Технологическая карта Мастер-класс c детьми и родителями «Однажды зимой…»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Мастер-класс c детьми и родителями «Однажды зимой…»
Экспериментирование.
1. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в образовательном учреждении.
2. Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
3. Демонстрация родителям:
- развивающих возможностей экспериментальной деятельности для развития познавательной активности ребенка, восприятия, внимания, мышления детей.
- эффективность использования приемов мнемотехники (мнемотаблиц) для развития связной речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_master-klass_._odnazhdy_zimoy.docx | 312.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт-Петербурга
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Мастер-класс c детьми и родителями «Однажды зимой…»
Подготовительная группа
Воспитатель: высшей квалификационной категории
Харлашева Ирина Юрьевна
Санкт-Петербург
2024 год
Технологическая карта
Мастер-класс c детьми и родителями «Однажды зимой…»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
В.А. Сухомлинский
Тема: Детское экспериментирование
Форма организации: групповая (родители с детьми).
Цель: Развитие ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательного, дающего возможность активно действовать и экспериментировать образовательного процесса совместного с педагогами и родителями.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Расширить представление детей о воде: агрегатное состояние лед.
2. Познакомить детей: со свойствами льда: холодный, гладкий, прозрачный, твердый, в воде плавает, в теплой воде тает быстрее;
Развивающие задачи:
1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
2. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование снега и льда с опорой на разные органы чувств (зрение, осязание).
3. Формировать умения детей наблюдать, делать выводы и умозаключения.
4. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тает и превращается в воду.
5. Учить составлять с помощью взрослого и мнемотехники небольшой рассказ «Лед. Какой он?»
4. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать желание взаимодействовать в процессе исследовательской деятельности со взрослыми (родителями и педагогами) и сверстниками.
2. Воспитывать у детей желание прийти на помощь (Помочь незнайке).
3 . Воспитывать аккуратность в процессе экспериментирования.
Задачи работы с родителями
1. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в образовательном учреждении.
2. Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
3. Демонстрация родителям:
- развивающих возможностей экспериментальной деятельности для развития познавательной активности ребенка, восприятия, внимания, мышления детей.
- эффективность использования приемов мнемотехники (мнемотаблиц) для развития связной речи ребенка.
Ожидаемый результат:
Дети:
1. Систематизирование представления о состояниях воды, физическими свойствами льда
2. Развитие у детей познавательной активности, через знакомство с техникой проведения опытов со льдом;
3. Развитие наблюдательности, способности сравнивать, сопоставлять, умеют делать выводы и заключения.
4 Развитие любознательности, инициативности, мышления и речи детей.
5 Формирование навыки сотрудничества и взаимодействия со взрослым.
Родители:
Повышен уровень знаний и умений у родителей в организации опытов и экспериментов с детьми.
Родители убедились в эффективности использования приемов мнемотехники (мнемотаблиц) для развития связной речи ребенка, получили опыт составления мнемотаблиц.
Материалы и оборудование: Презентация в программе PowerPoint, компьютер, материалы для экспериментирования: кусочки льда, игрушка, замороженная в стакане со льдом, ледяной кораблик, емкость с водой, высокий стакан для воды, бутылочки с водой и с растительным маслом, баночка с солью, краски, кисточки, мыльные пузыри, костюм Незнайки.
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Деятельность родителей | Планируемый результат | |
1. | Вводная часть для родителей. | Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады новой встрече с вами в нашем детско-родительском клубе «Навстречу друг другу». Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Поэтому зимой мы можем не только любоваться совершенством зимы, но и использовать её особенности для познания свойств снега и льда. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Η. Η. Подьяков выделил особый тип мышления ребенка- детское экспериментирование, которое представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлено оно на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. В процессе экспериментирования дошкольник получает новую, часто неожиданную для него информацию, что способствует изменению самих действий и представлений ребенка об объекте. Опыты для них похожи на фокусы. Но фокусы остаются для ребёнка загадкой, а все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Предлагаем Вам совместно с ребёнком исследовать свойства воды практическим путём. | Родители сидят в зале. | Родители ознакомлены с темой мастер-класса. Готовность родителей к совместной деятельности и общению с ребенком и друг другом |
2. | Вводная часть для детей | Дети входят в группу и останавливаются около воспитателя перед экраном Игра: Загадки-отгадки»
И украсила окошки, Радость деткам подарила: Всех на санках прокатила. (Зима) Воспитатель: Какая прекрасная пора - зима! Русская зима может похвастаться не только своими холодами, но и своей сказочной красотой. Поэты, писатели, художники воспевали в своих творениях суровую красоту нашей земли (Просмотр слайдов «Зима в картинах русских художников»). 2. Загадка: Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз) Воспитатель: Ребята , а хотите посмотреть, какие картины рисует Мороз-художник на окнах? (Просмотр видеоролика «Морозные узоры» под сопровождение стихотворения. https://yandex.ru/video/preview/12030363887564396874) Невидимкой, осторожно он является ко мне, И рисует, как художник, он узоры на окне. Это - клен, а это - ива, вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво белой краскою одной. (Мороз.) Дети читают стихи с движением «Мороз-художник». (А. Мельников) Художник картину всю ночь рисовал, Трудился на совесть, покоя не знал. И вот на окошках уже забелели Высокие сосны, пушистые ели. Потом мы увидели там небосвод, Где звезды веселый вели хоровод, Снежинки порхали одна за другой - Так окна мороз разукрасил зимой. 3. Загадка: Мост как синее стекло: Скользко, весело, светло. (Лед.) Воспитатель: Ребята, а где зимой на улице можно увидеть лед? (на реке, на озере…). Давайте посмотрим репродукции картин художников о том, как красиво зимой у водоемов. (Просмотр слайдов) 4. Загадка: Растет она вниз головою Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет- Заплачет она и умрет.( Сосулька) | В случае затруднений родители оказывают помощь детям. | Создание позитивной психологической атмосферы. Настроенность детей и родителей на познавательную деятельность |
3. | Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | Звучит песня Е. Крылатова, Ю. Энтина «Кабы не было зимы». Раздается стук в дверь. Входит Незнайка. Незнайка: «Здравствуйте, дети! Дети: Здравствуй, Незнайка. Мы рады тебя видеть. Незнайка: Ребята, я пришел к вам за помощью. Недавно я прочитал сказку «Заюшкина избушка». Мне стало интересно, почему растаял ледяной домик Лисы? Пожалуйста, объясните мне. Воспитатель: Незнайка, ты действительно очень любознательный. Для этого нам надо пройти в нашу лабораторию. Давайте мы пойдем вместе с нашими гостями. (Родители подходят к детям) | Родители наблюдают, как использовать игровой прием и заинтересовать и мотивировать ребенка. Взрослые и дети проходят и садятся за столы, где приготовлены материалы для игр-экспериментов, слушают высказывания детей. | Психологическая готовность детей к деятельности Родители ознакомлены с вариантом использования игрового приема мотивации ребенка Родители ознакомлены с правилами проведения экспериментов, понимают значимость соблюдения правил ОБЖ. |
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь. Как надо вести себя в лаборатории? Незнайка: Нет не знаю. Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, какие правила надо соблюдать в лаборатории (с исп. мнемотаблицы на экране): - внимательно слушать взрослого, - смотреть и стараться наблюдать, - играть и разговаривать тихим спокойным голосом, - работать на своем месте, - не трогать предметы без разрешения, - не перебивать и не мешать друг другу, - выполнять опыты аккуратно, - быть осторожным. Воспитатель: Молодцы, вы помните правила поведения. Проходите, пожалуйста, и садитесь рядом со взрослым. (Незнайка тоже садится за стол для экспериментов недалеко от воспитателя) | ||||
4 1 | Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Незнайке найти ответ на его вопрос (почему у лисы растаяла ледяная избушка), мы проведем несколько интересных экспериментов. Мы с вами будем рассматривать лед, экспериментировать с ним, а взрослые – будут зарисовывать то, что мы с вами узнаем в ходе экспериментов. Воспитатель: Ребята, а что же такое эксперимент? (рассматривание мнемотаблицы «Алгоритм эксперимента)
Воспитатель: Давайте вспомним, как же проводится эксперимент? Дети: - Нужно понять, что мы еще не знаем. - Поставить цель. - Правильно выбрать материал, с которым собираемся экспериментировать. - Провести сам эксперимент. - Посмотреть, что же получилось. - Сделать вывод. | Родители наблюдают за детьми. | Родители ознакомлены с тем, что такое мнемотаблица, какие символы могут быть в ней использованы. |
4.2 | - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Эксперимент «Какой лед» Воспитатель: - У каждого из вас на подносе лежит льдинка. Проведите по ней пальцем. Что чувствуете? Какой лед? (Лед, холодный, гладкий, скользкий). Обратите внимание на свои руки. Они чистые и сухие. - Возьмите льдинку в руки. Сожмите ее в руке. Что получилось? Изменилась ли форма льдинки? (Лед твердый, имеет форму). - Подержите недолго в руке. Почему ладошка стала мокрой? (лед начал таять, и превращаться в воду) - Посмотрите, у вас на столе в стаканчике лед. Можно ли разглядеть, что за игрушка внутри? - Если мы видим, что находится внутри льда, что тогда можно сказать, какой лед? (Лед бесцветный, прозрачный) | Оказывают практическую помощь ребенку в случае необходимости Взрослые зарисовка результатов опыта | |
4.3 | - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Эксперимент «Тонет л лед в воде?». Незнайка: Интересно, а лед в воде тонет? Воспитатель: Давайте проверим. У нас есть ледяные кораблики с мачтой и флагом. Давайте опустим их в бассейн с водой. И посмотрим, что произойдет с нашими ледяными корабликами. Незнайка: Ребята, смотрите, что же мы наблюдаем? Правильно, лед плавает! Воспитатель: Какой же мы можем сделать вывод? Дети: Оказывается, лед в воде не тонет, он плавает на поверхности. | Оказывают практическую помощь ребенку в случае необходимости Взрослые зарисовка результатов опыта | Дети: используют сознанные, усвоенные умения, навыки и т.д. Овладевают способами познавательной деятельности, определенным объемом практических навыков. Учатся самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, проявляют любознательность и активность. |
4.4. | - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Эксперимент «Как тает лед» Незнайка: А можно увидеть, как лед превращается в воду? Воспитатель: Ребята, хотите? Тогда давайте посмотрим короткий фильм. Просмотр видеоролика» ( https://vk.com/video-67857328_456240362) Воспитатель: Давайте, ребята, сами попробуем провести этот эксперимент. Для этого возьмите высокий стакан, поставьте его перед собой на поднос и налейте сначала в него немного теплой воды. Затем возьмите бутылочку с маслом и вылейте масло в стакан с водой. Воспитатель: Посмотрите и скажите маме, что происходит? Дети: Вода осталась внизу стакана, масло плавает на поверхности воды. Возьмите маленькую льдинку и осторожно опустите ее в стакан с водой и маслом. Воспитатель? Воспитатель: Посмотрите и скажите маме, что происходит? Дети: Льдинка плавает и постепенно начинает таять. Капельки воды опускаются вниз к воде. Незнайка: смотрите как интересно! Так и вся льдинка превратится в воду, исчезнет. Воспитатель: Ребята, попробуйте вместе с мамой сделать вывод. Дети с родителями: Лед легче воды и масла, поэтому плавает на поверхности. В тепле лед тает, превращается в воду, капельки воды опускаются вниз, потому что вода тяжелее масла, а масло остается на поверхности | Оказывают практическую помощь ребенку в случае необходимости Помогают ребенку в случае затруднения. Взрослые зарисовка результатов опыта Помогают ребенку осознать результаты эксперимента и сделать правильный вывод. | Родители получают опыт взаимодействия с ребенком в процессе экспериментирования. Родители получают опыт взаимодействия с ребенком в процессе развития у него доказательного высказывания. |
4.5 | - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Эксперимент «Дружат ли лед и соль?» Незнайка: (берет в руки баночку с солью) Интересно, будет ли лед дружить с солью? Воспитатель: Интересно, что произойдет, если льдинку посыпать солью? Как вы думаете, ребята? Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а второй оставьте для сравнения лежать на тарелочке. Понаблюдайте с помощью лупы, что будет происходить с льдинкой. Расскажите маме, что происходит? Дети: (взрослому) Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо быстрее, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы. Лед начинает быстро таять и превращается в воду. Незнайка: Ребята, вы догадались, почему в морозный день дворники посыпают дорогу солью? Расскажите маме о своей догадке. Дети: (взрослому) Зимой дороги посыпают солью, чтобы лед растаял и не было скользко пешеходам и транспорту). | Оказывают практическую помощь ребенку в проведении эксперимента в случае необходимости Взрослые зарисовка результатов опыта.
Помогают ребенку сформулировать высказывание в случае затруднения. Помогают ребенку в случае затруднения | Родители получают опыт взаимодействия с ребенком в процессе речевого общения с ребенком |
4.6 | - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Воспитатель: Ребята, мы так много сегодня узнали, о том, что такое лед и какой он. Интересно, Незнайка сможет рассказать, что такое лед и какой он? Незнайка: конечно, смогу ( рассказывает с использованием мнемотаблицы) Воспитатель: ребята, а вы сможете? Расскажите взрослому по картинке свойства льда (по мнемотаблице). | Взрослые- зарисовка результатов опыта. | Получают образец составления рассказа о воде с использованием мнемотаблицы. Родители получают опыт взаимодействия с ребенком в процессе составления рассказа. |
4.7 | Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Составление рассказов по мнемотаблице. Незнайка: Я наконец-то понял, почему у лисы растаяла ледяная избушка. А вы ребята поняли? Воспитатель: Ребята, расскажите маме, почему же у лисы в сказке растаяла ледяная избушка? | Родители получают опыт взаимодействия с ребенком в процессе речевого общения. | |
4.8 | Творческая деятельность детей Незнайка: Ребята, я придумал что-то интересное! Если лед посыпать солью, можно не только наблюдать за таянием, но и немного порисовать! Давайте возьмем коробочку со льдом и посыпем сверху лед солью. Возьмите в руки кисточки, а краски стоят у вас на столе, будем творить красоту | |||
5. | Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | Воспитатель: Ребята, мы с вами экспериментировали со льдом. - Что интересного вы о нем сегодня узнали? - Что вас сегодня удивило? - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? Незнайка: Я сегодня узнал так много интересного! Спасибо, вам ребята, что помогли мне понять, почему в сказке у лисы растаяла ледяная избушка. Пойду расскажу об этом своим друзьям. А вам ребята, я приготовил небольшой сюрприз. (Раздает мыльные пузыри). Я приготовил вам такой подарок неслучайно. Давайте посмотрим короткий видеоролик «Мыльные пузыри на морозе». | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: "Зима. Зимующие птицы"
Открытое мероприятие конкурса педагогического мастерства "Лучший воспитатель Калининского района" 1 тур...
Технологическая карта организации НОД на тему «Птицы зимой».
Это НОД было проведенно в рамках реализации пректа "Дерево и всё вокруг него" .Это мероприятие было представленно на региональном конкурсе "Мастерская современного занятия"...
Технологическая карта НОД по развитию речи "Приметы зимы"
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи...
Технологическая карта по экологии, подготовительная группа: "Как зимуют птицы?"
Технологическая карта по экологии, подготовительная группа:"Как зимуют птицы?...
Ежедневное планирование образовательной работы с детьми Старшая логопедическая тема «Зима. Зимующие птицы ».
Планирование Зимующие птицы....
Технологическая карта ООД в подготовительной группе "Разукрасилась зима"
Развитие познавательных способностей и творчества детей посредством мультипликации, создание условий для успешной самостоятельной творческой деятельности....
Технологическая карта занятия на тему «Покормите птиц зимой»
Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании;Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к птицам...