Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: «Лес для многих жильцов»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Темирбаева Наталья Валерьевна

Материал будет интересен воспитателям старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Степнячок»  Акбулакского района Оренбургской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по формированию целостной картины мира в старшей группе на

тему:   «Лес для многих жильцов»

           

    Подготовила:  Н.В. Темирбаева

Цель:

·        расширить  знание  детей о значении леса в жизни человека и лесных обитателей.

Задачи: 

Образовательные

·         Формировать представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, сообществе  растений и животных; 

Развивающие

·         Развивать экологическую культуру поведения, воспитывать интерес у детей к лесу и его обитателям.

Воспитательные

·         Воспитывать бережное отношение к природе, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Образовательная область: Познавательное развитие

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная

Формы организации совместной деятельности: дидактические игры, малоподвижная игра с правилами, беседа, обсуждение. 

Ход деятельности: 

Организационный момент: 

Воспитатель: Доброе утро, и всем улыбнись

Справа и слева друзьям поклонись.

Будем дружить, помогать всем всегда

Вы согласны?  Ответьте мне

Дети: Да

Педагог показывает картину зимнего леса.

Посмотрите ребята, что нарисовано на картине?

Дети: зимний лес

Воспитатель: предлагает полюбоваться красотой зимнего леса и замечает маленькую дверцу на картине. Предлагает открыть дверцу и попасть в зимний лес. Но прежде чем попасть в зимний лес нам надо потеплее одеться. Ребята рассказывают как они оденутся для зимней прогулки.

Чтобы по - настоящему любить свою природу, надо знать её правила.
1. Игра «Правила леса» экологические знаки (символы)

  1. «не рубите деревья»;
    2) «не разводить костры»;
    3) «не оставлять мусор»;
    4) «не рвать цветы»;
    5) «не разорять гнёзда птиц»;
    6) «не губить муравейники»;
    7) «не брать диких животных домой»;
    8) «не ловить бабочек».
    — Ребята самостоятельно выбирают определённый символ и объясняют его значение.
    — Помощь человека — лесу необходима, и тогда лес откроет свои секреты.

Физкультминутка

А в лесу у нас мороз,                             Дети хлопают себя ладонями по плечам 
Чтобы носик не замёрз
,                                   и топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                       
Дети поднимают руки над головой и 

Как на сказочной картинке.                   делают  хватательные движения, 

Будем их ловить руками,                        словно ловят снежинки
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                       
Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в лесу чтобы,                   
Ходьба на месте с высоким

Поднимаем выше ноги.                         подниманием колен
Мы идём, идём, идём                            Ходьба на месте.

В лес сейчас мы все  придём.               
— Да, ребята, лес это чудесное место. А для кого, ребята, это чудесный дом?
Дети: для деревьев, птиц, кустарников, животных.

Обращает внимание на доску . На доске прикреплены зимующие птицы

Воспитатель. Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

Дети. Птиц

Воспитатель. А каких птиц вы знаете ?  

Дети. Перелётных и зимующих

Воспитатель. А как вы думаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?

Дети. Они боятся холодов, нечем питаться.

Воспитатель. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

Воспитатель. У меня есть игра, поиграем. Это игра называется «Кто лишний». (Надо найти среди зимующих птиц одну перелётную птицу).

Воспитатель. А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена шишки. И все - таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, сильные морозы. В такую погоду птицы часто погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму, своим пернатым друзьям. А как мы можем помочь

Дети. Вывешивать кормушки и класть туда корм.

Воспитатель. А летом птицы помогают людям, они будут поедать насекомых - вредителей.

А кто же занимается этим делом в лесу круглый год? Есть специальный человек, который работает в лесу. Он называется лесником.

  1. Он подкармливает зверей и птиц;
  2. Лесник поддерживает чистоту в лесу;
  3. Высаживает молодые деревья;
  4. Охраняет лес от пожара.

Воспитатель: Ребята, а помимо птиц , кто ещё живёт в лесу?

Дети:  Дикие животные.

Воспитатель: Конечно(приглашаю за столы).  Каких диких животных вы знаете?

Дети:  медведь, заяц, лиса, белка, волка.

 Что делают белки? ( Они сидят на ветке и грызут шишки.  Белочки  переоделись в шубку серую, им меньше приходится прыгать, скакать, силы надо беречь, сохранять).

- Что делает медведь? (Медведь на зиму устраивается в берлогу под вывороченным деревом или упавшей елью, и спит он всю зиму - сосёт лапу. Если его разбудить, он может напасть на человека, рассердится, что его разбудили.  Он самый сильный в лесу).

- Кто ещё спит всю зиму? (Ёжик, барсук).

 - Как готовятся к зиме зайцы?  (Зайцы к зиме меняют шубку, она становится белой.  Белый цвет не заметен на снегу, и зайцу легче скрыться от хищников: волков, лис.  Зимняя шубка гуще и теплее).

- Сразу ли зайцы становятся белыми?  Белеет заяц постепенно. Сначала он весь немного светлеет.  Потом белеют задние ноги, а через неделю он белеет весь).

- Чем питается заяц зимой? (Зайцы не делают запасы на зиму, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из-под снега).

Воспитатель: правильно. Давайте поиграем в игру «Кто где живёт». Ребята выбирают жилище животным: у белки – дупло, у ёжа – норка, у лисы – нора, у медведя – берлога, у барсука – земляная нора с уложенными верху для тепла и крепости кусками земли, у зайца – ямка, у волка – логово. Дети приступают к рассматриванию карточки и картинок с животными и начинают работать индивидуально, соответственно заданию.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня доброго сделали в лесу.

Дети:  нашли жилище диким зверям,  нашли лишнюю птицу среди  зимующих.

Воспитатель: Правильно. А теперь на пора возвращаться.

Итог занятия: Мы снова открываем волшебную дверцу и попадаем к себе в группу.  Сегодня мы побывали в одном из удивительных уголков нашей Родины - это зимний лес. Здесь мы играли, любовались красотой зимней природы. А чтобы красоту эту сохранить, лес нужно беречь. Вам понравилось занятие, ребята.

Дети: высказывают своё мнение. Что понравилось, что не понравилось. Воспитатель на память о зимнем путешествии в лес дарит книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

Объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему "Симпатические чернила"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №4»      Конспект  интегрированной  непосредственно образовател...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: "ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГА".

Конспект непосредственной образовательной   деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме:"ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формирование целостной картины мира в старшей группе по теме «Бал комнатных растений»

Цель: Развитие познавательного интереса у детей к природе и желания активно изучать природный мир комнатных растений....