

Отчет о летнем познавательно-исследовательском проекте "Весёлый огород"...

Познавательно – исследовательский проект. «Весёлый огород»

МДОУ «Детский сад №144»   Познавательно – исследовательский проект «Весёлый огород»          Р...