Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шишигина Олеся Алексеевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Зима,изменения в растительном мире".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе

Тема: «Зима, изменения в растительном мире»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: ознакомление с природой и природными явлениями.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Формировать представление о снеге и его свойствах.
  • Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
  • Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Вызвать положительные эмоции.
  • Радость от открытий, полученных в результате опытов.

Методы и приемы:

- практические – наблюдения.

- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.

- словесные – беседа по данной теме.

Материалы и оборудование: наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, ложка одноразовая, три емкости воды, салфетки и полотенце, пластилин.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, звуковой анализ.

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и  отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель читает детям стихотворение.

Дети слушают воспитателя.

Дети вспомнили время года зима.

2

Воспитатель предлагает побеседовать о зиме. Загадывает загадки.

 Дети соглашаются побеседовать о зиме.

Отгадывают загадки

Дети вспомнили признаки зимы.

3

Воспитатель предлагает сделать физминутку «Снежинки».

Дети делают физминутку «Снежинки».

Дети сняли усталость, напряжение.

4

Воспитатель предлагает провести опыт со снегом.

Дети проводят опыт со снегом.

Дети узнали, что снег в тепле растаял, он грязный, не имеет запаха.

5

Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику.

Дети делают пальчиковую гимнастику.

Дети сняли усталость, напряжение.

6

Воспитатель предлагает детям из пластилина вылепить снеговика.

Дети лепят из пластилина снеговика.

Дети закрепили знания приемов отщипывания и скатывание пластилина.

7

Воспитатель задает детям вопросы о зиме.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети закрепили знания об изменениях зимой в растительном мире.

Итоговое мероприятие: выставка детских поделок из пластилина «Снеговик».

Ход занятия:

Воспитатель читает детям стихотворение.

Белая береза 
Под моим окном 
Принакрылась снегом, 
Точно серебром. 
На пушистых ветках 
Снежною каймой 
Распустились кисти 
Белой бахромой. 
И стоит береза 
В сонной тишине, 
И горят снежинки 
В золотом огне. 
А заря, лениво 
Обходя кругом, 
Обсыпает ветки 
Новым серебром.  С. Есенин

Воспитатель предлагает побеседовать о зиме.

-Дети, сегодня мы с вами побеседуем о зиме. Я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушать.

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет - когда это бывает?

/Зимой/

-Как вы догадались? /выслушиваю нескольких детей/.

- Да, это зимой замерзают пруды и реки, их покрывает скользкий и

твердый лед, по которому можно кататься на коньках.

-А какое сейчас время года?

-А как вы узнали, что началась зима?

-Что же выпадает зимой? Послушайте загадку:

Скатерть бела

Весь свет одела

/Снег/

-Как вы догадались, что эта загадка про снег? /Выслушиваю ответы

детей/.

-Послушайте еще загадку:

Что за звездочки сквозные?

На пальто и на платке?

Все сквозные вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

/Снежинки/

-Какой формы бывают снежинки? На что они похожи? /На звездочки/.

-Всегда ли снег бывает одинаковый?

-Из какого снега можно лепить снежную бабу? /Из рыхлого, мокрого/.

Загадываю еще одну загадку.

Не зверь, а воет.

/Ветер/

-Что это?

А про что эта загадка?

Без рук, без ног, а стучит,

В избу просится.

Кручу, верчу, знать ничего не хочу.

/Метель/

-Почему про ветер придумали такие загадки? Одинаков ли бывает ветер?

-Приятно ли в ветряную погоду гулять?

-Почему? /Выслушиваю ответы детей/.

-Загадываю загадку:

Кто мостик на реке мостит?

Без топора, без гвоздей,

Без клиньев, без досок.

/Мороз/

-Дети, скажите, на чем же можно кататься зимой? / Выслушиваю ответы

детей/.

-Правильно, ребята, зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках.

Загадки:

Льется речка - мы лежим.

Лед на речке – мы бежим.

/Коньки/

Две в руках, две в ногах,

Не провалишься в снегах,

А пройдешь без труда

И оставишь два следа.

/Лыжи/

- Как же вы догадались? / Выслушиваю ответы детей/.

Я катаюсь на нем

До вечерней зари

Но ленивый мой конь

Возит только с горы

А на горку всегда

Сам пешком я иду,

А коня своего

За веревку веду.

/Санки/.

-Мы с вами говорим о том, что зимой холодно, мороз, ветер, метель. А

почему же люди не мерзнут зимой? Что они одевают на себя зимой?

Загадываю загадку:

Две сестрички, две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мерзли пять и пять.

/Перчатки/

Воспитатель предлагает сделать физминутку «Снежинки».

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Воспитатель предлагает провести опыт со снегом.

Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику.

Давай, дружок, смелей, дружок, "Лепят снежок". 
Кати по снегу свой снежок — "Катят". 
Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками. 
И станет ком снеговиком. "Рисуют" руками снеговика. 
Его улыбка так светла! Показывают улыбку. 
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают. 
Но солнце припечет слегка — Рука у лба, смотрят на солнце. 
Увы — и нет снеговика. Пожимают плечами, руки в стороны.

Воспитатель предлагает детям из пластилина вылепить снеговика.

Воспитатель задает детям вопросы о зиме.

- Какие изменения происходят в неживой природе? 
-Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает? 
-Какие изменения происходят в живой природе? 
-Какие изменения происходят зимой в жизни растений?  



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе

Тема: «Зима, изменения в растительном мире»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: ознакомление с природой и природными явлениями.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Формировать представление о снеге и его свойствах.
  • Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
  • Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Вызвать положительные эмоции.
  • Радость от открытий, полученных в результате опытов.

Методы и приемы:

- практические – наблюдения.

- наглядные – рассматривание картинок, иллюстраций.

- словесные – беседа по данной теме.

Материалы и оборудование: наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, ложка одноразовая, три емкости воды, салфетки и полотенце, пластилин.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, звуковой анализ.

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и  отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель читает детям стихотворение.

Дети слушают воспитателя.

Дети вспомнили время года зима.

2

Воспитатель предлагает побеседовать о зиме. Загадывает загадки.

 Дети соглашаются побеседовать о зиме.

Отгадывают загадки

Дети вспомнили признаки зимы.

3

Воспитатель предлагает сделать физминутку «Снежинки».

Дети делают физминутку «Снежинки».

Дети сняли усталость, напряжение.

4

Воспитатель предлагает провести опыт со снегом.

Дети проводят опыт со снегом.

Дети узнали, что снег в тепле растаял, он грязный, не имеет запаха.

5

Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику.

Дети делают пальчиковую гимнастику.

Дети сняли усталость, напряжение.

6

Воспитатель предлагает детям из пластилина вылепить снеговика.

Дети лепят из пластилина снеговика.

Дети закрепили знания приемов отщипывания и скатывание пластилина.

7

Воспитатель задает детям вопросы о зиме.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети закрепили знания об изменениях зимой в растительном мире.

Итоговое мероприятие: выставка детских поделок из пластилина «Снеговик».

Ход занятия:

Воспитатель читает детям стихотворение.

Белая береза 
Под моим окном 
Принакрылась снегом, 
Точно серебром. 
На пушистых ветках 
Снежною каймой 
Распустились кисти 
Белой бахромой. 
И стоит береза 
В сонной тишине, 
И горят снежинки 
В золотом огне. 
А заря, лениво 
Обходя кругом, 
Обсыпает ветки 
Новым серебром.  С. Есенин

Воспитатель предлагает побеседовать о зиме.

-Дети, сегодня мы с вами побеседуем о зиме. Я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушать.

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет - когда это бывает?

/Зимой/

-Как вы догадались? /выслушиваю нескольких детей/.

- Да, это зимой замерзают пруды и реки, их покрывает скользкий и

твердый лед, по которому можно кататься на коньках.

-А какое сейчас время года?

-А как вы узнали, что началась зима?

-Что же выпадает зимой? Послушайте загадку:

Скатерть бела

Весь свет одела

/Снег/

-Как вы догадались, что эта загадка про снег? /Выслушиваю ответы

детей/.

-Послушайте еще загадку:

Что за звездочки сквозные?

На пальто и на платке?

Все сквозные вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

/Снежинки/

-Какой формы бывают снежинки? На что они похожи? /На звездочки/.

-Всегда ли снег бывает одинаковый?

-Из какого снега можно лепить снежную бабу? /Из рыхлого, мокрого/.

Загадываю еще одну загадку.

Не зверь, а воет.

/Ветер/

-Что это?

А про что эта загадка?

Без рук, без ног, а стучит,

В избу просится.

Кручу, верчу, знать ничего не хочу.

/Метель/

-Почему про ветер придумали такие загадки? Одинаков ли бывает ветер?

-Приятно ли в ветряную погоду гулять?

-Почему? /Выслушиваю ответы детей/.

-Загадываю загадку:

Кто мостик на реке мостит?

Без топора, без гвоздей,

Без клиньев, без досок.

/Мороз/

-Дети, скажите, на чем же можно кататься зимой? / Выслушиваю ответы

детей/.

-Правильно, ребята, зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках.

Загадки:

Льется речка - мы лежим.

Лед на речке – мы бежим.

/Коньки/

Две в руках, две в ногах,

Не провалишься в снегах,

А пройдешь без труда

И оставишь два следа.

/Лыжи/

- Как же вы догадались? / Выслушиваю ответы детей/.

Я катаюсь на нем

До вечерней зари

Но ленивый мой конь

Возит только с горы

А на горку всегда

Сам пешком я иду,

А коня своего

За веревку веду.

/Санки/.

-Мы с вами говорим о том, что зимой холодно, мороз, ветер, метель. А

почему же люди не мерзнут зимой? Что они одевают на себя зимой?

Загадываю загадку:

Две сестрички, две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мерзли пять и пять.

/Перчатки/

Воспитатель предлагает сделать физминутку «Снежинки».

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Воспитатель предлагает провести опыт со снегом.

Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику.

Давай, дружок, смелей, дружок, "Лепят снежок". 
Кати по снегу свой снежок — "Катят". 
Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками. 
И станет ком снеговиком. "Рисуют" руками снеговика. 
Его улыбка так светла! Показывают улыбку. 
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают. 
Но солнце припечет слегка — Рука у лба, смотрят на солнце. 
Увы — и нет снеговика. Пожимают плечами, руки в стороны.

Воспитатель предлагает детям из пластилина вылепить снеговика.

Воспитатель задает детям вопросы о зиме.

- Какие изменения происходят в неживой природе? 
-Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает? 
-Какие изменения происходят в живой природе? 
-Какие изменения происходят зимой в жизни растений?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в зимний лес».

Конспект интегрированного НОД по экологическому воспитанию  в старшей группе «Путешествие в зимний лес»....

Непосредственно - образовательная деятельность по экологическому воспитанию в старшей группе «Красная книга Тверской области»

Воспитывать доброе, милосердное и ответственное отношение к природе, воспитывать любовь к природе и заботу о ней....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Осень (золотая осень), изменения в растительном мире»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группеТема: «Осень (золотая осень), изменения в растительном мире» Интеграция образовательных...

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по экологическому воспитанию  в старшей группе «Путешествие в зимний лес».

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по экологическому воспитанию  в старшей группе «Путешествие в зимний лес».  Интеграция образовательных областей: Познание, соц...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Комнатные цветы»

В игровой форме систематизируются знания о комнатных растений с применением экспериментирования...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Синичкин день»

Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день»....