"Почва, глина, песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Васильева Елена  Владимировна

Занятие позволяет познакомить детей со свойствами песка и глины, дети самостоятельно выполняют интересные опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glina_pesok.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 22  общеразвивающего вида Кировского района

Конспект совместной организованной деятельности по экологии с детьми подготовительной группы

Тема: « Почва, глина, песок»

Составила и провела

педагог дополнительного образования

по экологии Васильева Е. В.

г. Санкт-Петербург 2012г.


Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Оборудование: микроскоп, стекла с глиной и песком, стаканчики, песок и глина, подносы, вода, модели, презентация «Как человек использует глину и песок».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, здравствуйте. Хочу вам предложить отгадать загадку, отгадав ее, вы узнаете тему нашего занятия.  Презентация: «Загадка про «Землю».

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.

Воспитатель:  - Что такое земля? (ответы детей)

-У слова земля много значений. Назовите какие вы знаете значения слова земля.( Земля – это наша планета, в землю мы сажаем растения, когда моряки плывут долго и наконец, они видят на горизонте ……(землю), землей называют материк, остров.)

-  Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ножками, когда по ней ходим, ее по-другому называют  почва.

- Скажите, пожалуйста, кому нужна земля или почва?  Я  вам предлагаю выбрать картинки тех живых существ, которым нужна земля.

Игра «Кому нужна почва?»

-  Бывает почва рыхлая, рассыпчатая, а бывает слипшаяся. От чего же это зависит, а зависит от того чего много в почве песка или глины. Давайте рассмотрим песок и глину.  К какой природе относится песок, глина и почва? А чем живая природа отличается от неживой?

- Возьмем стаканчик с песком и аккуратно на сыпем немного песка на лист бумаги. Легко ли высыпается песок? Как можно назвать песок за то, что он хорошо сыпется?  (сыпучий)

-  А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыпется - песок или глина? Глина слипается комоч ками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Какой мы можем сделать вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины.

- Интересно, почему песок сыпучий, а глина слипшаяся, давайте рассмотрим их под микроскопом. (Дети рассматривают под микроскопом, затем рассказывают).

- Сначала рассмотрим песок.

- Как выглядят песчинки? (они маленькие, круглые), похоже ли песчинки одна на другую? Чем похожи, чем отличаются?

- А теперь глину.

- Теперь расскажите о глине. Видны ли такие же частички, как у песка, какие частички? (очень маленькие и слипшиеся)

- Какой мы сделаем вывод, о частичках песка и глины? (в глине слипшиеся, очень мелкие, а  песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу).

- На столе лежат круги, выложите на панно модель песка и глины.

- Интересно, а  как в природе проявляются свойства песка и глины, как вы думаете? Представьте две дорожки одна из глины и дорожка, какая….. глиняная, а другая из песка, какая дорожка…..песчаная. Так вот прошел дождь, что будет с дорожками?

- Давайте проверим, у нас два стакана, в одном песок, а в другом глина, налейте воды, что вы видите? (песок пропускает воду, а глина нет)

- Почему, сквозь песок вода прошла быстрее, через глину медленно?

- Так что вы скажите, о том, что будет после дождя на дорожке глиняной и песчаной?

- В природе много глины и песка, хочу вам предложить посмотреть, как человек использует их ( просмотр презентации).

- вот эти свойства песка и глины позволяют с ними интересно играть. Песком можно рисовать, нарисуйте пальчиком, что хотите (дети рисуют)

- А из глины лепить, как из пластилина, возьмете эти кусочки в группу и слепите, что захотите.

- Наше занятие закончено, вы все молодцы, на следующем занятии, мы с вами будем разговаривать, какое участие принимают песок и глина в круговороте воды и выучим загадку про Землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Сборник дидактического материала по познавательному развитию для детей старшего возраста "Почва". "Песок, камни, глина"

Сборник дидактических игр. В игровой форме закрепить знания детей о неживой природе, о свойствах песка, глины, камней; закрепить знания детей о свойствах почвы, о круговороте веществ в природе. В...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Тема: " Природные материалы: камень, глина, песок".

Тема: " Природные материалы: камень, глина, песок".Задачи:Образовательные: Расширять знания детей об окружающем мире, знакомить с особенностями не живой природы...

Сборник опытов (глина, почва, песок)

Предложить детям и взрослым поучаствовать в опытах....

Проект "«Кладовая Земли-глина, песок, щебень. Добыча в Сызрани».

Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых....