Формирование познавательных действий, любознательности, первичных объектах окружающего мира, особенностях природы.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование познавательных действий, любознательности, первичных объектах окружающего мира, особенностях природы.
№ | Тема занятия | Программные задачи | Используемая литература |
Сентябрь | |||
1. | «Путешествие в осенний лес» | Вызвать интерес к ярким сезонных изменениях в природе; обогащать и поддержать детское любопытство, через исследование и наблюдение | (О.М.Ельцова 3,стр 15) |
2. | «Рассматривание березы» | уточнить представления о том, что дерево – это растения, о его основных частях (корень, ствол, ветви, листья), используя модель; воспитывать интерес к рассматриванию деревьев. | (О.А.Воронкевич, стр.10) |
3. | Идем в лес за грибами» | обогащать представление детей о дарах осени в лесу; закрепить умения описывать предметы, замечая характерные признаки; развивать воображение детей, способность эмоционально откликаться, переживать радость общения друг с другом. | (Полынова В.К. стр. 99) |
4. | «Ядовитые растения» | Учить детей не трогать незнакомые растения в лесу, дать знания о том, что некоторые растения опасны для человека. | (Полынова В.К. стр. 101) |
Октябрь | |||
5. | «Овощи» | Уточнить и закрепить представления детей о овощах ; продолжить учить классифицировать овощи и фрукты | (О.М.Ельцова 4 , стр 18) |
6. | «Фрукты» | Уточнить и закрепить представления детей о фруктах; продолжить учить классифицировать овощи и фрукты | (О.М.Ельцова 4 , стр 18) |
7. | «Мытье комнатного растения» | формировать у детей знания о структуре трудового процесса: с помощью моделей учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты, учить трудовым действиям и их последовательности, формировать умение соотносить результат с целью; воспитывать желание помогать растениям. | (О.А.Воронкевич, стр.12) |
8. | «Пернатые друзья» | познакомить детей с понятиями «Перелетные птицы» и «зимующие птицы»; способствовать формированию умений называть отличительные особенности птиц | (О.М.Ельцова 8,стр 34 ) |
Ноябрь | |||
9. | «Наблюдение за котенком» | развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части тела животного (Голова, туловище, ноги, хвост); учить различать характерные признаки кота: тело животного покрыто шерстью, уши треугольной формы, усы, характерный хвост, в лапах спрятаны когти. Характерная пища: молоко, рыба, мясо. Способ питания: грызет зубами, лакает языком; Развивать умение соотносить анализатор и признаки объекта. | (О.А.Воронкевич, стр.8) |
10. | «Рассматривание и сравнение кошки и кролика» | закреплять умение выделять и правильно называть части тела животного, его способности. Используя знакомые модели, закрепить знания и умения пользоваться ими; поддерживать интерес у детей к наблюдению за животными. Побуждать их сравнению животных (кошки и кролика), нахождению признаков различия и сходства (уши, глаза, хвост, шерсть, способ передвижения, питания); активизировать речь детей, используя слова «шерсть», «грызёт», «ходит мягко», «прыгает» и другие. | (О.А.Воронкевич, стр.13) |
11. | «Рассказ воспитателя «Как звери в лесу готовятся к зиме» | формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячки, запасы на зиму). | (О.А.Воронкевич, стр.11) |
12. | «Поливка комнатного растения» | показать детям потребность растений во влаге; обучить самому процессу поливки; вызывать у детей желание ухаживать за растением. | (О.А.Воронкевич, стр.14) |
13. | «Рассматривание комнатного растения - бальзамина» | учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок); развивать сосредоточенность внимания; воспитывать способность переживать чувство радости о рассматривания растения. | (О.А.Воронкевич, стр.9) |
Декабрь | |||
14. | «Что случилось с куклой Таней» | Познакомить детей с изменениями в природе; содействовать накоплению ребенком опыта познания окружающего мира | (О.М.Ельцова 5,стр 22 ) |
15. | «Юля –капризуля в гостях у ребят» | Закрепить знания о том, что характерно только для зимы; формировать исследовательский интерес детей в ходе экспериментирования со снегом | (О.М.Ельцова 16,стр 62 ) |
16. | «Сказка о маленькой елочке» | Проложить знакомство с особенностями внешнего вида деревьев, учить их различать, узнавать и называть дать представления о пользе деревьев, побуждать детей заботиться о них | (О.М.Ельцова 14,стр 56 ) |
17. | «Рассматривание снегиря» | познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц; закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды); воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц; активизировать словарь: «снегирь», «красногрудый», «клюет ягоды», «рябина». | (О.А.Воронкевич, стр.17) |
Январь | |||
18. | «Сравнение снегиря с вороной | закрепить знания детей о вороне; учить сравнивать двух птиц, находя признаки различия (величина тела, цвет перьев) и сходства (крылья, клюв, ноги); развивать интерес к жизни комнатных растений и птиц. | (О.А.Воронкевич, стр.18) |
19. | «Как звери в лесу готовятся к зиме» | формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячки, запасы на зиму). | (О.А.Воронкевич, стр.11) |
20. | «Как Мишка в футбол играл» | Расширить представления детей о животных северных | (О.М.Ельцова 19,стр 73 ) |
Февраль | |||
21. | «Посадка лука» | закрепить знание о потребности растения в земле; закрепить представление о последовательности трудового процесса; воспитывать интерес к труду в природе. | (О.А.Воронкевич, стр.16) |
22. | «Наблюдение за рыбкой» | продолжить развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники), отличительные ее признаки (чешуйки); закреплять знания о том, что рыбке для жизни необходимы вода и пища; воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой, живущей в аквариуме. | (О.А.Воронкевич, стр.9) |
23. | «Рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика» | дать детям общее представление о золотой рыбке (вуалехвост), о разнообразии аквариумных рыб; уточнить и закрепить знания детей о внешних признаках рыб. Использовать модели, закрепить знания моделей, умение пользоваться ими при сравнении; учить различать аквариумных рыбок по характерным признакам (окраске, величине); активизировать словарь детей: «аквариум», «плавники», «плавает», «хватает корм». | (О.А.Воронкевич, стр.15) |
24. | «Путешествие в весенний лес» | формировать представление детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег (проталины), изменяется одежда людей; показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных (на ветках деревьев и кустов набухают почки, появляется первая травка, первые цветы)
| (О.А.Воронкевич, стр.20) |
25. | «Путешествие в весенний лес» | показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных (звери в лесу меняют окраску, просыпаются после зимней спячки, появляются насекомые, из тёплых краёв прилетают птицы); активизировать мыслительную деятельность детей за счет решения логических задач; развивать память, внимание, воображение, активизировать словарь («весна», «проталина», «сосулька», «скворцы», «грачи»). | (О.А.Воронкевич, стр.20) |
Март | |||
26. | «Сравнение гибискуса (китайской розы) с бальзамином» | закрепить знание о детей о существенных признаках растений (корень, лист, стебель, цветок); учить сравнивать растения по их существенным признакам, выделяя признаки сходства и различия; развивать любознательность. | (О.А.Воронкевич, стр.18) |
27. | «Поливка комнатного растения» | показать детям потребность растений во влаге; обучить самому процессу поливки; вызывать у детей желание ухаживать за растением. | (О.А.Воронкевич, стр.14) |
28. | «Скворец за морем жил зимой, теперь вернулся он домой» | Формировать представления о характерных признаках весны; утонить и расширит словарь по теме «Весна» | (О.М.Ельцова 24,стр 91 ) |
29. | «Посадка растений » | закрепить представление о последовательности трудового процесса; воспитывать интерес к труду в природе. | (О.А.Воронкевич, стр.16) |
Апрель | |||
30. | «Берегись насекомых» | -дать детям знания правил поведения при встрече с разными насекомыми. | (Полынова В.К. стр. 106) |
31. | «Сравнение одуванчика с тюльпаном» | учить детей различать и называть первоцветы (мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик, тюльпан); развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки у одуванчика и тюльпана, пользуясь моделями; закреплять умение правильно называть основные части растений; совершенствовать навыки обследовательских действий; вызывать радовать от красоты растений, воспитывать бережное отношение к ним | (О.А.Воронкевич, стр.22) |
32. | «Сравнение дерева с кустарником» | формировать представление о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие существенные признаки (корень, стебель, лист), есть и различия – у дерева один стебель (ствол), а у кустарника много; развивать аналитическое мышление; воспитывать интерес в жизни растений. | (О.А.Воронкевич, стр.21) |
33. | «Составление рассказа о комнатном растении» | учить детей составлять небольшой описательный рассказ о растении, опираясь на модель; развивать связную речь; воспитывать умение слушать друг друга. | (О.А.Воронкевич, стр.19) |
Май | |||
34. | «Мой родной поселок» | Расширить представления природе родного края | (О.М.Ельцова 30,стр 110) |
35. | «Солнечный удар» | -учить детей правилам поведения в жаркие летние дни». | (Полынова В.К. стр. 109) |
36. | «Вот оно какое, наше лето» | Расширить представления я детей о лете, летних изменениях в природе, развивать наблюдательность, расширить знания о свойствах песка | (О.М.Ельцова 32,стр 115 ) |
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование познавательных действий, любознательности, первичных объектах окружающего мира, особенностях природы.
№ | Тема занятия | Программные задачи | Используемая литература |
Сентябрь | |||
1. | «Путешествие в осенний лес» | Вызвать интерес к ярким сезонных изменениях в природе; обогащать и поддержать детское любопытство, через исследование и наблюдение | (О.М.Ельцова 3,стр 15) |
2. | «Рассматривание березы» | уточнить представления о том, что дерево – это растения, о его основных частях (корень, ствол, ветви, листья), используя модель; воспитывать интерес к рассматриванию деревьев. | (О.А.Воронкевич, стр.10) |
3. | Идем в лес за грибами» | обогащать представление детей о дарах осени в лесу; закрепить умения описывать предметы, замечая характерные признаки; развивать воображение детей, способность эмоционально откликаться, переживать радость общения друг с другом. | (Полынова В.К. стр. 99) |
4. | «Ядовитые растения» | Учить детей не трогать незнакомые растения в лесу, дать знания о том, что некоторые растения опасны для человека. | (Полынова В.К. стр. 101) |
Октябрь | |||
5. | «Овощи» | Уточнить и закрепить представления детей о овощах ; продолжить учить классифицировать овощи и фрукты | (О.М.Ельцова 4 , стр 18) |
6. | «Фрукты» | Уточнить и закрепить представления детей о фруктах; продолжить учить классифицировать овощи и фрукты | (О.М.Ельцова 4 , стр 18) |
7. | «Мытье комнатного растения» | формировать у детей знания о структуре трудового процесса: с помощью моделей учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты, учить трудовым действиям и их последовательности, формировать умение соотносить результат с целью; воспитывать желание помогать растениям. | (О.А.Воронкевич, стр.12) |
8. | «Пернатые друзья» | познакомить детей с понятиями «Перелетные птицы» и «зимующие птицы»; способствовать формированию умений называть отличительные особенности птиц | (О.М.Ельцова 8,стр 34 ) |
Ноябрь | |||
9. | «Наблюдение за котенком» | развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части тела животного (Голова, туловище, ноги, хвост); учить различать характерные признаки кота: тело животного покрыто шерстью, уши треугольной формы, усы, характерный хвост, в лапах спрятаны когти. Характерная пища: молоко, рыба, мясо. Способ питания: грызет зубами, лакает языком; Развивать умение соотносить анализатор и признаки объекта. | (О.А.Воронкевич, стр.8) |
10. | «Рассматривание и сравнение кошки и кролика» | закреплять умение выделять и правильно называть части тела животного, его способности. Используя знакомые модели, закрепить знания и умения пользоваться ими; поддерживать интерес у детей к наблюдению за животными. Побуждать их сравнению животных (кошки и кролика), нахождению признаков различия и сходства (уши, глаза, хвост, шерсть, способ передвижения, питания); активизировать речь детей, используя слова «шерсть», «грызёт», «ходит мягко», «прыгает» и другие. | (О.А.Воронкевич, стр.13) |
11. | «Рассказ воспитателя «Как звери в лесу готовятся к зиме» | формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячки, запасы на зиму). | (О.А.Воронкевич, стр.11) |
12. | «Поливка комнатного растения» | показать детям потребность растений во влаге; обучить самому процессу поливки; вызывать у детей желание ухаживать за растением. | (О.А.Воронкевич, стр.14) |
13. | «Рассматривание комнатного растения - бальзамина» | учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок); развивать сосредоточенность внимания; воспитывать способность переживать чувство радости о рассматривания растения. | (О.А.Воронкевич, стр.9) |
Декабрь | |||
14. | «Что случилось с куклой Таней» | Познакомить детей с изменениями в природе; содействовать накоплению ребенком опыта познания окружающего мира | (О.М.Ельцова 5,стр 22 ) |
15. | «Юля –капризуля в гостях у ребят» | Закрепить знания о том, что характерно только для зимы; формировать исследовательский интерес детей в ходе экспериментирования со снегом | (О.М.Ельцова 16,стр 62 ) |
16. | «Сказка о маленькой елочке» | Проложить знакомство с особенностями внешнего вида деревьев, учить их различать, узнавать и называть дать представления о пользе деревьев, побуждать детей заботиться о них | (О.М.Ельцова 14,стр 56 ) |
17. | «Рассматривание снегиря» | познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц; закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды); воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц; активизировать словарь: «снегирь», «красногрудый», «клюет ягоды», «рябина». | (О.А.Воронкевич, стр.17) |
Январь | |||
18. | «Сравнение снегиря с вороной | закрепить знания детей о вороне; учить сравнивать двух птиц, находя признаки различия (величина тела, цвет перьев) и сходства (крылья, клюв, ноги); развивать интерес к жизни комнатных растений и птиц. | (О.А.Воронкевич, стр.18) |
19. | «Как звери в лесу готовятся к зиме» | формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячки, запасы на зиму). | (О.А.Воронкевич, стр.11) |
20. | «Как Мишка в футбол играл» | Расширить представления детей о животных северных | (О.М.Ельцова 19,стр 73 ) |
Февраль | |||
21. | «Посадка лука» | закрепить знание о потребности растения в земле; закрепить представление о последовательности трудового процесса; воспитывать интерес к труду в природе. | (О.А.Воронкевич, стр.16) |
22. | «Наблюдение за рыбкой» | продолжить развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники), отличительные ее признаки (чешуйки); закреплять знания о том, что рыбке для жизни необходимы вода и пища; воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой, живущей в аквариуме. | (О.А.Воронкевич, стр.9) |
23. | «Рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика» | дать детям общее представление о золотой рыбке (вуалехвост), о разнообразии аквариумных рыб; уточнить и закрепить знания детей о внешних признаках рыб. Использовать модели, закрепить знания моделей, умение пользоваться ими при сравнении; учить различать аквариумных рыбок по характерным признакам (окраске, величине); активизировать словарь детей: «аквариум», «плавники», «плавает», «хватает корм». | (О.А.Воронкевич, стр.15) |
24. | «Путешествие в весенний лес» | формировать представление детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег (проталины), изменяется одежда людей; показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных (на ветках деревьев и кустов набухают почки, появляется первая травка, первые цветы) | (О.А.Воронкевич, стр.20) |
25. | «Путешествие в весенний лес» | показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных (звери в лесу меняют окраску, просыпаются после зимней спячки, появляются насекомые, из тёплых краёв прилетают птицы); активизировать мыслительную деятельность детей за счет решения логических задач; развивать память, внимание, воображение, активизировать словарь («весна», «проталина», «сосулька», «скворцы», «грачи»). | (О.А.Воронкевич, стр.20) |
Март | |||
26. | «Сравнение гибискуса (китайской розы) с бальзамином» | закрепить знание о детей о существенных признаках растений (корень, лист, стебель, цветок); учить сравнивать растения по их существенным признакам, выделяя признаки сходства и различия; развивать любознательность. | (О.А.Воронкевич, стр.18) |
27. | «Поливка комнатного растения» | показать детям потребность растений во влаге; обучить самому процессу поливки; вызывать у детей желание ухаживать за растением. | (О.А.Воронкевич, стр.14) |
28. | «Скворец за морем жил зимой, теперь вернулся он домой» | Формировать представления о характерных признаках весны; утонить и расширит словарь по теме «Весна» | (О.М.Ельцова 24,стр 91 ) |
29. | «Посадка растений » | закрепить представление о последовательности трудового процесса; воспитывать интерес к труду в природе. | (О.А.Воронкевич, стр.16) |
Апрель | |||
30. | «Берегись насекомых» | -дать детям знания правил поведения при встрече с разными насекомыми. | (Полынова В.К. стр. 106) |
31. | «Сравнение одуванчика с тюльпаном» | учить детей различать и называть первоцветы (мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик, тюльпан); развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки у одуванчика и тюльпана, пользуясь моделями; закреплять умение правильно называть основные части растений; совершенствовать навыки обследовательских действий; вызывать радовать от красоты растений, воспитывать бережное отношение к ним | (О.А.Воронкевич, стр.22) |
32. | «Сравнение дерева с кустарником» | формировать представление о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие существенные признаки (корень, стебель, лист), есть и различия – у дерева один стебель (ствол), а у кустарника много; развивать аналитическое мышление; воспитывать интерес в жизни растений. | (О.А.Воронкевич, стр.21) |
33. | «Составление рассказа о комнатном растении» | учить детей составлять небольшой описательный рассказ о растении, опираясь на модель; развивать связную речь; воспитывать умение слушать друг друга. | (О.А.Воронкевич, стр.19) |
Май | |||
34. | «Мой родной поселок» | Расширить представления природе родного края | (О.М.Ельцова 30,стр 110) |
35. | «Солнечный удар» | -учить детей правилам поведения в жаркие летние дни». | (Полынова В.К. стр. 109) |
36. | «Вот оно какое, наше лето» | Расширить представления я детей о лете, летних изменениях в природе, развивать наблюдательность, расширить знания о свойствах песка | (О.М.Ельцова 32,стр 115 ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/15/picture-797974-1466001169.jpg)
Формирование познавательно-исследовательского интереса через познания окружающего мира
Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создае...
Конспект НОД о/о "Познавательное развитие по разделу "Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира" "Мы - модельеры" в подготовительной группе
Коспект направлен на поддержание интереса детей к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математьического содержания, желание и стремление к познавательной деятельности....
Конспект НОД в средней группе о/о «Познавательное развитие» раздел «Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира» «О чем «рассказывает» одежда?»
Конспект занятия направлен на закрепление знаний детей о разнообразии видов одежды; о назначении одежды; на формирование умений детей различать и называть предметы одежды; на закрепление у...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1266632-1606676905.jpg)
Педагогический проект "Формирование познавательных действий первичных представлений об объектах окружающего мира"
Педагогический проект. ...
Конспект НОД о/о «Познавательное развитие» по разделу «Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира» «В гостях у повара – как варится каша» во второй младшей группе
В конспекте показан как формируются элементарные представления об объектах окружающего мира, о занятиях и профессиях взрослых (повар), их профессиональных принадлежностях; развиваются навыки общения д...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/17/picture-1448692-1673941779.jpg)
Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
Овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка большое значение для развития эстетического восприятия, образного представления, эстетических чувств (форма, цвет, композиция)....
Занятие в старшей группе «Какая бывает одежда» Тема: Какая бывает одежда Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, материале, пространстве и времени, причина
Занятие в старшей группе «Какая бывает одежда» Тема: Какая бывает одеждаЦель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов...