Технологическая карта НОД по развитию речи "Приметы зимы"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 271.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности
Выполнила:
Горбунова Ольга Михайловна
(ФИО)
воспитатель
(должность)
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»г.Покачи,
Тюменская область, ХМАО-Югра
(место работы)
Тема: «Приметы зимы»
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, ведущее место среди которых занимают познавательная активность, инициатива, самостоятельность, проявление творчества в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.
На современном этапе, когда перед педагогом встает задача добиться, чтобы каждый ребенок вырос не только физически здоровым, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, умеющим быстро ориентироваться в любой жизненной ситуации, находить решения встающих перед ним вопросов, чрезвычайно важно рациональное планированиепедагогической деятельности, организация образовательного процесса. В своей работе я использую способ проектирования непрерывной образовательной деятельности в форме технологической карты.
Технологическая карта НОД на тему «Приметы зимы» разработана для группы детей общеразвивающей направленности 6-7 лет с учетом их индивидуальных, возрастных и психических особенностей.
Занятие начинается с создания проблемной ситуации, решение которой предлагается найти самим воспитанникам. На протяжении занятия детям предлагаются различные задания, направленные на развитие познавательной активности, логики, мышления, внимания, памяти. В процессе выполнения заданий педагог побуждает воспитанников к нахождению путей решения поставленных задач, самостоятельному принятию решения в каждой конкретной ситуации.
Методы и приёмы направлены на повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности, навыков самоконтроля.В процессе образовательной деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка. Налажены партнерские отношения с детьми. Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата, учитывает его точку зрения, чувства, эмоции.
Удобное табличное размещение материала позволяет педагогу обеспечить целостность, системность и эффективность всех направлений развития ребенка, опираясь на целевые ориентиры дошкольного образования.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщѐнность.
Представленная карта построена в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
- Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
- Принцип психологической комфортности.
Составление технологической карты как формы планирования педагогической деятельности поможет объединить многие функции, сэкономит время, а также будет способствовать успешной организации образовательного процесса, решению намеченных задач, сделает работу педагога более осмысленной и результативной.
Основная часть
Группа: общеразвивающей направленности детей 6-7 лет
Тема: «Приметы зимы»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Обобщение представлений о взаимосвязи явлений в природе.
Задачи:
образовательные:
- продолжать работу по расширению и уточнению знаний детей о зимних изменениях в живой и неживой природе;
- закреплять представления о взаимосвязи явлений в природе;
- закреплять умение составлять предложения и пересказывать по мнемосхеме;
- расширять и активизировать словарь детей по теме «Зима»;
развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность, произвольное внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление, любознательность, причинно-следственные связи, навыки самоконтроля, самооценки;
- развивать мелкую моторику.
- развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.
воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы;
- способствовать формированию навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
- продолжать работу над формированием положительно – эмоционального отношения к красоте зимней природы.
Методы: проблемный (проблемная ситуация), словесный (беседа, диалог, вопрос),наглядно-практический метод (работа с мнемотаблицей), игровой (ТРИЗ – игра, дидактические игры иигровые упражнения), графический (работа с перфокартой).
Приемы: рассказ воспитателя, создание ситуации выбора, фантазирования, активизации самостоятельного мышления и действия детей.
Активизация словаря: «покрыты инеем», «сугробы», «гололед», «белоснежная зима».
Предшествующая работа: наблюдения детей в природе; чтение художественной литературы; рассматривание зимних пейзажей; дидактические игры: «Что зимой бывает или не бывает?»», «Нарисуй портрет зимы», «Подбери слово», «Назови месяцы зимы», «Почемучка», «Когда это бывает?», «Составь предложение (рассказ)» по опорным картинкам, «Четыре времени года», «12 месяцев»; рисование и выполнение аппликационных композиций по теме «Зима»; прослушивание музыкальных произведений о зиме; разучивание пословиц, народных примет о зиме; разучивание стихотворения Я.Аким «Первый снег », загадывания загадок о зиме.
Оборудование и дидактический материал: интерактивное оборудование, мультимедийная презентация, магнитная доска, картинный и дидактический материал, мнемотаблица «Зима», перфокарты, карандаши, плоскостная модель «солнце», конверт с листочками.
Этап, его продолжитель-ность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности | Результаты |
Психологичес-кий настрой, 1 мин | -Создать атмосферупсихологичес-кой безопасности,установить зрительный, тактильный контакты. | -Произносит текст приветствия. - Приветст-вует детей. | -Приветствуют друг друга. - Выполняют движения, соответствую-щие тексту. - Проявляют эмоции. - Занимают свои места. | Звучит музыка Психологический этюд «Здравствуй » - «Здравствуй, солнце (руки вверх). Здравствуй, Земля (приседают). Здравствуйте, мои друзья (руки вперед). Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. | - Психологичес-кая готовность к предстоящей деятельности. |
Вводно-организацион-ный этап, 2-3 минуты | - Создать эмоциональ-ный комфорт, доброжелательное отношение друг к другу. -Формировать внутреннюю мотивацию на деятельность. | - Задает вопросы и предлагает для восприятия заведомо ошибочные фразы. - Общается с детьми, -Привлекает внимание к теме НОД. | -Отвечают на вопросы и моделируют правильные высказывания на магнитной доске. - Включаются в игровую ситуацию. | Упражнение «Когда это бывает?» - Вы любите играть? Чтобы узнать тему занятия, давайте поиграем в игру «Когда это бывает? ». - В какое время года идет снег? -Когда дети катаются на санках, лепят снеговиков? - Когда появляются сугробы? - Когда реки покрываются льдом? - Какое время года будет после осени? | - Привлечение направленного внимания. |
Актуализация, 3 минуты | - Актуализи-ровать имеющиеся знания и представления о признаках зимы. - Формиро-вать интерес к содержанию НОД. | Решение проблемной ситуации. Постановка игровой задачи. Направление деятельности воспитанников. Рассказ воспитателя о том, для чего нужна зима. | -Осознают и принимают поставленную задачу. -Участвуют в диалоге, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. - Рассказывают о приметах зимы, выражают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях. | Проблемная ситуация «Почему к нам приходит зима?» Ребята, а вы знаете, почему наступает зима? Что происходит с природой, животными зимой? Сюрпризный моментРебята нам сегодня в группу пришло письмо из леса. Снеговик не может выбраться из леса. Злая Баба яга придумала ему сложные задания и если он их не выполнит то останется в лесу до самой весны. Поможем снеговику выполнить задания, чтобы он к нам пришел в детский сад в гости. | - Воспроизведе-ние имеющейся информации. - Внутренняя мотивация на деятельность. |
Расширение имеющихся представлений, 5 – 8 минут | - Расширять и уточнять имеющиеся знания и представления о зимних изменениях в природе. - Активизиро-вать словарь детей по теме «Зима». -Упражнять в подборе определений к заданному слову. - Продолжать работу над формировании-емположитель-но – эмоционально-го отношения к красоте зимней природы. - Продолжать совершенство-вать умение устанавливать причинно-следственные связи. | - Объясняет, даёт инструкции. - Организует взаимодейст-вие между детьми в достижении результата. - Обсуждает с детьми. | - Участвуют в беседе, словесных играх, выполняют речевое упражнение. - Отвечают на вопросы. - Составляют связные высказывания. (Зимой идет снег; зимой стоят сильные морозы и т.д.). - Повышают речевую активность. -Устанавлива-ют причинно-следственные связи. - Словарь: «зимняя спячка», «сугробы» | Приёмы активизации самостоятельного мышления детей: ТРИЗ - игра «Хорошо-плохо» - Зимой хорошо, можно кататься на санках, лепить снеговиков, зимой приходит Дед Мороз на елку. - Зимой плохо: стоят сильные морозы, метет метель. Зимой можно простудитсяи заболеть и т. д. Речевое упражнение «Придумай предложение». - Подберите пару картинок так, чтобы они были связаны между собой и придумайте предложение. - Что изображено на картинке? - Предложение начните со слова «Зимой…». Беседа «Нужно ли природе зима?» - Что происходит с животными зимой? Что является причиной этих изменений? | - Воспроизведе-ние имеющейся информации. - Практическое употребление навыка связной речи - Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности. |
Динамическая пауза, 2 минуты | Смена вида деятельности, предупрежде-ние утомляемости. | Проводит физкультми-нутку. | - Участвуют в физминутке, выполняют физические упражнения на различные группы мышц. | - Рассказывание предваритель-но заученного текста: "Снеговик пропал" Снеговик в лесу пропал Поднимают обе руки вверх, пальцы раскрыты, руки скрещены Он куда-то убежал. Указательным и средним пальцами правой руки изображают бег. Может, испугался волка? Обнимают себя руками, изображая страх. Может, зайка сбил с дороги? Показывают руками ушки И в сугробах тонут ноги? Поочередно высоко поднимают ноги. . | - Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
Практическая работа, 5 – 10 минут
| Развитие связной речи и логического мышления Овладевать умениями пересказывать по картинкам. Развивать долговременной слуховой памяти. | Демонстриру-ет картинки мнемотабли-цы, соответ-ствующие содержанию текста. Вместе с детьми составляет рассказ по картинкам мнемотабли-цы Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата. | - Взаимодейст-вуют с другими детьми и педагогом(задаютвопросы, помо-гают, договари-ваются, обме-ниваются таблицами). - Высказывают свое мнение о порядке расположения картинок, основываясь на последовательности рассказа. -Распределяют действия в сотрудничестве. -Устанавлива-ют причинно-следственные связи. - Составляют текст с опорой на мнемотаблицу. -Словарь: («белоснежнаязима», «покрылись инеем», «намело сугробы»). | Дидактическая игра «Что такое зима?» - После, какого времени года приходит зима? - Какие приметы зимы вы знаете? (Стало холодно. Выпал снег.. Деревья покрыты инеем. На дорогах гололед. Заяц одел белую шубку. Мороз. Метут метели, воет сильный ветер. Составление рассказов с помощью мнемотаблицы «Зима» - А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о зиме. В этом поможет наша помощница-таблица. Игра «Составь предложение» - Рассмотрите таблички о зиме. Каждая табличка - это новое предложение. (Фронтальная, индивидуальная работа). Пример рассказа «Зима» Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки. На Новый Год, дети, наряжают елку игрушками и веселятся. | - Овладение умениями составлять рассказ по мнемосхеме. - Воспроизведе- ние имеющейся информации. - Отработка умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Рефлексивно-корригирующий этап, 2 минуты | Формировать навыки самоконтроля. - Корректировать при необходимости деятельность и результат в соответствии с поставленными задачами. | - Проверяет полученные результаты, исправляет возможные ошибки. | Работают с перфокартой, комментируют действия, исправляют ошибки. Выражают свое мнение, объясняют свой выбор. | Индивидуальная работа с перфокартой «Зимние приметы» (2 вида по уровням сложности). | Сформирован-ность элементарных навыков самоконтроля. |
Заключитель-ный этап. Рефлексия, 3 минуты | Обобщить полученный ребёнком опыт. Сформировать навыки самооценки. | Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненныхзаданий, эмоционального состояния, обсуждает особенностииндивидуаль-ной и совместной работы. | -Высказывают-ся по поводу полученной информации, своего эмоцио-нального состояния; эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности. Обсуждают, анализируют,делятся впечатлениями. | Рефлексивные вопросы. О каком времени года мы говорили? - Какое задание было интересным? - Какие задания показались вам трудными? - Что помогло справиться с заданием? - Чему сегодня научились? - Что узнали нового? - Где это пригодится? - Зачем вы все это делали? - Кому помогли? Педагог: Ребята, Вы выполниливсе задания.и помогли Снеговику, чтобы он мог прийти к нам в гости.Каждому из Вас пришлось бы трудиться очень долго, а все вместе мы дружно справились с этой работой. В конверте лежат снежинки – сюрпризы от Снеговика..До свидания, до новых встреч! | Осознание себя как участника познавательного процесса. Оценивание результатов своей деятельности. |
Список использованной литературы:
- Агранович З.Е. Времена года. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
Приложение
- Мнемотаблица «Зима»
(2 вида по уровням сложности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта ООД по ФЦКМ "Встреча зимы"
Технологическая карта по окружающему миру...
Технологическая карта по позноватльно - исследовательской деятельности «Зима. Зимние забавы» в старшей группе
Тех.карта для воспитателей старшей группы по познавательному - развитию на лексическую тему "Зима.Зимние забавы"...
Технологическая карта к занятию "Покормите птиц зимой" вторая группа раннего развития
Воспитание бережного отношения к птицам, применяя мультисенсорную технологию....
Технологическая карта педагогического мероприятия «Дикие животные зимой» в старшей группе с воспитанниками с ЗПР
Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту педагогического мероприятия для детей старшей группы с ЗПР...
Технологические карты раннего возраста на тему "Зима"
В данном материале,можно посмотреть технологические карты для группы ранненего возраста от 2 до 3 лет на тему "Зима"...
Технологическая карта по познавательному развитию подг.гр «Как звери готовятся к зиме»
Технологическая карта по познавательному развитию подг.гр «Как звери готовятся к зиме»...
Технологическая карта ООД по развитию речи (заучивание стихотворения) в средней группе "Почему медведь зимой спит"
Технологическая карта ООД по приобщению к художественной литературев средней группе Вид и тема ООД: Развитие речи Заучивание стихотворения В. Орловой «Почему медведь зимой спит».Задач...