Дополнительная общеразвивающая программа "Дошколята-эколята"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Тихонова Оксана Геннадьевна

Цель программы - формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolyata-ekolyata.docx44.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»

города Назарово

ПРОГРАММА

дополнительного образования

детей дошкольного возраста

Кружок экологической направленности

«Эколята – дошколята»

Возрастная категория детей:

От 5 до 6 лет

 Разработали воспитатели :

Тихонова Оксана Геннадьевна

Шевченко Светлана Алексеевна

  1. Паспорт Программы

Тип Программы: Парциальная Программа дошкольного образования

Категория: дети от 5 до 6 лет

Сроки освоения: 1 год

Пояснительная записка

 Рабочая программа «Эколята - Дошколята» составлена на основе программы «Юный Эколог» автора С.Н. Николаевой и природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия (Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята»/ http://эколята.рф/proekt-yekolyata-doshkolyata/).

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.

Причина создания программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

В нашем дошкольном учреждении экологическое воспитание является – приоритетным. Поэтому данная программа является одним из главных пособий в работе по экологии.

Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи:

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности. 

В программе выделено шесть основных тем, с которыми знакомятся дошкольники:

- «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»

- «Многообразие растений и их связь со средой обитания».

- «Многообразие животных и их связь со средой обитания».

- «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».

- «Жизнь растений и животных в сообществе».

- «Взаимодействие человека с природой».

Реализация программы осуществляется по следующим принципам:

- Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала.

- Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей.

- Постепенное познавательное продвижение детей.

- Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности.

 Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.

Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в группе и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.

Реализация программы «Эколята - Дошколята» осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми. Проводится в форме занятий, наблюдений, экспериментов, просмотра видеофильмов, проведения праздников с детьми старшей группы 36 занятий (1 раз неделю, 25 мин.)

Содержание природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

          Воспитанника дошкольной образовательной организации принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный Знак (значок).

         Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

         Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

         Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

          Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

          В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.

          С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

          Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

          Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

          Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.

         Проект ориентирует деятельность воспитателя и педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.

         Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.

          Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.

          Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.

          Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.

          Прогнозируемые результаты:

• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

• повышение общей культуры ребёнка;

• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

         Задачи Проекта решаются путём:

• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;

• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;

• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;

• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;

• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;

• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

          Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории дошкольной образовательной организации любого региона Российской Федерации.

          Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у воспитанников дошкольных образовательных организаций.

          Исполнительными структурами по развитию Проекта «Эколята – Дошколята» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».

          В рамках Проекта создаются программный и организационный комитеты, тематические секции и рабочие группы.

          Проект «Эколята – Дошколята» базируется на:

• применении в процессе воспитания у детей культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и  эстетического воспитания и образования ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;

• рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, направленного на развитие у детей культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания ребёнка, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;

• использовании в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

• организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;

• присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;

• включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;

• предоставлении ребёнку возможности дальнейшего изучения того или иного материала с воспитателем, родителями и своими сверстниками за пределами дошкольной образовательной организации.

          Проект «Эколята – Дошколята» с целью формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций культуры природолюбия предусматривает:

• использование в дошкольных образовательных организациях учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

• создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

• использование в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов;

• разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта;

• разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• создание разнообразных игровых комплексов и программ для дошкольных образовательных организаций, а также для организации занятий в семье;

• разработку специальных элементов оформления помещений в дошкольных образовательных организациях;

• организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;

• издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников;

• создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на  радио и в телевизионных передачах;

• организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы;

• организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;

• создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих территорий для организации и проведения в рамках Проекта занятий с детьми;

• использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

          Проект «Эколята – Дошколята» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в дошкольной образовательной организации и в семье, направленное на развитие у детей культуры природолюбия.

         Рекомендуемые принципы работы с детьми, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

• последовательность в обучении и воспитании;

• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

• простота и доступность изучаемого материала;

• наглядность при изучении тем и вопросов;

• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;

• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

         Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

• чтение;

• беседа;

• наблюдение;

• обсуждение;

• прослушивание тематических сказок и рассказов;

• задание;

• игра;

• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;

• прослушивание радиопередачи;

• викторина;

• конкурс;

• тематическое оформление помещения;

• встреча;

• утренник;

• прогулка;

• работа на природе;

• проведение опыта;

• экскурсия;

• тематическое мероприятие.

          Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Эколята – Дошколята», которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:

• учебное пособие «Азбука Природолюбия»;

• учебники и учебные пособия;

• тематические книги;

• хрестоматии;

• рабочие тетради и дневники;

• альбомы и тетради для раскрашивания;

• наглядные и раздаточные материалы;

• журналы и газеты;

• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

• энциклопедические и справочные издания;

• аудио и видеоносители информации;

• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников    Природы;

• элементы мультипликации и диафильма;

• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;

• театральные постановки, их фрагменты и элементы;

• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;

• музеи и картинные галереи;

• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;

• опытные участки вокруг дошкольных образовательных организаций, а также прилегающих к ним территории;

• элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром;

• различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.

         Рекомендуемые темы занятий по Проекту «Эколята – Дошколята»:

• «Природа  вокруг нас»;

• «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);

• «Времена года»;

• «Время суток»;

• «Животные и растения»;

• «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;

• «Человек не может жить без Природы»;

• «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;

• «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»

• «Помоги Природе, помоги своему другу!»

• «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;

• «Сохрани Природу от пожара»;

• «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;

• «Природолюбие – учебник нашей жизни».

     

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) по  экологическому воспитанию

Месяц

Недел я

Тема. Вид деятельности

Программное содержание

Источник (пособие,

стр.)

Сентябрь

1

Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября? Какие они – цветущие

Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.20

2

Наблюдение «Сто сначала, что потом? Соберем семена садовых цветов»

Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.21

3

Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

Нахождение семян созревающих трав(подорожник, вьюн и т.д.) . Установка , что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.24

4

Образовательная ситуация «Как заполнять календарь природы?»

Ознакомление детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учение рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскашивать квадратики, обозначающие дни недели; развитие интереса к наблюдениям за природой

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.24

Октябрь

1

Образовательная ситуация

«Делаем книгу

«Приключения мышонка Пика»»

Ознакомление с людьми, создающих книгу, - писателе и художнике-иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями); объяснение, что книгу можно сделать самим

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.30

2

Образовательная ситуация

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Уточнение представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закрепление представлений о значении свежих плодов для здоровья людей; формирование умения готовить салат.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.32

3

Экскурсия в библиотеку

Познакомить детей с библиотекой – учреждением, в котором имеется собрание книг для всех желающих; книги выдают на дом, после прочтения их возвращают; за книгами следит и выдает их библиотекарь; он может посоветовать , какую выбрать книгу, рассказать о писателе. Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.36

4

Образовательная ситуация

«Растения в нашем уголке природы»

Уточнить представление детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях и учить распознавать их.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.38

Ноябрь

1

Образовательная ситуация

«Корова и коза – домашние животные»

Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботиться о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.43

2

Образовательная ситуация «Для чего животным хвосты?»

Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.45

3

Образовательная ситуация «Как лесные жители          белка                    и медведь                    готовятся                    к зиме?»

Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год ( они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство; осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь отъедается, подыскивает место для берлоги, поздней осенью залегает в нее, белка делает запасы орехов, желудей, грибов).

Развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных животных – от лета к зиме.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.51

4

Образовательная ситуация

«Лошадь и овца – домашние

Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные; закреплять представление о том, что корова и коза – домашние животные.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.54

Декабрь

1

Образовательная ситуация

«Письма заболевшим детям»

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям – взрослым и детям; подсказать , что больному ребенку бывает очень приятно получать письма от ребят из группы

– оно помогает ему выздороветь; научить детей писать письма, показать конверт и познакомить с процессом его оформления для отправки письма по почте.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.59

2

Образовательная ситуация

«Станем юными защитниками природы»

Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветки. Ели можно помочь : прикопать к стволу снег, бережно с ней обращаться.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.63

3

Образовательная ситуация «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса –

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время.

«Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.67

Январь

1

Наблюдение «Какие птицы летают? Когда птицы бывают заметны?»

Обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья: хвост, шея и ноги вытянуты.

Познакомить детей сявлениямзатаивания птиц, с их маскировочной окраской.

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.74. 75.

2

Образовательная ситуация «Лес –

это дом многих жильцов»

Дать детям первоначальное представление о том,

что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга.

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе

детского сада» стр.77

Февраль

1

Наблюдение

«Выращиваем лук»

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.80

2

Наблюдение

«Выращиваем лук»

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий – воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать ее с тем, что все луковицы находятся в разных условиях.

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.84

3

Наблюдение

«Выращиваем лук»

Учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени, корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; отмечать истекшую неделю в календаре «плоской времени».

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.92

4

Образовательная ситуация

«Праздник, посвященный творчеству Виталия Бианки» Образовательная

Повторить инсценировку «Хвосты», разучить подвижную игру- сказку «Лис и мышонок» Уточнить представления детей о зиме как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растения и животных в природе; побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности.

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.85. 93.

Март

1

Образовательная ситуация

«Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке»

Воспитывать доброе отношение к близким людям; побуждать к отражению в подарке ярких впечатлений о природе; познакомить детей с произведениями искусства, в которых запечатлена собака.

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.99

2

Образовательная ситуация

«Наши четвероногие друзья»

Формировать у детей представления о том, что собака -умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах – для

охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для розыска правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.97

3

Образовательная ситуация «Как люди заботятся о своем здоровье весной»

Уточнить представления детей о человеческом теле, о названии отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека.

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.102

4

Образовательная ситуация «Сравним кошку с собакой »

Уточнить представления детей о кошке как домашнем животном. Кошка отличается от собаки: она по-другому ведет себя и по- другому общается с хозяином.

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.108

Апрель

1

Образовательная ситуация

«Весна в жизни лесных зверей»

Уточнить и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные.

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.114

2

Досуг «Люблю березку русскую»

Образовательная

ситуация «Береги деревянные предметы»

Заучивание хороводных песен, стихотворение С.Есенина

«Береза»

Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом ( из стволов деревьев делают доски,

фанеру,которые идут на изготовление домов,мебели, предметов быта)

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.118.

120

3

Праздник юных любителей природы

Рисование на тему «Земля – наш дом». Заучивание песен, чтение Б.Заходера «Про все-все на свете», С.Маршака «Праздник леса»

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.125

4

Образовательная ситуация «Бережно относимся к бумаге»

Познакомить с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна (она идет на изготовление книг, газет, альбомов, тетрадей, обоев; толстая бумага (картон) используется для изготовления различных коробок и упаковки предметов), надо бережно с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать,

хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги.

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр.135

Май

1

Экскурсия в лес

Познакомить детей с весенними явлениями природы в лесу (распускаются листья на кустах и деревьях, оживают муравейники, появляются первоцветы); показать, что лес-это

«многоэтажный дом» (сообщество), в котором на разных

«этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу; учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизнь; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; развивать чувство «дома»: лес – это «дом» для человека, где он отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса (грибы, ягоды,

орехи).

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр. 138

2

Экскурсия на пруд

Познакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелкие рачков, водных насекомых; по воде плавают дикие утки; утка и селезень весной в тихом месте пруда выводят потомство: устраивают гнездо, утка откладывает яйца и насиживает их; потом все семейство плавает в пруду, кормится тем, что есть в воде; иногда утки выходят на берег посушить перышки, пощипать травы; возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными; рыбаки ловят рыбу; пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным жить плохо- они начнут умирать, а пруд

превратится в болото).

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр. 141

3

Образовательная ситуация

«Весна кончается – лето начинается»

Уточнить и обобщить представление детей о весне как сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, при таянии снега и льда образуется много воды, поэтому оживают все растения и животные; распускаются листья, цветы, растут молодые побеги, оживают насекомые, просыпаются животные, которые были в спячке, возвращаются перелетные птицы, которые вьют гнезда, выводят потомство; весна – красивое время года, поэтому про весну поэты написали много стихотворений, художники создали замечательные картины).

«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в старшей группе детского сада» стр. 148

Требования к уровню освоения рабочей программы детей 5-6 лет.

К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):

- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

- Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

- Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

-                                          Делать элементарные выводы и умозаключения.

- Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

-                                                   Иметь представление о родном крае.

- Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья).

- Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы).

- Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами).

- Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....