План по самообразованию «Развитие связной речи с использованием технологии мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников с нарушением зрения является технология мнемотехники.
Мнемотехника – это педагогическая технология в речевом развитии речи детей, система различных приёмов и методов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Данный материал вкючает в себя организацию профессионального развития педагога, а также плнанирование образовательной работы с детьми с ипользованием мнемотаблиц, мнемодорожек, а также план работы по взаимодействию с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 105
План по самообразованию
Тема: «Развитие связной речи с использованием технологии мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста
с нарушением зрения»
Составила:
Барнакова Г.В.
воспитатель старшей группы № 11
компенсирующей направленности
(с нарушением зрения)
Ангарск
2023- 2024 г.
Развитие связной речи с использованием технологии мнемотехника с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Актуальность
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро, в том числе, детей с нарушением зрения (Э. С. Аветисов, Л. А. Григорян, Л. И. Плаксина).
Исследования показали, что у детей с нарушением зрения не только нарушения звукопроизношения (М. Е. Хватцев, С. Л. Шапиро, А. Д. Шипило, С. В. Яхонтова), но и недоразвитие связной речи (Р. Е. Левина, В. К. Орфинская).
Для данной категории воспитанников характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, не соотнесенность использования слов с конкретными признаками и свойствами предметов, что влияет на связную речь. Это подтверждается экспериментальными исследованиями О. Л. Алексеевой, Л. С. Волковой, Т. П. Головиной, В. З. Денискиной.
Дети с нарушением зрения испытывают трудности при установлении предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.
В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в большинстве случаев в нарушении всех структурных компонентов языка.
Как же сформировать речь ребенка, имеющего зрительные нарушения, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как способствовать развитию связной речи?
Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.).
Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию. Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт.
Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников с нарушением зрения является технология мнемотехники.
Мнемотехника – это педагогическая технология в речевом развитии речи детей, система различных приёмов и методов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребёнок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Исследование литературных источников позволило сформулировать цель работы: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием. использование технологии мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи:
• повысить собственную педагогическую компетентность по данной проблеме – работа с методической литературой;
• познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей;
• подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года;
• обобщить опыт по теме самообразования (презентация на Совете педагогических работников ДОУ).
Предполагаемый результат:
• расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
• умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.
Этапы работы
Подготовительный
- Подбор методической литературы, поиск материалов по данной теме;
- Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»;
- Ознакомление родителей с целью и задачами работы
- Подбор и систематизация материала, направленная на развитие связной речи детей средствами мнемотехники.
Основной этап
- Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями (приложение 1);
- Создание картотеки мнемотаблиц;
- Разработка конспектов занятий, по развитию речи с использованием мнемотехники.
- Подготовка материала для повышения компетентности родителей по развитию связной речи у детей средствами мнемотехники.
Заключительный
- Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми;
- Работа с семьями воспитанников: совместное мероприятие с детьми «Слово в картинках»;
Приложение 1
Работа с детьми
Дата проведения | Образовательная деятельность | Задачи |
Сентябрь | Составление рассказов по предложенным алгоритмам-схемам: «Расскажи о себе» Дидактические игры с предлогами. | Обогащение словаря, развитие памяти, связной речи. Познакомить детей с карточками – схемами предлогов (на, над). Учить графически, составлять схему предложения с предлогом. |
Октябрь | Составление рассказа «Осень», «Дары осени»; Дидактическая игра «Расскажи о времени года» (мнемотаблицы). Д/игра «Загадки и отгадки» (мебель). | Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений с использованием мнемотаблиц. Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку. |
Ноябрь | Составление описательного рассказа на тему: «Семья» Использование мнемотаблиц для рассказывания сказок. | Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Семья» с опорой на мнемотаблицу. Учить детей рассказывать сказку «Лиса и журавль». |
Декабрь | Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». Составление описательного рассказа «Пришла зима» | Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование зимней природой |
Январь | Составление описательного рассказа на тему: «Игрушки» | Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Игрушки» с опорой на схему. |
Февраль | Составление описательного рассказа на тему: «Транспорт» Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворения «Наша Армия». | Формировать умение составлять описательный рассказ, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы). Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение. |
Март | Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». А.Горбунов Заучивание стихотворение «Щур», «Дождь». | Обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления. Познакомить детей с произведением иркутского автора. Способствовать запоминанию текста с опорой на мнемотаблицу, активизировать знания о зимующих птицах Прибайкалья. |
Апрель | Составление описательного рассказа на тему: «Деревья» Пересказ рассказа Н.Носова «Живая шляпа» опорой на схему
| Продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее. Продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ «Живая шляпа», опираясь на мнемотаблицу. |
Май | Заучивание наизусть стихотворение С.Маршака «Мяч» | Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Учить выразительно, читать наизусть стихотворение без опоры на наглядность. |
Сотрудничество с семьями воспитанников.
Тема и форма проведения мероприятия | Срок проведения |
Папка-передвижка «Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни». | Сентябрь |
Семинар-практикум с родителями «Путешествие в страну Мнемотехника» | Ноябрь |
Индивидуальные консультации и беседы с родителями на тему: «Рассказываем сказки с помощью мнемотаблиц». | На протяжении учебного года |
Буклет для родителей «Что такое мнемотехника» | Февраль |
Совместное занятие с родителями и детьми «В стране Мнемотехника» | Апрель |
Использование литературы, интернет-источников
1.Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
2.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
3.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г.
4.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда
5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
Интернет-ресурсы:
- http://festival.1september.ru/articles/516638/
- http://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/ispol-zovanie-priemov mnemotehniki-v-nachal-noy-shkole-702737
- http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-i-prezentacija-na-temu-mnemotehnika-odin-iz-yefektivnyh-metodov-i-priemov-v-rechevom-razviti-detei.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи, закрепление лексических понятий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий.
Авторские ИКТ технологии. Развитие речи....
План по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" средняя группа
план по самообразованию для средней группы на тему "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»...
Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц
Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми. Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;-развивать монологическую форму речи;- учить связно, последовательно и выразит...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
laquo;Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»...