Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему «Времена года»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД на тему "Времена года"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Лучик»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему «Времена года»
Цель: Систематизировать знания детей о временах года, о явлениях природы.
Задачи:
Речевое развитие
- развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, совершенствовать речевой слух.
- побуждать детей к самостоятельности и полноте ответов и суждений, продолжать учить грамотно строить предложения
Социально-коммуникативное развитие
- продолжать осваивать формы речевого этикета, учить детей вести диалог со сверстниками и взрослыми
- формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативу, любознательность.
- развивать у детей память, внимание, воображение
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
Познавательное развитие
-формировать представления о временах года в разных частях света, расширять кругозор детей.
Предварительная работа: Заучивание стихов, загадок о временах года, чтение художественных произведений о временах года, дидактические игры «Какое время года», «найди лишнее», беседы о признаках времен года, подбор методического материала, составление презентации «Времена года», изготовление мнемотаблицы.
Оборудование: мультимедийная система (проектор, ноутбук), музыкальный центр, аудиозапись А.Вивальди «Времена года», бумага, акварельные краски, мячик, запись звуков природы, макет солнца, предметы для игры.
В ходе НОД применяются следующие технологии:
- Игровые технологии
- ИКТ
- ТРИЗ
- Мнемотехника
- Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, релаксационный комплекс с элементами психогимнастики),
- Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Методы и приемы, используемые при работе с детьми:
- Методы (словесный, наглядный, игровой, практический)
- Использование сюрпризного момента
- Выполнение творческого задания
- Использование ИКТ
- Дидактическая игра
- Художественное слово
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Виды детской деятельности:
- Познавательная
- Двигательная
- Игровая
- Музыкальная
- Художественно-эстетическая
- Коммуникативная
Ход НОД:
Этап, цель | Содержание | Примечание |
1.Организационный момент Цель – создание эмоционально-положительного настроя в группе 2. Сюрпризный момент Цель – активизировать внимание детей. 3. Основной этап 3.1.Д/и «Назови, какая зима» Креативность мышления (далее по аналогии- весна, лето, осень) 3.2.Здоровьесберегающая технология Психогимнастика. Релаксационный комплекс «Цветок» Цель: Снятие психомышечного напряжения, активизация воображения и образного представления 3.3. Мнемотехника Разучивание четверостишия по мнемотаблице Цель: развитие памяти, внимания, воображения. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса. 3.4.Дидактическая игра «Найди нужный предмет» Цель: классификация предметов по общему признаку 3.5.ТРИЗ «Что лучше – лето или зима? Цель - учить детей размышлять, развивать гибкость ума. 3.6.Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.) Цель: развивать мимику и пластические способности детей; развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию 3.7.ИКТ Презентация Времена года 3.8. Продуктивная деятельность «Нарисуй то время года, которое ты любишь больше всего» 4. Заключительный этап Рефлексия
| Дети входят в группу и здороваются с гостями: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро!» - Солнцу и птицам. «Доброе утро!» - Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро продлится до вечера. Дети занимают свои места (на стульчиках, стоящих полукругом) Воспитатель: Ребята, всем вам я тоже желаю, чтобы ваш день сегодня был интересным, радостным и добрым. | Во время занятия обращаем внимание на осанку детей, напоминаем им, что спинки нужно держать ровно. В диалоге с детьми обращаем внимание на то, чтобы дети старались давать полные ответы. Задаем детям наводящие вопросы, побуждая детей фантазировать: Какой, по твоему мнению, может быть запах у зимы? Как ты думаешь, какой цвет больше всего подходит для зимы? А по характеру зима какая? и т.д. (далее так же по каждому времени года) Даем возможность высказаться каждому ребенку, подводим их к мысли, что все дети тоже, как цветы – красивые, радостные, добрые, и тоже горжусь ими. Обращаем внимание детей на то, что нужно стараться говорить полными предложениями Презентация в приложении 1 на диске Зачитываем детям стихотворение, вместе с ними разбираем значение символов, и по символам разучиваем текст стихотворения. В течение дня в режимных моментах рекомендуется повторить с детьми стихотворение для закрепления материала. Предметы для игры: Зима- варежки, шарф, коньки, лыжные палки. Весна – бумажный кораблик, ветровка, макет скворечника, веточка вербы Лето- панама, ролики, сачок, надувной круг. Осень –резиновые сапоги, зонт, корзина, грибы. Подводим детей к умозаключению о том, что каждое время года по-своему замечательно и неповторимо. Воспитатель читает, дети имитируют движения. Дети просматривают слайды (презентация в приложении 2 на диске). По окончании презентации спрашиваем у детей, что больше всего понравилось, запомнилось. Во время продуктивной деятельности включаем аудиозапись произведения А.Вивальди «Времена года». Возможен перенос продуктивной деятельности на ближайшее занятие по рисованию. |
Слышен стук в дверь, воспитатель заносит в зал игрушку- жирафа. Воспитатель: Дети, посмотрите кто пришел к нам в гости. (Ответы детей). Верно, это жираф. А кто мне подскажет, на каком материке живут эти животные? (Ответы детей) Давайте послушаем, что говорит нам жираф. Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Том. Я пришел к вам из далекой Африки. В Африке в любое время года жарко, всегда светит солнце. Я никогда не видел зимы, весны, осени. Но мне очень интересно узнать, что это такое, какие они, времена года. Расскажите мне, пожалуйста, о вашей зиме, о весне, о лете и об осени | ||
Воспитатель: Ну что, ребята, расскажем жирафу о временах года, чем они отличаются друг от друга? (ответы детей) А в конце занятия вы нарисуете на выбор свое любимое время года. Воспитатель: Давайте послушаем загадку, которую приготовил Сережа. А вы слушайте внимательно, не перебивайте! Сережа Т.: Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом, шьет пуховые перины, разукрасил все витрины?(ответы детей) (зима) Воспитатель: Конечно, ребята, речь в этой загадке идет о зиме. А вам нравится зима? Давайте сейчас, перекидывая друг другу мяч, назовем, какая у нас в России зима (ответы детей ) ( холодная, снежная, морозная, злая, белая, новогодняя, лютая, красивая и т д.) Воспитатель: Молодцы, ребята, очень интересно описываете зиму. А теперь послушаем загадку от Арины. Арина Р.: Она приходит с ласкою, журчаньем вод и сказкою: волшебной палочкой взмахнет - в лесу подснежник расцветет. (ответы детей) (весна) Воспитатель: А теперь с помощью мячика, перекидывая его друг другу, мы с вами, ребята, поговорим о том, какая у нас весна, какой у нее цвет, запах, характер (ответы детей) (теплая, долгожданная, нежная, зеленая, капризная и т.д.) Воспитатель: Отлично! Следующую загадку загадает нам Никита. Никита С. Слышно пенье комаров, Воспитатель: А теперь расскажите мне, ребята, о том, какое у нас лето (ответы детей) (красочное, яркое, теплое, жаркое, солнечное, разноцветное, любимое и т.д.) Воспитатель: Мне очень понравилось то, как вы рассказываете о лете, наверное, очень соскучились по теплу, по солнышку… Ребята, у нас осталась еще одна загадка, её приготовила Влада, послушайте внимательно. Влада К. Листья быстро пожелтели Воспитатель: Да, ребята, речь в этой загадке идет об осени. Давайте еще раз возьмем мячик и поговорим об этом времени года, о том, какая у нас осень…(ответы детей) (золотая, красивая, дождливая, сырая, изменчивая, желтая, красная, грустная и т.д.) Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо поработали, теперь давайте подвигаемся, поиграем в игру. Сейчас мы с вами представим, что мы – маленькое семечко, и попробуем почувствовать, как живется ему в разные времена года. Итак, выберите место на ковре, которое вам нравится, можете сесть, можете прилечь. А теперь послушаете музыку и мой голос. Дети располагаются свободно на ковре. В сопровождении спокойной музыки воспитатель читает текст, а дети выполняют соответствующие движения: «Холодной зимой в лесу под сугробом спряталось маленькое семечко. Оно укрылось снегом, чтобы не погибнуть от холода. (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову) Солнышко стало пригревать сильнее, снег стал рыхлым и постепенно растаял. Наступила весна. Наше семечко стало медленно прорастать, пробиваться сквозь землю, потихоньку, осторожно. И вот на поверхность земли пробился маленький зеленый росточек.(дети медленно приподнимаются и встают) Он был совсем еще нежный, хрупкий, но ему так хотелось погреться на солнышке, что он тянулся все выше и выше (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки) Чем теплее и ярче грело солнышко, тем крепче становился стебелек, тем больше набирал силу бутон на макушке стебля. (дети опускаются на ступни делают над головой «купол», бутон). Наступило лето. Лепестки бутона начали раскрываться, и вот перед нами возник букет прекрасных цветов (дети раскрывают руки). Здесь были и красные цветы, и желтые, и оранжевые. Бабочки, жуки, птицы, пролетая мимо, любовались цветами и вдыхали их прекрасный аромат. Цветок очень радовался, гордился своей красотой и щедро делился со всеми своим нектаром (дети улыбаются, показывают себя друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). Но вот ветерок подул сильнее, набежали тучки… Наступила осень. Цветок стал раскачиваться на ветру в разные стороны (дети раскачиваются). Корни нашего цветочка крепко сидели в земле, но лепестки, такие нежные, хрупкие полетели по ветру в разные концы света (дети плавно под музыку двигаются по залу). И все, кто видел, как летят эти красивые лепестки, вспоминали о лете, о красоте и о солнце.» Воспитатель: А теперь мои цветочки пусть снова превратятся в ребятишек, присядут на ковер и расскажут, что им понравилось больше всего в этой игре, что было трудно выполнить. (ответы детей) Далее дети садятся в полукруг на свои стульчики Воспитатель: Смена времен года – это удивительное явление. Каждое время года неповторимо, уникально. Многие композиторы, поэты, художники воспевали в своих произведениях времена года. Мы с вами, ребята, знакомились с ними и вам еще предстоит многое увидеть, услышать, прочесть. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение В.Орлова «Кто в чем». А затем, при помощи картинок-символов мы его постараемся разучить. Мы с вами уже выполняли такие задания, думаю, вы обязательно справитесь. Кто в чем. Блещут лужи на тропинках – осень топает в ботинках. Туча дождик унесла – ходит в туфельках весна. Лето ходит босиком или в босоножках, А зима, скрипя снежком, в тепленьких сапожках. Воспитатель: Молодцы, ребята А теперь посмотрите на этот стол. Вещи, предметы разбросаны на нем в беспорядке. Я предлагаю вам навести порядок. Эти предметы и вещи вы будете раскладывать на четыре группы. Может быть кто-то уже догадался, что за группы это будут? (ответы детей) Правильно, вы очень сообразительные. То, что относится к зиме мы будем складывать около плаката, на котором нарисована зима, весну- к весне и так далее. Каждый ребенок будет по очереди подходить к столу, брать один из предметов и относить его в нужную группу. Ну что, всем понятно задание? Тогда начинаем! Воспитатель: Хорошо, вы очень быстро справились с заданием. Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю нам немного подумать и порассуждать, что лучше, зима или весна и почему. Только помните, что мы с вами стараемся говорить красиво, полными предложениями. Воспитатель: Очень хорошо, молодцы ребята. А ну-ка, напомните мне, пожалуйста, какое время года у нас сейчас? Стараемся говорить только полными ответами! (ответы детей) Воспитатель: Совершенно верно, сейчас у нас уже поздняя весна. В выходные дни многие из вас с мамами, папами наверняка бывают на даче, помогают убирать огород, готовить землю к посадкам. А давайте сейчас поиграем в игру, она называется «Был у зайца огород». Я буду рассказывать вам стихотворение, а вы мне показывать, что делает зайка на своем огороде в разное время года. Вы можете встать, подвигаться, попрыгать. Итак, мы начинаем. Был у зайки огород, Ровненьких две грядки. Там играл зимой в снежки, Ну а летом — в прятки. А весною в огород Зайка с радостью идет. Но сначала всё вскопает, А потом всё разровняет, Семена посеет ловко И пойдет сажать морковку. Ямка — семя, ямка — семя, И глядишь, на грядке вновь Вырастут горох, морковь. А как осень подойдет, Урожай свой соберет. И как раз — здесь закончился рассказ! Воспитатель: А теперь, ребята, можете присесть на ковер. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Сейчас вы увидите презентацию о временах года. Мы с вами посмотрим, как рисовали разные времена года знаменитые русские художники. Итак, внимание на экран. Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам подойти к столам, и нарисовать свою картину. Вы можете нарисовать зиму, весну, лето, осень – то время года, которое вы любите больше всего. Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо позанимались, я вами всеми очень довольна. И нашему гостю жирафу тоже все очень понравилось, он понял, насколько разные у нас в России времена года, насколько они красивые и замечательные .Наш гость прощается с нами, благодарит вас за интересные рассказы и красивые рисунки. А вам, ребята, понравилось наше занятие? (ответы детей). Спасибо вам большое, всего самого доброго. | ||
Список литературы:
- Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
- Н.Е .Алябьева «Занятия по психогимнастике с дошкольниками»
- Использованы фотоматериалы из открытых источников Интернет.
Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом РФ, который определяет требования к обучению и воспитанию детей дошкольников. Для решения поставленных задач работаю по примерной общеобразовательной программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой (2011), программе ДОУ, рабочей программе, дополнительно использую инновационные методы, учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей, их уровень достижений.
Цель НОД: Систематизировать знания детей о временах года, о явлениях природы. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия (мячи, плакаты, мультимедийная презентация, таблицы), которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. Организационный момент («Доброе утро!») был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми. Сюрпризный момент активизировал внимание детей, вызвал интерес к происходящему. Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы на занятии носили игровой характер. Были использованы здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, физкультминутка), инновационные методы (ИКТ, ТРИЗ, мнемотехнология). Физкультминутка (игра – пантомима) соответствовала теме самообразования – развитие творческих способностей путем организации театрализованной деятельности). Дети отвечали на поставленные вопросы, работали с интересом, проявляли положительные эмоции, очень эффективно откликались на новые методы и формы работы. Основная часть детей работала очень активно, из 20 воспитанников трое были менее активны (индивидуальные особенности), с ними тема занятия проработана дополнительно. В ходе НОД использовала личностно-ориентированный подход к детям, старалась создать ситуацию успешности для каждого ребенка.
Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам СаНПиН для детей данного возраста – 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках в полукруг, перемещение по комнате – психогимнастика, физкультминутка, просмотр презентации – сидя или лежа на ковре, рисование – сидя или стоя за столом (по желанию). Многообразие приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
По факту проведения НОД можно сказать, что поставленная цель решена. Достигнутый результат соответствует цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
Объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему "Симпатические чернила"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №4» Конспект интегрированной непосредственно образовател...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: "ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГА".
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме:"ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГ...
Конспект по Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме «Профессии».
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ. Конспект по Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме «Профессии»....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Познание (Формирование целостной картины мира) с элементами художественного творчества. Тема: «Золотая рыбка»
конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формирование целостной картины мира в старшей группе по теме «Бал комнатных растений»
Цель: Развитие познавательного интереса у детей к природе и желания активно изучать природный мир комнатных растений....