Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Синичкин день»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sinichkin_den.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 49»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию
в старшей группе № 22
«Синичкин день»
Воспитатель: Головенко О.С.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Синичкин день»
Цель: Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день».
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Научить распознавать птиц по характерным внешним признакам.
3.Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.
Развивающие:
1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением .
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
3. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
Ход НОД:
Воспитатель: Загадывает загадку про синичку.
Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощения наше ей снится.
Прилетает к нам часто… (синица).
Рассматривают синичку на картинке.
Выясняю, что она зимующая птица. И сегодня в народном календаре ее день
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.
В народе говорили:
«Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.
Воспитатель: ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру «Прилетели птицы». Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно похлопать в ладоши. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети хлопают.
Воспитатель: Что неправильно?
Дети: мухи.
Воспитатель: А мухи-это кто?
Дети: Мухи-это насекомые.
Воспитатель: прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети хлопают. Игра продолжается.
Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
Воспитатель: Ребята, синичка очень дружелюбная птичка и однажды она прилетит к вам со своими друзьями. А с какими вы узнаете из игры, которая называется «Угадай по части птицу».
В-ль показывает детям картинки с изображением птиц, прикрытые листками бумаги с «окошками». Объясняет, что в окошко им будет видна часть той или иной знакомой птицы и по ней они должны угадать, что за птица нарисована на картинке. В-ль подводит детей к выводу, что через окошки они видели характерные особенности птицы- то, что отличает одну птицу от другой.(чёрный длинный хвост и белый бок, красная грудка, «красная шапочка»-мощный клюв и т. д).
Воспитатель: молодцы ребята, птичкам так понравилось, как вы узнаёте птиц, и они предлагают спеть с ними. Хотите?
Дети: да
Проводится игра “Птичий концерт”
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – тинь – тинь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – дю – дю – дю
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Воспитатель: Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Теремок”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.
Дидактическое упражнение «Накорми» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).
Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами на каждой кормушке – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (отнесите блюдце с хлебом в кормушку этой птичке). Какая птица любит сало? А какая птица зимой питается ягодами рябины?
Как мы можем помочь птицам зимой? Ответы детей (смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц).
Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
- Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель: Наша задача, ребята, не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.
Ребята! Мы с вами сделали нужное и полезное дело накормили птиц, а они в свою очередь отблагодарят нас своим прелестным щебетанием, да и просто своим присутствием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в зимний лес».
Конспект интегрированного НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в зимний лес»....
"Сохраним жизнь на Земле" - конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Задачи: закреплять знания детей о природе, о бережном и...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в старшей группе "Знатоки природы"
Цель: Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.Задачи: • Закрепить представления детей о живой и неживой природе;• Вырабатывать умение быстро находить пра...
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в зимний лес».
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в зимний лес». Интеграция образовательных областей: Познание, соц...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Зима,изменения в растительном мире"....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Лесовику».
Расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека; способствовать формированию бережного отношения к окружающей природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию с детьми старшей группы .
Тема: «Ознакомление со временем года « Зима»...