Использование лингвистических игр с детьми старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Чтобы ребенок  хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность, понимаемую как эмоциональное, положительное отношение к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремление к самостоятельному поиску решений познавательных задач, проявление инициативы, любознательности, коммуникативности и в этом неоценимую роль играют словесные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование лингвистических игр с детьми старшего дошкольного возраста

На протяжении многих лет работая логопедом в дошкольном учреждении мною , накоплен определенный опыт работы со словесными играми, которым мне хочется поделиться с коллегами. Много кроссвордов, ребусов придумано совместно с детьми и их родителями, что способствует сближению детей и родителей, расширению кругозора, повышению речевой культуры и успешной подготовки детей к школе. 

Чтобы ребенок  хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность, понимаемую как эмоциональное, положительное отношение к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремление к самостоятельному поиску решений познавательных задач, проявление инициативы, любознательности, коммуникативности и в этом неоценимую роль играют словесные игры. 

Подготовка  к школе - не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удолетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребёнком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием  его личного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи. 

Загадки, считалки, скороговорки,  ребусы, грамматические примеры, анаграммы, кроссворды , магические квадраты, стихи, перевёртыши и другие занимательные игры со словами,  помогают  раскрыть перед ребёнком сложный и многообразный мир русского языка, научить детей любить родную речь, помогают  существенно расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение, развить у детей умение красиво, образно выражать свои мысли. Словесные игры помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, становятся  прекрасными упражнениями в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. 

По мере овладения детьми навыками письменной речи решаем кроссворды по знакомой им тематике. Выполнение занимательных письменных заданий способствует быстрому различению похожих по написанию слов и букв, закреплению четких глазодвигательных и речедвигательных операций, устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти на слова, а также тренировке вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функций чтения.  Систематические занятия со словесными играми, помогают ввести детей в увлекательный мир русского языка, где они в состоянии сделать удивительные открытия, которые смогут стать факторами их интереса к школьной учёбе, что само по себе немаловажно. 

Сложность предлагаемых ребёнку словесных игр, стараюсь  варьировать  таким образом, чтобы ребёнок, с одной стороны, - смог успешно с ними справиться и порадоваться достигнутому им самим результату и, с другой,- всё же достигал этого результата с некоторым усилием сосредоточенности и внимания. 

Проблема, владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов, об этом говорит тот факт, с каким энтузиазмом включаются  родители в процесс игр со словами, с какой гордостью дети рассказывают о своих достижениях. 

Систематические занятия со словесными играми проходят у нас  в тесном сотрудничестве с родителями. Со словесными играми знакомлю родителей через информационные стенды, индивидуальные беседы, открытые занятия. Словесные игры с успехом использую на родительских собраниях, которые проходят в форме КВН, круглых столов, тренингов, семинаров. Родители с удовольствием включаются в игровой процесс и получают массу положительных эмоций, знаний, узнают новые словесные игры, в которые можно играть с ребёнком по дороге домой, в транспорте, дома. Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители  вступают с ним в определённый творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений. 

С нескрываемой гордостью могу сказать, что наши  выпускники  с удовольствием и успешно учатся в школе,  участвуют в различных конкурсах, занимают призовые места. 

Предлагаю вашему вниманию часть словесных  игр, ребусов, 
кроссвордов, которые использую в своей работе с детьми. 

Игра – задание «Назови лишнее слово»

Задание заключается в том, чтобы на слух отличать заданное слово от тех, что на него похожи. 
Например, ведущим выбрано слово  «гора», но в повторе цепочка слов будет выглядеть следующим образом: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. 
Вот еще несколько вариантов подобных заданий: 
1.Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос. 
2.Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза. 

Игра – задание «Найди слово - невидимку»

Ведущий рассказывает, что, оказывается, в некоторых словах русского языка спрятались еще и другие слова- невидимки. Пусть ребята попытаются их найти. Ведущий называет слова, в которых, как он утверждает, и запрятаны слова – невидимки. 
Например слова: хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка. 

Викторина «Цветы»

Ведущий задает детям вопросы про цветы. 
Назовите имя царицы всех цветов. (Роза) 
Как называется искусство составления букетов? (Икебана). 
Какая страна считается родиной тюльпанов? (Голландия). 
 По лепесткам, какого цветка принято гадать «любит, не любит»? (Ромашка). 
Как называется напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы? (Нектар). 
В какой сказке  писателя Маршака в декабре зацветают подснежники? (Двенадцать месяцев). 
Если коснуться этого цветка, то кажется, что он может  зазвенеть. (Колокольчик). 
Кувшинчики и блюдца, не тонут и не бьются. (Кувшинки, лилии). 
Белые дорожки на зеленой ножке. (Ландыш). 
Какой цветок принято называть « последней улыбкой осени», а в переводе на русский язык его название означает» звезда»? (Астра). 
В каком балете композитора Чайковского звучит «Вальс цветов»? («Спящая красавица») 
Тот игрок, который дал наибольшее количество верных ответов, получает звание Знатока Цветочных наук. 

            Игра на внимание «Качества предметов»

В ходе этой игры ребенок вспоминает, сравнивает и обобщает свойства разных знакомых ему предметов. Одновременно происходит закрепление таких понятий, как высота, ширина, длина, и классификация предметов по форме, размеру, и цвету. 

 Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом ведущим становится ребенок. Вот примеры вопросов: 
-Что бывает высоким? 
Ответы - столб, человек, дом. Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что, что выше - дерево или дом; человек или столб. 
-Что бывает длинным? 
-Что бывает коротким? 
-Что бывает широким? 
-Что бывает узким? 
-Что бывает круглым? 
-Что бывает квадратным? 
-Что бывает пушистым? 
- Что бывает холодным? 
-Что бывает острым? 

-Что бывает белым? 
-Что бывает черным? 

       

Логическое упражнение « Самое важное»

Ведущий называет разные слова, обозначающие какой - либо предмет, и просят объяснить важность данного предмета для других понятий. Какое явление или событие не может обойтись без него? 
Например  дается слово « вода». Чего не может быть без воды? Ребенок дает ответы- реки, водопровода, чая, нельзя умыться и стирать. Уткам нельзя плавать и т.д. 
Потом можно предложить ряд других предметов – пусть ребенок вспомнит, для чего или кого они самые главные. Например, карандаш, стекло, кирпич, дерево. 

Игра В.И.Даля «Кузовок»

Эта старинная игра. Все играющие садятся за стол, ставят на него корзиночку и ведущий сначала объявляет: 
-Эй, веселая детвора, все пожалуйста сюда. Гляньте все на кузовок. Он содержит все на  «- ок». Положи вещь на «-ок» и передай соседу кузовок. 
Потом ведущий говорит своему соседу по столу, передавая ему корзину: «Вот тебе кузовок, клади в него все слова, какие оканчиваются на «- ок», обмолвишься - отдашь залог». 

Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют слова, оканчивающиеся на «- ок» « Я положу в кузовок клубок», «А я платок», «Я сахарок», «А я  – замок». Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзину залог-платок, карандаш, значок и так далее. По окончании игры корзину накрывают чем – нибудь и  кто-то  один достает залог за залогом со словами: «Чей залог вынется, что тому делать?» Каждому назначают выкуп - попрыгать по комнате, песенку спеть, рассказать стишок. 

            Игра - задание «Найди в слове число»

Ведущий называет слова, в составе которых есть имя числительное. Задача детей - услышать и назвать его. 
Например, стол, простой, трибуна, сторож,  сорока, подвал, господин, стоянка, одиночество, семья, трио. 

             Конкурс «Урожай собирай»

Это простейший конкурс заключается в том, чтобы собрать как можно наибольший « урожай» слов на определенный звук, названный ведущим. 
Одно условие – все предметы должны находиться в комнате, где проходит игра, в том числе можно называть предметы одежды, надетой на игроках. 
Слова называются поочередно. Тот, кто затрудняется с ответом, выбывает из игры. Победитель - тот, кто продержится дольше остальных. 

            Игра «Весь рассказ на одну букву»

Игра развивает творческое воображение, память, обогащает словарный запас. 

Начинать сочинительство можно, тренируясь в малых формах. 
Например, Толя топает топ-топ. 
Утка учит утят. 
Лошадь любит лакомство. 
Дуне досталась долька дыни. 
За тем переходить  к связному рассказу. Самой распространенной  «стартовой буквой» считается буква  «п» 

ИГРА «Найди ель»

Ведущий предлагает детям вспомнить слова, в окончании которых есть слово  ель. Победителем становится тот, кто назовет больше слов. 

Игра-упражнение «Тренинг слуховой памяти» 
Ведущий читает вслух подборки слов, а ребенок должен повторить их в том же порядке. 
1.Дом, дерево, солнце, ветер, небо. 
2. Мама, брат, сестра, дядя, тетя. 
3. Май, лето, среда, весна, сентябрь. 
4. Луна, звезды, солнце, воздух, облака. 
5.Море, река, озеро, пруд, болото. 
6.Диван, стул, кресло, стол, кровать, шкаф, ковер. 

          Игра – задание «Угадай пословицу по ее перевертышу»

Эта игра требует предварительной работы по ознакомлению детей с различными пословицами и поговорками. 

В русском языке существует много распространенных пословиц и поговорок, например, «Книгу прочитал - умнее стал». Или «Маленький да удаленький». 

Необходимо узнать пословицу по ее «перевертышу», то есть, в том варианте, когда каждое ее слово заменено противоположным по значению. Например: 
1.        «Поленишься – зверей обидишь». Правильный народный вариант — «Поспешишь - людей  насмешишь». 
2.         «Начал безделье - сиди дома робко». Правильный народный вариант - «Кончил дело – гуляй смело». 
3.         «С ленью утопишь мясо в реке». Правильный народный вариант - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». 
4.         «Ненавидишь стоять, ненавидь коньки держать. Правильный народный вариант –«Любишь кататься, люби саночки возить». 
5.         «Перед одним волком убегать станешь – всех двух догонишь». Правильный народный вариант - «За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь». 
6.         « Ворону сказками пичкают». Правильный народный вариант –  «Соловья баснями не кормят». 

7.         «С зайцами умирать – не по- заячьи хихикать». Правильный народный вариант- «С волками жить – по- волчьи выть». 
8.        « От смелости носы  малы». Правильный народный вариант- «У страха глаза велики». 
9.         «Весела ночь до утра, если бездельничать всем». Правильный народный вариант -   «Скучен день до вечера, коли делать нечего» 
10.         «Под луной холодно, от папы зло». Правильный народный вариант- 
«При солнышке тепло, при матушке добро». 

Игра  Перепутанные названия

Дети отгадывают сказки, названия которых перепутала Баба Яга. 
          -  «Суп из метелки»; 
          -  «Царевна – пчела»; 
          -  «Мальчик – великан»; 
          -  «Гадкий котенок»; 
          -  «Домик-домок» 
          -   «Редиска»; 
          -   «Волк и семеро поросят»; 
          -   «Три волчонка»; 
          -   «Лягушка – домоседка»; 
          -   «Солнечная королева»; 
          -   « Комарище»; 
          -   «Иванушка – умник»; 
          -   «Подаренная луна»; 
          -   «Шар, трубочка и ботинок»; 
          -    «По карасьему приказу»; 
          -    «Зеленые усы»; 
          -    «Иван-царевич и зеленый крокодил». 
Можно выбрать одну из сказок и рассказать ее в новом варианте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение с использованием математического материала с детьми старшего дошкольного возраста

Развлечение основано на методе соревнования двух команд. Можно использовать в качестве итогового занятия....

Использование проектного метода с детьми старшего дошкольного возраста на экскурсионных прогулках по городу

Использование проектного метода с детьми старшего дошкольного возраста на экскурсионных прогулках по городу...

Использование кинезиологической гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических п...

Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционных техник в аппликации

Презентация о нетрадиционных видах аппликации с детьми старшего дошкольного возраста. Особое место отводится такому виду, как квиллинг. Выделена пошаговая техника, виды модулей и др....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие"

Занятие направлено на ознакомление  детей с лекарственными растениями, которые способствуют  укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....

СООБЩЕНИЕ из опыта работы на тему: « Использование кругов Луллия с детьми старшего дошкольного возраста»

Целью моей работы стал поиск новых инновационных технологий в работе с детьми. Учитывая приоритетное  направление нашего детского сада   мы задумались над тем, как обогат...