Игры с песком, камнями и природным материалом. Технологическая карта занятия
план-конспект занятия (подготовительная группа)

      М. Монтессори отмечала: "Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком". "Исследовательское" поведение заложено в природе ребенка. Дети по своей природе -исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom_kamnyami_i_prirodnym_materialom.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 39 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Воспитатель: Молярова Татьяна Федоровна

Санкт-Петербург 2023

М. Монтессори отмечала: "Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком". "Исследовательское" поведение заложено в природе ребенка. Дети по своей природе -исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Технологическая карта занятия

Педагог: воспитатель Молярова Т.Ф.

Дата проведения: май 2023

Место проведения: групповая комната

Время проведения: 25 минут

Участвуют: дети старшей группы (5-6лет); подгруппа из 6-7 детей

Тема

"Игры с песком, камнями и природным материалом"

Цель

социально-коммуникативное развитие и развитие познавательных способностей детей посредством использования игр и заданий с песком

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

- закрепить знания о свойствах сухого и мокрого песка;

- обеспечить возможность применить на практике полученные знания о свойствах песка;

- совершенствовать умение детей выполнять разнообразные действия с песком в самостоятельной деятельности;

- развивать способность сравнивать, анализировать, выделять характерные признаки предметов, делать выводы;

- продолжать развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, творческое мышление;

- продолжать развивать любознательность, наблюдательность и интерес к окружающему миру;

- формировать готовность детей к совместной деятельности, умение договариваться и помогать друг другу;

- формировать умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, умение добиваться поставленной цели;

- воспитывать старательность, самостоятельность и аккуратность

Интеграция образовательных областей

- познавательное развитие

- социально-коммуникативное развитие

- речевое развитие

Педагогические, здоровьесберегающие технологии.

- технология исследовательской деятельности;

- игровая технология;

- технология сотрудничества

Методы и приемы

- словесные (рассказ, беседа, вопросы)

- наглядные (демонстрация, просмотр видеоролика и иллюстраций)

- практическая деятельность (опыты, действия и игры с песком)

Предварительная работа

- игры и эксперименты с песком с использованием знаний о свойствах сухого и мокрого песка;

- уточнение понятия "фокусы"; показ "фокусов" друг другу в самостоятельной деятельности и в играх;

- чтение детской литературы и рассматривание иллюстраций по теме (познавательные развивающие журналы и игры для детей)

Материалы

и оборудование

стихотворение о песке; яркие колпачки на голову по количеству детей для "превращения" в фокусников; прозрачная банка, в которой перемешаны песок и мелкие круглые камешки; ложки, совочки, кисточки, трубочки для дутья, различные сита; сухой

песок и цветные кружки-очки из прозрачной цветной пленки;

Используемая литературы

1. Афанасьева М.В. "Игры и эксперименты с песком и камнями для дошкольников 4- 7 лет"; СПб "ДЕТСТВО-ПРЕСС2, 2020

#1041;аряева Л.Б. "Игры - занятия с водой и песком"; СПб, 2008

3. Тугушева Г.П. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста"; СПб "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2019

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты (универсальные действия)

1. Мотивационный

Постановка цели

- Ребята, послушайте, какое веселое стихотворение я нашла в книжке.

Когда будете слушать, подумайте, о каком нашем друге в нем говорится:

Лежал песок, скучал песок сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок, и это было скверно.
Не в радость были песни гроз, не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз - весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет, в песочнице отныне.

Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы воспитателя.

- Почему я назвала песок нашим хорошим другом? (Ответы детей)

- Скучает ли песок в нашей песочнице? (Ответы детей)

- Правильно, ребята! Нашему песку действительно не приходится скучать, потому что мы очень любим играть с ним, строить из песка и проводить с ним интересные опыты.

-А сегодня мы превратимся в фокусников! И поможет в этом нам наш друг - песок.

Коммуникативная,

игровая

Личностные: проявляют активность, заинтересованность

коммуникативные: внимательно слушают, высказывают различные версии, задают вопросы

2. Актуализация

знаний и умений

- Друга своего нужно очень хорошо знать! Как вы думаете, мы хорошо знаем песок?

- Давайте вспомним, что же мы знаем о песке. Дети подтверждают слова действиями: показывают некоторые свойства песка в песочнице

- Откуда берется песок?

- Из чего состоит песок?

- Что вы можете сказать о сухом песке7

- Что вы можете сказать о мокром песке?

- Чем они отличаются друг от друга?

- В какие игры с песком вы любите играть больше всего? Почему?

.

- Мы знаем о песке уже очень много! Давайте попробуем применить эти знания для каких-то интересных игр и опытов с песком. И назовем мы эти опыты фокусами, потому что они будут очень похожи на чудо!

Дети надевают на голову колпачки "фокусников"

Коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

игровая

Личностные:

проявляют интерес, активность;

коммуникативные: слушают друг друга и воспитателя , высказывают предположения;

регулятивные:

выполняют нужные действия; преодолевают трудности;

познавательные: знают свойства песка, умеют с ним

обращаться

3. Деятельностный

Опыт - фокус "Песок и камень"

Воспитатель показывает детям прозрачную банку, в которой перемешаны песок и мелкие круглые камешки.

- Дети, нам нужно очень быстро отделить песок от камней. При этом дотрагиваться руками до камней или песка и доставать их из банки нельзя! Как же нам выполнить задание? Придется придумать какой-то фокус!

Дети рассматривают содержимое банки, берут ее в руки, совершают действия, рассуждают.

Воспитатель предлагает осторожно, но энергично потрясти банку. Дети видят, что более крупные камешки оказываются сверху, песок же проваливается вниз. Объяснение: более мелкие песчинки проваливаются между более крупными камешками и плотно прилегают друг к другу. Камешки же при этом выталкиваются на поверхность, и их при необходимости легко можно достать.

- Вот мы и придумали один фокус с песком. Этот фокус можно использовать вашей маме на кухне, если у нее вдруг перемешаются разные по величине крупы.

- А еще у вашей мамы на кухне обязательно есть сито. А сито иногда тоже бывает волшебным!

Опыт - фокус "Волшебное сито"

Дети подходят к маленькой песочнице - контейнеру, наполненной песком, перемешанным с мелкими камешками. Рядом стоит такой же контейнер, но пустой. На подносе лежат различные "инструменты": ложки, совочки, кисточки, тарелочки, трубочки для дутья, различные сита.

- Дети, для того, чтобы играть с песком, нужно, чтобы он был каким? (Дети перечисляют). Да, песок обязательно должен быть прежде всего чистым. В нем не должно быть никаких посторонних предметов. А в нашей песочнице очень много камешков, листочков и каких-то других предметов. Давайте подумаем, как же нам сделать песок чистым. Только сделать это нужно очень-очень быстро. Наверное, придется нам еще раз придумывать какой -то интересный фокус, который поможет нам выполнить задание.

Дети пробуют очистить песок разными способами (руками, палочками, ложками). Но это очень долго. Тогда воспитатель предлагает использовать сито. Дети самостоятельно просеивают песок. Весь "мусор" остается на сите, потому что сито "волшебное"

- А еще я хочу предложить вам, ребята, превратить обычный песок в цветной.

Опыт - фокус "Цветной песок"

- Дети, как можно очень быстро сделать обычный песок цветным , если взять в руки цветные прозрачные стеклышки? (Предположения детей)

Дети берут разноцветные стеклышки и смотрят через них на песок. Песок приобретает разные цвета и оттенки, которые получаются путем наложения цветных стекол друг на друга.

- Это упражнение тоже очень похоже на фокус!

Коммуникативная,

познавательно-исследовательская

Регулятивные:

выполняют нужные действия; преодолевают трудности; выдерживают темп;

личностные:

проявляют интерес, активность, ориентируются в ситуации;

коммуникативные:

соблюдают правила работы с песком и правила поведения в группе, внимательно слушают друг друга, помогают друг другу; задают вопросы и отвечают на вопросы воспитателя

4. Закрепление

Упражнение - игра "Рисунок из песка"

На листе бумаги дети наносят клеевым карандашом какой-то набросок, затем посыпают его песком (через сито или просто из кулачка). Песок прилипает к клею и остается на листе. Если через некоторое время песок стряхнуть, то станет виден рисунок из приклеившегося песка.

В дальнейшем можно использовать для рисования цветной песок и получать цветные рисунки..

Коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

игровая

Личностные: проявляют интерес, активность, регулятивные: выполняют нужные действия, выдерживают темп; коммуникативные: высказывают свое мнение

5. Физкультминутка

Поиграйте-ка с нашим песочком, пройдите по ямкам, по кочкам.

Попрыгайте и закопайтесь, песчинки стряхните, расслабьтесь.

Оставьте следы кулачков и маленьких пальцев скачков.

Сгребите его и сожмите, возьмите в ладошки и отпустите.

Спасибо, милый наш песок, что с нами ты играть готов

Коммуникативная,

двигательная,

игровая

Регулятивные: выполняют действия по инструкции;

коммуникативные: внимательно слушают, повторяют движения педагога, соблюдают правила

6. Рефлексия

- Мы были сегодня настоящими фокусниками и волшебниками. Фокусы у нас получились, потому что мы хорошо знаем и помним свойства песка.

- Какие свойства песка мы сегодня использовали? (Ответы детей: сухой песок - сыпучий; его можно пересыпать из одного сосуда в другой; его можно "окрашивать" в разные цвета).

- Мы узнали, что с песком можно не только экспериментировать и играть, но и показывать фокусы. Нам не бывает скучно, если у нас есть песок в песочнице.

- Давайте скажем "СПАСИБО" нашему песочку.

Дети говорят, что им больше всего понравилось и благодарят песок:

" Спасибо, милый наш песок, что с нами ты играть готов!"

Коммуникативная

Личностные: проявляют активность, интерес

коммуникативные: активно общаются, соблюдая правила, умеют оценивать себя и сверстников, выражают эмоций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста

Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний...

Технологическая карта занятия на тему игра-путешествие «Сокровища пустыни»

Основной вид детской деятельности:  Игровая, изобразительная Форма проведения мероприятия: Подгрупповая Используемые образовательные технологии: Игровая, Здоровьесберегающая Цель в...

Технологическая карта занятия «Эксперименты с песком, глиной и землей»

Технологическая карта занятия «Эксперименты с песком, глиной и землей»...

Конспект Игры-занятия с дидактическим материалом (Технологическая карта) по Развитию познавательной активности «Медведица и медвежата» Ранняя группа

Конспект Игры-занятия с дидактическим материалом (Технологическая карта) по Развитию познавательной активности «Медведица и медвежата» Ранняя группа...

Технологическая карта занятия с песком и водой с дошкольниками.

Технологическая карта занятия с песком и водой с дошкольниками....

Технологическая карта занятия «Арифметические действия с материалом «Золотой банк» по методу Марии Монтессори.

Технологическая карта занятия«Арифметические действия с материалом «Золотой банк»по методу Марии Монтессори....

Технологическая карта занятия по изобразительной деятельности «Знакомство с природным материалом»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Познавательное», «Социально-Коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое ...