"Почва, глина, песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Васильева Елена  Владимировна

Занятие позволяет познакомить детей со свойствами песка и глины, дети самостоятельно выполняют интересные опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glina_pesok.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 22  общеразвивающего вида Кировского района

Конспект совместной организованной деятельности по экологии с детьми подготовительной группы

Тема: « Почва, глина, песок»

Составила и провела

педагог дополнительного образования

по экологии Васильева Е. В.

г. Санкт-Петербург 2012г.


Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Оборудование: микроскоп, стекла с глиной и песком, стаканчики, песок и глина, подносы, вода, модели, презентация «Как человек использует глину и песок».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, здравствуйте. Хочу вам предложить отгадать загадку, отгадав ее, вы узнаете тему нашего занятия.  Презентация: «Загадка про «Землю».

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.

Воспитатель:  - Что такое земля? (ответы детей)

-У слова земля много значений. Назовите какие вы знаете значения слова земля.( Земля – это наша планета, в землю мы сажаем растения, когда моряки плывут долго и наконец, они видят на горизонте ……(землю), землей называют материк, остров.)

-  Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ножками, когда по ней ходим, ее по-другому называют  почва.

- Скажите, пожалуйста, кому нужна земля или почва?  Я  вам предлагаю выбрать картинки тех живых существ, которым нужна земля.

Игра «Кому нужна почва?»

-  Бывает почва рыхлая, рассыпчатая, а бывает слипшаяся. От чего же это зависит, а зависит от того чего много в почве песка или глины. Давайте рассмотрим песок и глину.  К какой природе относится песок, глина и почва? А чем живая природа отличается от неживой?

- Возьмем стаканчик с песком и аккуратно на сыпем немного песка на лист бумаги. Легко ли высыпается песок? Как можно назвать песок за то, что он хорошо сыпется?  (сыпучий)

-  А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыпется - песок или глина? Глина слипается комоч ками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Какой мы можем сделать вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины.

- Интересно, почему песок сыпучий, а глина слипшаяся, давайте рассмотрим их под микроскопом. (Дети рассматривают под микроскопом, затем рассказывают).

- Сначала рассмотрим песок.

- Как выглядят песчинки? (они маленькие, круглые), похоже ли песчинки одна на другую? Чем похожи, чем отличаются?

- А теперь глину.

- Теперь расскажите о глине. Видны ли такие же частички, как у песка, какие частички? (очень маленькие и слипшиеся)

- Какой мы сделаем вывод, о частичках песка и глины? (в глине слипшиеся, очень мелкие, а  песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу).

- На столе лежат круги, выложите на панно модель песка и глины.

- Интересно, а  как в природе проявляются свойства песка и глины, как вы думаете? Представьте две дорожки одна из глины и дорожка, какая….. глиняная, а другая из песка, какая дорожка…..песчаная. Так вот прошел дождь, что будет с дорожками?

- Давайте проверим, у нас два стакана, в одном песок, а в другом глина, налейте воды, что вы видите? (песок пропускает воду, а глина нет)

- Почему, сквозь песок вода прошла быстрее, через глину медленно?

- Так что вы скажите, о том, что будет после дождя на дорожке глиняной и песчаной?

- В природе много глины и песка, хочу вам предложить посмотреть, как человек использует их ( просмотр презентации).

- вот эти свойства песка и глины позволяют с ними интересно играть. Песком можно рисовать, нарисуйте пальчиком, что хотите (дети рисуют)

- А из глины лепить, как из пластилина, возьмете эти кусочки в группу и слепите, что захотите.

- Наше занятие закончено, вы все молодцы, на следующем занятии, мы с вами будем разговаривать, какое участие принимают песок и глина в круговороте воды и выучим загадку про Землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактического материала по познавательному развитию для детей старшего возраста "Почва". "Песок, камни, глина"

Сборник дидактических игр. В игровой форме закрепить знания детей о неживой природе, о свойствах песка, глины, камней; закрепить знания детей о свойствах почвы, о круговороте веществ в природе. В...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Тема: " Природные материалы: камень, глина, песок".

Тема: " Природные материалы: камень, глина, песок".Задачи:Образовательные: Расширять знания детей об окружающем мире, знакомить с особенностями не живой природы...

Проект "«Кладовая Земли-глина, песок, щебень. Добыча в Сызрани».

Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых....

Картотека опытов «Камни, глина, песок»

Картотека опытов  «Камни, глина, песок»...

Технологическая карта занятия «Богатства Земли (почва, глина, песок, камни)»

Материал по природному миру для занятия в страшей группе...