Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: «Лес для многих жильцов»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Степнячок» Акбулакского района Оренбургской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на
тему: «Лес для многих жильцов»
Подготовила: Н.В. Темирбаева
Цель:
· расширить знание детей о значении леса в жизни человека и лесных обитателей.
Задачи:
Образовательные
· Формировать представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, сообществе растений и животных;
Развивающие
· Развивать экологическую культуру поведения, воспитывать интерес у детей к лесу и его обитателям.
Воспитательные
· Воспитывать бережное отношение к природе, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Образовательная область: Познавательное развитие
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная
Формы организации совместной деятельности: дидактические игры, малоподвижная игра с правилами, беседа, обсуждение.
Ход деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель: Доброе утро, и всем улыбнись
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда
Вы согласны? Ответьте мне
Дети: Да
Педагог показывает картину зимнего леса.
Посмотрите ребята, что нарисовано на картине?
Дети: зимний лес
Воспитатель: предлагает полюбоваться красотой зимнего леса и замечает маленькую дверцу на картине. Предлагает открыть дверцу и попасть в зимний лес. Но прежде чем попасть в зимний лес нам надо потеплее одеться. Ребята рассказывают как они оденутся для зимней прогулки.
Чтобы по - настоящему любить свою природу, надо знать её правила.
1. Игра «Правила леса» экологические знаки (символы)
- «не рубите деревья»;
2) «не разводить костры»;
3) «не оставлять мусор»;
4) «не рвать цветы»;
5) «не разорять гнёзда птиц»;
6) «не губить муравейники»;
7) «не брать диких животных домой»;
8) «не ловить бабочек».
— Ребята самостоятельно выбирают определённый символ и объясняют его значение.
— Помощь человека — лесу необходима, и тогда лес откроет свои секреты.
Физкультминутка
А в лесу у нас мороз, Дети хлопают себя ладонями по плечам
Чтобы носик не замёрз, и топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и
Как на сказочной картинке. делают хватательные движения,
Будем их ловить руками, словно ловят снежинки
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в лесу чтобы, Ходьба на месте с высоким
Поднимаем выше ноги. подниманием колен
Мы идём, идём, идём Ходьба на месте.
В лес сейчас мы все придём.
— Да, ребята, лес это чудесное место. А для кого, ребята, это чудесный дом?
Дети: для деревьев, птиц, кустарников, животных.
Обращает внимание на доску . На доске прикреплены зимующие птицы
Воспитатель. Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?
Дети. Птиц
Воспитатель. А каких птиц вы знаете ?
Дети. Перелётных и зимующих
Воспитатель. А как вы думаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?
Дети. Они боятся холодов, нечем питаться.
Воспитатель. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
Воспитатель. У меня есть игра, поиграем. Это игра называется «Кто лишний». (Надо найти среди зимующих птиц одну перелётную птицу).
Воспитатель. А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена шишки. И все - таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, сильные морозы. В такую погоду птицы часто погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму, своим пернатым друзьям. А как мы можем помочь
Дети. Вывешивать кормушки и класть туда корм.
Воспитатель. А летом птицы помогают людям, они будут поедать насекомых - вредителей.
А кто же занимается этим делом в лесу круглый год? Есть специальный человек, который работает в лесу. Он называется лесником.
- Он подкармливает зверей и птиц;
- Лесник поддерживает чистоту в лесу;
- Высаживает молодые деревья;
- Охраняет лес от пожара.
Воспитатель: Ребята, а помимо птиц , кто ещё живёт в лесу?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Конечно(приглашаю за столы). Каких диких животных вы знаете?
Дети: медведь, заяц, лиса, белка, волка.
Что делают белки? ( Они сидят на ветке и грызут шишки. Белочки переоделись в шубку серую, им меньше приходится прыгать, скакать, силы надо беречь, сохранять).
- Что делает медведь? (Медведь на зиму устраивается в берлогу под вывороченным деревом или упавшей елью, и спит он всю зиму - сосёт лапу. Если его разбудить, он может напасть на человека, рассердится, что его разбудили. Он самый сильный в лесу).
- Кто ещё спит всю зиму? (Ёжик, барсук).
- Как готовятся к зиме зайцы? (Зайцы к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцу легче скрыться от хищников: волков, лис. Зимняя шубка гуще и теплее).
- Сразу ли зайцы становятся белыми? Белеет заяц постепенно. Сначала он весь немного светлеет. Потом белеют задние ноги, а через неделю он белеет весь).
- Чем питается заяц зимой? (Зайцы не делают запасы на зиму, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из-под снега).
Воспитатель: правильно. Давайте поиграем в игру «Кто где живёт». Ребята выбирают жилище животным: у белки – дупло, у ёжа – норка, у лисы – нора, у медведя – берлога, у барсука – земляная нора с уложенными верху для тепла и крепости кусками земли, у зайца – ямка, у волка – логово. Дети приступают к рассматриванию карточки и картинок с животными и начинают работать индивидуально, соответственно заданию.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня доброго сделали в лесу.
Дети: нашли жилище диким зверям, нашли лишнюю птицу среди зимующих.
Воспитатель: Правильно. А теперь на пора возвращаться.
Итог занятия: Мы снова открываем волшебную дверцу и попадаем к себе в группу. Сегодня мы побывали в одном из удивительных уголков нашей Родины - это зимний лес. Здесь мы играли, любовались красотой зимней природы. А чтобы красоту эту сохранить, лес нужно беречь. Вам понравилось занятие, ребята.
Дети: высказывают своё мнение. Что понравилось, что не понравилось. Воспитатель на память о зимнем путешествии в лес дарит книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
Объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему "Симпатические чернила"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №4» Конспект интегрированной непосредственно образовател...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: "ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГА".
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме:"ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГ...
Конспект непосредственно организованной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: «Путешествие на планету мальчиков»
«Путешествие на планету мальчиков»«Путешествие на планету мальчиков»...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему «Времена года»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД на тему "Времена года"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формирование целостной картины мира в старшей группе по теме «Бал комнатных растений»
Цель: Развитие познавательного интереса у детей к природе и желания активно изучать природный мир комнатных растений....