"Секреты воздуха"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Бондаренко  Татьяна Александровна

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_vozduha.docx93.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39муниципального образования Тимашевский район.                            

«Секреты воздуха»

Старшая группа.

Воспитатель: Бондаренко Т.А.

Picture background

2024

 «Секреты воздуха»

Образовательная область «Познание» раздел «Экология» непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

 Воспитатель: Бондаренко Т.А.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.

Задачи:

Образовательная:

- учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас;

- обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;                                                                                                          - продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

- формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

Развивающая:                                                                                                        - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- развивать умение детей решать проблемные задачи;

- формировать умение мыслить логически;

- развивать любознательность, наблюдательность, память, речь;

Воспитательная:

- воспитывать положительное, бережное отношение к окружающему миру;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать умение проявлять терпимость к мнению товарища;

- воспитывать аккуратность при проведение опытов.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Художественная литература», «Труд», «Здоровье».

Словарная работа: Воздух – невидимка, лаборатория, грудная клетка, смолистый запах.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, беседа «Можно жить без воздуха?», просмотр презентации «Воздух».

Материал: Посылка, два воздушных шарика, коктейльные трубочки, одноразовые стаканчики с водой, тазик с водой, свеча, блюдце, полиэтиленовые пакетики, пустой стакан, губка, бумажные салфетки, презентация, карточки «Что загрязняет воздух», лабораторные шапочки.

                                                         Ход

Дети под музыку «Ищу в природе красоту» заходят в группу и занимают свои места.

СЛАЙД 2                                                                                                         Воспитатель: Ребята, вы слышите чей-то голос? Прислушайтесь внимательно.

Раздается голос Земли:

- Я планета Земля, сейчас я очень больна.

И в этом поверьте лишь людей вина.

Дам шанс вам вину за всех искупить.

За это вы должны заботой меня окружить.

Отправлю вам посылку с заданием внутри,

Разгадайте мою загадку и узнайте мои секреты.

Буду я опять здоровой и счастливой

Скажу вам спасибо за это!

Удачи вам мои юные экологи.

Воспитатель: Ребята, смотрите! Вот посылка, о которой говорила нам планета Земля. (Ставит ее на стол. Открыв посылку достает письмо, зачитывает загадку для детей)

СЛАЙД 3

Воспитатель: Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: (Воздух)        

СЛАЙД 4

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воздухе?

Дети: Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас. 

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной. 

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стёкла

И лежит на них каймой. 

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Ведь воздух всем необходим. 

Воспитатель: Давайте посмотрим, что Земля нам еще отправила. (Воспитатель из посылке достает два воздушных шарика : один – большой, надутый, а второй - сдутый).

Беседа о свойствах воздуха с дыхательными упражнениями.

1. Ребята, посмотрите один шарик такой веселый, довольный, толстый, большой, а второй – такой грустный, худенький, маленький, как вы думаете почему они такие разные?

Дети: (В грустном шарике мало воздуха, он сдулся и т. д.)

Воспитатель: А что же нужно сделать, чтобы шарик стал круглым, упругим (воспитатель показывает первый шарик) вот таким!

Дети: (Посильнее надуть его)

Воспитатель: Если мы будем надувать шарик, что будет появляться у него внутри?

Дети: (Воздух)

2. Ребята, а давайте поднесём ладошку ко рту попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Что вы почувствовали?

Дети: (Воздух, движение воздуха.)

Воспитатель: Правильно, значит воздух имеет свойство перемещаться двигаться, а какой воздух?

Дети: (Тёплый.)

3. А теперь отодвиньте ладошку подальше, наберите в грудную клетку воздух через нос, а теперь выдохните на ладошку. Что вы почувствовали?

Дети: (Струю воздуха.)

Воспитатель: А какая струя воздуха?

Дети: (Холодная, прохладная.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете где же есть воздух, где он находится?

Дети: (Везде, вокруг нас и т. д.)

Игра-эксперимент «Поймай воздух»

А давайте сейчас это докажем и немного поиграем. Возьмем маленькие прозрачные пакетики. Какие они сейчас?

Дети: (Гладкие, худенькие, ровные и т. д.)

Воспитатель: А теперь надо встать, раскрыть пакетик и сделать движение вверх-вниз, вправо-влево и зажать края кулечка. (Дети выполняют.)

Воспитатель: Что с ним произошло? Что лежит внутри мешочка?

Дети: (Он стал толстым, выпуклым, полным, потому что в нем появился воздух.)

Задания в лаборатории.

Воспитатель: А теперь ребята я вам предлагаю пройти в нашу лабораторию, но для начала надо надеть экипировку, чтобы быть похожими на настоящих ученых, исследователей. (Дети надевают белые шапочки и проходят в имитированную лабораторию).

1. Воздух в стакане.

Что воздух есть вокруг нас мы доказали, теперь докажем что воздух есть в этом стакане. (Перевернутый вверх дном стакан дети опускают в тазик с водой).

2. Воздух у нас в грудной клетке. (Дети с помощью трубочки пускают пузыри каждый в своем стакане).

3. Воздух в губке. (Поочередно опускаем губки в тазик с водой).

Воспитатель: Ребята, что мы доказали с помощью этих опытов?

Дети: Что воздух есть вокруг нас и во всех предметах.

Воспитатель: Давайте сейчас займем свои места. Ребята так если воздух находится вокруг нас, почему мы сейчас друг друга видим?

Дети: (Потому что воздух бесцветный, прозрачный.)

Воспитатель: Молодцы, правильно! Ребята, а как вы думаете воздух имеет запах и вкус?

Дети: (Да или нет.)

Воспитатель: Дети давайте носиком вдохнем воздух, а ротиком его выдохнем. Какой запах имеет воздух?

Дети: (Никакого, у воздуха нет запаха….)

Воспитатель: А теперь попробуем «откусить» кусочек воздуха. Какой он на вкус?

Дети: (Воздух безвкусный….)

Воспитатель: Ребята, какие вы можете сделать выводы о воздухе? Какие у него свойства?

СЛАЙД 5

Дети: (Он теплый и холодный, воздух есть везде, он двигается, он прозрачный и не имеет цвета, не имеет запаха и вкуса….)

СЛАЙД 6

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и отправиться в лес, подышать свежим воздухом.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете воздух нам очень нужен?

Дети: (Да.)

Воспитатель: А зачем?

Дети: (Дышать).

Воспитатель: Ребята попробуйте задержать дыхание, закройте носик руками. Да, ребята, нам жить без воздуха, нельзя! А кому ещё нужен воздух?

Дети: (Животным, растениям.)

СЛАЙД 7-11

Воспитатель: Правильно, всем живым на земле нужен воздух! У воздуха есть ещё одно свойство, от которого может зависеть наше с вами здоровье, и здоровье нашей планеты Земли.

Воздух может загрязняться. Как загрязняется воздух я вам сейчас покажу.      Показ опыта педагогом.                                                                                     Опыт со свечой. Воспитатель показывает детям блюдце, закопчённое от свечи, предлагает потрогать блюдце пальцем.

Какой стал палец?

Дети: (Грязный, чёрный….)

Воспитатель: Вот такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом и в наши лёгкие, которыми мы дышим. Вытирайте ручки, грязные салфеточки складывайте в контейнер.

Дидактическая игра «Что мешает воздуху быть чистым?»

Вот на этом столе лежат карточки. Давайте вы подойдете к столу и возьмете ту карточку, на которой изображено то, что загрязняет воздух?

А затем сравним с картинками на экране.

(Дети выполняют задание)

СЛАЙД 12

Ребята, как же загрязняется воздух? Виноваты ли люди в загрязнение воздуха?

СЛАЙД 13

Дети: (Да люди виноваты. Воздух загрязняют заводы, автомобили, пожары, костры и т. д.)

Воспитатель: Ребята, что вы можете предложить, чтобы вылечить нашу планету Земля и отчистить наш воздух?

Дети: (Сажать деревья, не разводить костры, др.)

СЛАЙД 14

Воспитатель: Правильно ребята. Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники. А когда вы вырастите, можете придумать такие устройства, очистители труб и машин, тогда воздух совсем не будет загрязняться. Чтобы воздух стал как можно чище, свежее и нам легко было бы дышать.

В заключении  ребенок зачитывает стихотворение, призывающее беречь Землю.

СЛАЙД 15

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите! 

Земля: Ребята, какие вы все молодцы. Я не сомневалась в том, что вы поможете мне дышать свежим воздухом. Поэтому я и оставила в посылке для вас сладкие подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе "Домовенок Кузя и секреты воздуха"

Цели:Познание- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также ...

Конспект НОД "Секреты воздуха."ФГОС ДО старшая группа

Познавательно-опытническая деятельность педагога и детей по выявлению свойств воздуха....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО «Секреты воздуха».

Тема: Секреты воздухаЦель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Конспект НОД в средней группе "Секреты воздуха"

Цель данной работы - развитие познавательных способностей детей средней группы в процессе экспериментирования с водухом. ...

"Секреты воздуха"

Экспериментирование всегда очень интересно детям....

Секреты воздуха.

Опытно экспериментальная деятельность в средней группе....

Непосредственно-образовательная деятельность " Секреты воздуха"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на развитие познавательной активности, интеллектуально – творческогопотенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательск...