Технологическая карта занятия «Богатства Земли (почва, глина, песок, камни)»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бершина Елизавета Александровна

Материал по природному миру для занятия в страшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatsva_zemli.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема занятия: «Богатства Земли (почва, глина, песок, камни)»

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: Закрепить представления о почве, песке, глине и камнях, как о полезных ископаемых посредством использования ИКТ.

Образовательные:
1. С помощью экспериментов показать свойства почвы, песка, глины, камней;

2. Формировать исследовательские навыки;

3. Активизировать и расширить словарный запас;

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;

2. Рaзвивaть любознaтельность, нaблюдaтельность, интерес к природным ресурсам;

3. Развивать речь детей, умение aнaлизировaть, объяснять, рaссуждaть;

Воспитательные:

#1042;оспитывать бережное отношение к природе;

2. Воспитывать желание придти на помощь.

Дополнительные задачи: Сформировать представление о разнообразных свойствах глины, песка, камней.

Словарная работа: песок, глина, камни, полезные ископаемые.

Планируемый результат занятия: у детей закрепились представления о почве, песке, глине и камнях; в ходе экспериментов узнали свойства почвы, песка, глины, камней; активизировался и расширился словарный запас.
Подготовительная работа: рассматривание на прогулке песка, камней; рассматривание иллюстрации с изображением полезных ископаемых; просмотр познавательного фильма о полезных ископаемых.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация «Богатства земли», игрушка Медвеженок, коробка с сюрпризом, глина, песок, камни (на каждого ребенка).

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел.

Мишка: Здравствуйте, дети!

Словесные.

Наглядный

- Мишка!

- Здравствуй, Мишка!

Активизация внимания, заинтерессованности.

2

Основной этап

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Воспитатель: Мишка, что тебя привело к нам?

Мишка: У меня есть друг. Я ему похвастался, что знаю о богатствах Земли. И друг попросил о них рассказать. Да только я, на самом деле, ничего о них не знаю. Помогите мне.

Воспитатель: Мишка, разве можно хвастаться тем, чего не знаешь?

Мишка: Я не хотел хвастаться. Просто как-то все само получилось.

Воспитатель: Дети, поможем?

Словесные

Наглядный.

- Да!

Дети выражают желание помочь Мишке. Поддерживают беседу.

Этап ознакомления с материалом

Закрепление, определенного объема знаний и представлений

- Но сначала надо отгадать загадку:

Ее все матушкой зовут,

По ней все ножками бегут.

- Правильно. А что такое земля?

А еще у Земли очень много богатств. Называются они полезными ископаемыми. И сегодня, Мишка, мы расскажем тебе о некоторых твердых полезных ископаемых: о почве, глине, песке, камнях.

Сейчас мы отправимся в лабораторию, где нужно выполнять определенные правила. Давайте их повторим.

Беседа.

Словесный.

- Земля.

- Планета, почва, по которой мы ходим.

- Не шуметь

Лупы держать только за ручку

Не толкать друг друга

Выполнять действия, которые говорят

Ничего не трогать без разрешения

Рассуждать, делать выводы

Настраиваются на решение задач занятия

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

– создание педагогом условий для достижения каждым ребенком результата

Опыт «Рассматривание земли»

- Возьмите лупы, подвиньте стаканчики с землей и рассмотрите ее. Скажите, что можно увидеть и найти в земле?

- Кроме этого в земле можно найти песок, глину и камни. Они относятся к богатствам земли. Дети, а как их можно назвать по-другому?

- Дети, посмотрите, какая красивая коробочка. Хотите узнать, что в ней?

-Тогда отгадайте загадку:

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу

«Опыты с глиной»

- А давайте, рассмотрим глину. Потрогайте ее и скажите, какая она.

- А теперь возьмите глину и пропустите через нее воду. Что с нею происходит?

- Дети, а в коробке еще что-то есть. Отгадаем?

- Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Можешь ты его копать,
И в ведёрко насыпать.

«Опыты с песком»

-Дети, рассмотрите и потрогайте песок. Какой он?

- А теперь подуйте на него через трубочки. Какой он?

-Насыпьте песок в воду. Что с ним произошло?

-Слепите что-нибудь из мокрого песка.

А давайте поиграем.

Физкультминутка: «Стоит гора –старушка»

Стоит гора – старушка,

До небес макушка

Её ветер обдувает,

Её дождик поливает,

Стоит гора, страдает, камешки теряет

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.

- Дети, а в коробке еще что-то есть. Попробуем отгадать?

- Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто может предмет по приметам узнать.

- Дети, покажите мне самый большой ваш камень. Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому. Все ли камни одинакового размера, цвета, формы?

-Ребята, выберите один камешек и положите его в воду? Что произошло?

- А как вы думаете, почему камни тонут в воде?

Ребята, теперь я предлагаю вам поиграть в игру на интерактивной доске.

Но прежде, чем, мы начнем играть, давайте вспомним правила работы с доской?

- Верно. Молодцы!

(Интерактивная игра)

Разминка для глаз:

Глазки вправо, глазки влево
Вверх и вниз и все сначала.
Быстро-быстро поморгай,
Отдых глазкам своим дай.

Словесный. Игровой.

Практический.

Наглядный

-Червей, корни растений, воду, крота, насекомых.

- Полезные ископаемые.

- Да!

- Глина.

- Глина мягкая, из нее можно лепить.

- Она плохо пропускает воду.

- Да!

- Песок.

- Он сухой.

-Сыпучий.

- Он стал мокрым.

- Поднимают руки вверх

-Тянутся на цыпочках

-Обмахивают себя кистями рук

-Встряхивают кистями рук

-Прикладывают ладошки к щекам и качают головой

-Отходят в сторону

- Да!

Камень

- Камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.

- Потому что они тяжёлые.

Нельзя смотреть на луч проектора, работать нужно сухими руками и специальным маркером, стоять нужно справой стороны.

Умеют выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности

3.

Заключительный этап

– рефлексия,

– подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности

Мишка: Камни бывают разными по цвету, форме и размеру. Тонут в воде, потому что тяжелые. Я очень много узнал о богатствах Земли. И мне не терпится поделиться знаниями со своим другом. До свидания, ребята!

- Ребята, кто к нам сегодня приходил?

-С какими полезными ископаемыми мы экспериментировали? (Ответы детей)

Словесный. Игровой.

Практический.

Наглядный

-До свидания, Мишка!

- Мишка - Глиной, песком, камнями

Закрепили представления о почве, песке, глине и камнях, как о полезных ископаемых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почва, глина, песок"

Занятие позволяет познакомить детей со свойствами песка и глины, дети самостоятельно выполняют интересные опыты....

Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе

Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе...

Технологическая карта занятия «Эксперименты с песком, глиной и землей»

Технологическая карта занятия «Эксперименты с песком, глиной и землей»...

STEM технологии. Технологическая карта занятия За гранью Земли

Занятие построено в системе СТЕМ технологий. Основные задачи: 1) расширять познания детей о космосе и спутниках Земли;2) сформировать представления о системе передачи сигнала от одного объек...

Игры с песком, камнями и природным материалом. Технологическая карта занятия

    М. Монтессори отмечала: "Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывае...

Технологическая карта занятия "Почва и подземные обитатели"

Материал будет полезен воспитателям подготовительной группы...

Технологическая карта занятия Чудесный песок

Тема (проекта, образовательного события): Чудесный песокВозрастная группа: 5-6 лет ( старшая группа)Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельностьФорма организации (групповая, подгрупповая, и...