Сценарный план организации режимных моментов с использованием технологии «Телекейс» с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Костина Яна Анатольевна

В данном сценарном плане представлен подход к организации режимных моментов с использованием технологии «Телекейс» для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Почему меняется день и ночь" направлена на развитие у детей понимания естественных процессов и формирование основ научного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarnyy_plan_pochemu_menyaetsya_den_i_noch.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план

организации режимных моментов с использованием технологии «Телекейс» с детьми старшего дошкольного возраста

Разработала:

Костина Я.А, воспитатель ДОО № 56

Наименование режимного момента

Содержание образования с использованием игр, способствующих двигательному развитию детей

ООД

Тема: «Почему меняется день и ночь»

Цель:  закреплять знания детей о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, сутках.

Задачи: 

- дать понятие, что Земля имеет форму шара, показать роль Солнца в суточном режиме живых существ, их связи с вращением Земли вокруг своей оси;

- закрепить понятия «сутки», «части суток» (утро - день - вечер - ночь);

- учить устанавливать временные связи (последовательная смена частей суток);

- развивать желание участвовать в коллективной беседе, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:  телевизор, видео о смене дня и ночи https://rutube.ru/video/db936e9fb02d033aa56c212555ac28e8/?r=plemwd; А. Гончар «Все обо всем» (сказка о бурундучке и медведе); изображение животных - бурундука, медведя; картины с изображением плоской и шарообразной земли, глобус, силуэт Солнца, настольная лампа, стол, картинки с изображением дня и ночи. 

План занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель: - Ребята, помните, недавно на занятии мы говорили о нашем доме. Но не о том, в котором живете вы с мамой, папой, деревянном, кирпичном, а о нашем общем доме, где живут не только люди, но и деревья: березы и осины, крокодилы и рыбы и еще много других существ. Это? - Наша планета Земля. - А как выглядит наша планета? (ответы детей).

Воспитатель: - А вот сейчас послушайте историю о том, какой спор вышел об этом однажды между бурундучком и медведем.

2. Основная часть.

Воспитатель: - Жил-был бурундучок, и никого не боялся. Встретил как-то своего друга медведя, поспорили. А спор у них вышел такой: кто первый утром увидит солнечный луч. Вот взобрались они на пригорок, и сели. Медведь сел лицом в ту сторону, где утром солнышко должно вставать из-за леса. А бурундучок сел лицом туда, где вечернее солнышко заходит в лес. Сели они спинками друг к другу. Сидят, ждут. Перед бурундучком гора возвышается, а перед медведем - ровная долина (показ макета и карт). И вот стало светать.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто из них первый увидит солнце? Почему? (ответы детей) Давайте подождем, скоро оно взойдет, и мы узнаем, кто выиграл спор.

Воспитатель: - Сидит медведь и говорит: «Вот сейчас упадет на долину первый лучик, и я выиграю спор». А лучика все нет. Ждет медведь. Вдруг бурундучок у него за спиной как закричит: «Вижу, я вижу, я первый». Удивился медведь: перед ним была еще темная долина, а когда он обернулся через плечо, то позади увидел.

- Что он увидел? (первый лучик света на вершине горы).

- Что его так удивило?

- Почему обрадовался бурундучок?

- А теперь давайте посмотрим, как бурундучок выиграл спор.

Опыт № 1. 

Воспитатель: - Вот они сидят, и восходит солнце. Медленно поднимается, но ни бурундучок, ни медведь пока его не видят. Солнце поднимается все выше, и посмотрите, что получилось. Оба они в темноте, а на верхушке горы уже появились первые лучи солнышка.

Воспитатель: - Куда смотрит медведь? (туда, где должно появиться солнце).

Воспитатель: - А бурундучок? (на гору). Да, он уже увидел лучи солнца первый.

Воспитатель: - Что же помешало медведю первому увидеть солнце? (выпуклость земли, округлость).

Воспитатель: - Значит, ребята, какую форму имеет наша планета Земля? (форму шара)

Воспитатель: - А когда-то давным-давно, когда не было ни машин, ни самолетов, ни домов, как у нас, люди думали, что солнце может как-нибудь взойти и не подняться, не знали, что Земля круглая и представляли ее плоской. А если бы на самом деле Земля была плоской? Кто бы тогда выиграл спор? (предложения детей).

Воспитатель: - Давайте проверим!

Опыт №2. «Плоская Земля».

Освещение из-под стола (настольная лампа) с сидящими на плоскости макета животными.

Вывод: они бы увидели одновременно, и победителей не оказалось бы.

Воспитатель: - Тут и солнышко взошло. Обрадовались бурундучок и медведь солнышку и размечтались: «Если бы солнышко не садилось и светило бы всегда».

- «А это будет хорошо» - сказал бурундучок.

- В лесу будет хорошо, тепло.

Воспитатель: - Дети, помогайте еще, что будет хорошо? Будет от солнца красиво, нарядно, весело. Роса будет блестеть. А сколько будет ягод? Дети, помогайте им мечтать.

- Можно будет купаться, сохнуть, плескаться, загорать.

Они мечтали, а солнце поднималось все выше и выше, настроение у них стало меняться. Лужица, около которой сидел медведь, высохла, и он подумал о ручье, в котором любил плескаться в жару.

- Что он мог подумать? (обмелеет)

Он вдруг представил, что от постоянной жары может обмелеть и даже пересохнуть его река, где он ловил рыбу. И решил, что солнцу быть всегда - это плохо.

Воспитатель: - А как вы думаете, ребята. Солнцу быть всегда, это хорошо или плохо? Чем? (ответы детей)

- В городе, лесу, может быть пожар, высохнут реки, голова может болеть. Да, ребята, когда много солнца, оно может приносить вред.

- А как же спать - протянул медведь.

- Солнце должно светить, так как оно нужно всем, и не должно светить, так как много солнца это тоже плохо.

Воспитатель: - Как же быть? Давайте подумаем. (варианты ответов - навесы построить, зонты использовать, панамы на головы, туча закроет солнце).

Воспитатель: - Правильно, надо сделать так, чтобы солнце не мешало. Ребята, а это удобно везде ходить под зонтом, сидеть под навесом, спать? Это вы хорошо придумали, но на самом деле, нам не придется ничего этого делать. - Почему? Правильно, так как наступает вечер, солнце само уходит. Давайте вспомним начало занятия. Бурундучок и медведь сидели и ждали чего? (когда солнце взойдет). Сначала они увидели сияние в том месте, где должно было взойти солнце. Вы знаете, как называется это явление? (заря)(Показ картинки). Вместе с зарей наступает утро, утром есть тень. Дальше солнце поднимается все выше над землей и наступает день (показ картинки). Вот гора, а тени тут почти нет. Солнце поднялось и продолжает свой путь, начинает медленно опускаться, тень от горы становится все длиннее и резче, наступает вечер. А когда солнце заканчивает путь, наступают сумерки, и когда совсем заходит - наступает ночь. УТРО - ВЕЧЕР - ДЕНЬ - НОЧЬ -СУТКИ ПРОЧЬ

Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам немного подвигаться!

Физкультминутка

Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.   Это тоже я могу.

Вправо – влево разведу. Это тоже я могу.

И, как птичка полечу. Это тоже я могу.

Головою поверчу. Это тоже я могу.

А потом присяду, встану. Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного. Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу. Это тоже я могу.

Если надо, побегу. Это тоже я могу.

Все на свете я могу!

- А хотите посмотреть, как меняются день и ночь? (хотим)

Опыт № 3: глобус, зверьки, лампа.

Воспитатель: - Земля - шар, Солнце - огненный шар. Мы знаем, что Земля круглая. И не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля крутится вокруг себя, как волчок и поворачивается к Солнцу разной стороной. Так день сменяет ночь, а ночь - день (показ зверей на глобусе - освещенность). Вот обернулась Земля - прошли сутки. Так устроена природа.

Воспитатель: - А кто может сказать, что такое ночь? (хочется спать, темно).

Воспитатель: - Но ведь медведь сказал, что «плохо», когда всегда светло, а ночь - это значит «хорошо»? Почему ночь хорошо? (солнце спать не мешает, не жарко, животным можно спрятаться от врагов, все отдыхают, набираются сил и люди, и животные, и растения, чтобы днем хорошо поработать).

Воспитатель: - А всем ли хорошо ночью? Например, бурундучку? Медведь большой - сам может напугать. А бурундучок? Ему в темноте не видно, если лиса залезет в нору, куда бежать? (ответы детей)

Воспитатель: - Ещё кому трудно бывает ночью? (людям, которые работают ночью, тяжелее, энергии тратится больше, домой идти ночью страшно, в лесу ночью заблудишься, тоже страшно).

Воспитатель: - Но даже страшная ночь кончается и наступает утро, тогда все становится видно, всех слышно. Для всех живых земных существ хорошо, что бывает день и ночь, что день сменятся ночью, а ночь кончается, когда всходит солнце.

Заключительная часть

Воспитатель: - А теперь мы все вместе посмотрим фильм, который так и называется «Почему происходит смена дня и ночи?»

- Я надеюсь, что теперь все поняли почему происходит сменя дня и ночи? И бурундучок с медведем уже не будут спорить, а будут заняты каждый своим делом. Что вам больше всего запомнилось и понравилось? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение с использованием математического материала с детьми старшего дошкольного возраста

Развлечение основано на методе соревнования двух команд. Можно использовать в качестве итогового занятия....

Использование лингвистических игр с детьми старшего дошкольного возраста

Чтобы ребенок  хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность, понимаемую как эмоциональное, положительное отношение к познанию, готовность к выбору содержания...

Методическая разработка с использованием технологии ИКТ для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные инструменты"

У детей с тяжелыми нарушениями речи возникают затруднения в восприятии музыкального материала; у них отмечается снижение музыкального слуха, сенсорного развития. Презентация, как дополнительный зрител...

План по самообразованию «Развитие связной речи с использованием технологии мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников с нарушением зрения является технология мнемотехники.Мнемотехника – это педагогическая технология в речев...

Сценарный план организации режимных моментов с использованием технологии «Телекейс» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Честное слово", студия "Экран", режиссер М. Новогрудская, 1978г.

В процессе организации режимных моментов дети знакомятся с основными героями и их поступками, обсуждая понятие честности и его важность в повседневной жизни. Использование технологии «Телекейс&r...