Секреты воздуха.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Рассадина Ольга Михайловна

Опытно экспериментальная деятельность в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Секреты воздуха19.56 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_sekrety_vozduha.ppt2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Педагог: Рассадина Ольга Михайловна

Группа средняя.

Тема: «Секреты воздуха»

Тип занятия: Занятие-эксперимент.

Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования и формирование знаний о воздухе.

Задачи: 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов с опорой на разные органы чувств.

Развивать умение замечать скрытые свойства предметов, устанавливать связи между качествами объекта и его назначением.

Проявлять познавательную инициативу.

Образовательная область «Речевое развитие»

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослым.

Поддерживать стремление детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов и выполнении обследовательских действий.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и сопереживание.

Интеграция образовательных областей: Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)

Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, колонки.

Материал: письмо с диском, пакеты, 2 таза с водой, воздушные шары, бумажные салфетки, кораблики, мыльные пузыри на каждого ребенка, стаканы с водой и соломинками на каждого ребенка, клеенка, салфетки для рук, набор предметов: резиновые и пластмассовые игрушки, воздушный шар, мяч, камень, кирпич, металлические предметы.

Предварительная работа: 

Знакомство детьми. Беседы с детьми о лаборатории. Загадывание загадок. Совместная деятельность «Травянчик».

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Цель: активизировать внимание детей.

1 часть – вводная:

Создание образовательной ситуации

Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, когда я шла к вам в гости по дороге я встретила почтальона, он попросил меня передать письмо для ребят средней группы. Вы ребята средней группы? От кого оно может быть? А давайте посмотрим, что же в конверте. (Достают диск).

Воспитатель: Ребята, да это видео письмо. Давайте узнаем, что же там, садитесь поудобнее и внимание на экран. (Воспитатель включаем диск).

Дети встают в круг. Выполняют действия согласно тексту.

Привлечение внимания детей. Как правило, большинство детей сразу заинтересовываются происходящим. Высказывают суждения.

 Дети садятся в полукруг.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Фиксики: Здравствуйте, ребята. Мы обращаемся к вам из нашей лаборатории. У нас возникли некоторые проблемы, и мы хотим, чтобы вы нам помогли. Но, сначала отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Фиксики: Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха? Нам очень бы хотелось узнать об этом и рассказать всем.

Может вы нам поможите?

Воспитатель: поможем ребята?

Привлечение детей к экрану.

Дети отгадывают загадку высказывают свое мнение.

Дети смотрят на экран.

Дети рассуждают, высказывают свое мнение.

Дети отвечают

Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования и формирование знаний о воздухе.

2 часть – основная

Сегодня я вас приглашаю лабораторию, где можно открывать секреты воздуха и доказать, что воздух есть.

Я хочу раскрыть вам одну тайну. Оказывается, у воздуха есть свои секреты.

Ребята посмотрите направо, налево, вверх, вниз.

Вы видите воздух? Так может его и нет?

Какой же воздух?

Правильно, ребята, мы знаем, что воздух везде вокруг нас.

Воспитатель: Первый секрет воздуха – он не имеет цвета. Он-бесцветный. Повторите: воздух бесцветный. Увидеть воздух нельзя. Его можно почувствовать, ощутить. А что бы убедится в этом я предлагаю подойти к столу и взять пакет.

Опыт с полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет.

Что в нём лежит?

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.

Как вы думаете, что внутри пакета?

Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

Воспитатель: посмотрите мы поймали воздух в пакет, его не видно, но можно потрогать. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Ребята, положите пакеты на стол, посмотрите на экран.

Фиксики: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно! Еще один секрет воздуха, воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Воспитатель: Значит, если внутри предмета воздух, то он будет плавать.

Ребята, помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Объединитесь в пары и подойдите у столу. Положите в контейнер только те предметы в которых спрятался воздух.

Дидактическая игра «Где спрятался воздух»

Воспитатель: Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду!

Ребята теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать, потому что воздух легче воды.

Дети, о каком секрете мы сейчас ещё узнали?

Фиксики: Теперь мы знаем, что внутри предметов где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно внутри человека воздух есть?

В: Как вы думаете ребята? Давайте проверим.

Опыт с трубочкой, опущенной в стакан с водой.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и трубочкой. Подуйте в трубочку.

Что происходит?

Воспитатель: Вот видите! Вы узнали еще секрет воздуха, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

А какие пузырьки можно ещё пускать?

Воспитатель: Давайте попускать мыльные пузыри. Берите их и вставайте в круг.

Физкультминутка «Мыльные пузыри» (под музыку) 

Воспитатель: Ребята как вы думайте, что находится внутри мыльных пузырей? Воспитатель: Оказывается, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Фиксики: Понятно! Вы выдыхаете воздух.

Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Фиксикам, как дышат наши носики. Присаживайтесь за столы.

Опыт с салфеткой.

Воспитатель: возьмите салфетку и поднесите её к носу. Что происходит с салфеткой?

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится. Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Еще секрет воздуха нами раскрыт, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра «Кораблики»

Воспитатель: Дети, возьмите кораблики и опустите их в воду.

Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Фиксики: Мы поняли если воздух движется получается ветер.

Опыт «Не дышу»

Воспитатель: Без воздуха мы не можем прожить даже одной минуты! Давайте сделаем вдох и задержим дыхание.

Как вы думаете, можем ли мы долго находиться без воздуха?

Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха - без дыхания невозможна жизнь.

А кому ещё необходим воздух?

Фиксики: Мы поняли без воздуха невозможно прожить.

Воспитатель: Как красиво, подул лёгкий ветерок и мы немножко отдохнем. Ложитесь на коврик, закрывайте глаза. (включаем мелодичную музыку)

Релаксация

Представьте, что мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

Дети отвечают.

Дети рассуждают, высказывают свои предположения.

Дети повторяют «бесцветный»

Дети подходят к столу и берут пакет, складывают его.

Отвечают на вопросы.

Дети экспериментируют с пакетом и воздухом.

Дети отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопросы.

Дети убирают пакеты, и смотрят на экран.

Дети объединяются в пары и отбирают игрушки. Проводят опыт и высказывают свои предположения.

Дети проводят эксперимент.

Привлечение детей на экран.

Ответы детей (воздух легче воды)

Дети садятся за стол и берут стаканчик с водой и опускают трубочку.

Проводят эксперимент.

Ответы детей.

Дети отвечают(мыльные)

Дети берут мыльные пузыри и становятся в круг.

Ответы детей

Дети пускают мыльные пузыри

Ответ детей

Дети садятся за столы и проводят эксперимент с салфеткой.

Дети отвечают

Дети берут кораблики и встают вокруг стола. Играют с корабликами.

Дети смотрят на экран.

Дети делают вдох и задерживают дыхание.

Дети делают вывод, что мы не можем обойтись без воздуха.

Дети отвечают

Дети ложатся на ковёр и слушают мелодичную музыку.

Цель: обобщение и уточнение полученных знаний

3 часть – заключительная

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Сегодня мы играли с воздухом и разгадали его секреты. Как много мы сегодня узнали о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.

Что воздух легче воды.

Что воздух есть внутри людей.

Ветер – это движение воздуха.

Без воздуха ничто живое не может жить.

Воспитатель: Что интересного вы узнали сегодня в лаборатории?

Воспитатель: 

Воспитатель: А дома узнайте, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо.

Ответы детей

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в другую непосредственно-образовательную деятельность

Фиксики: Ребята, мы вам отправили подарок.

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные шары!

Дети играют с воздушными шарами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Добро пожаловать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе "Домовенок Кузя и секреты воздуха"

Цели:Познание- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также ...

Конспект НОД "Секреты воздуха."ФГОС ДО старшая группа

Познавательно-опытническая деятельность педагога и детей по выявлению свойств воздуха....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО «Секреты воздуха».

Тема: Секреты воздухаЦель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Конспект НОД в средней группе "Секреты воздуха"

Цель данной работы - развитие познавательных способностей детей средней группы в процессе экспериментирования с водухом. ...

"Секреты воздуха"

Экспериментирование всегда очень интересно детям....

Непосредственно-образовательная деятельность " Секреты воздуха"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на развитие познавательной активности, интеллектуально – творческогопотенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательск...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Секреты воздуха»

Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развити...