Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Кормильцева Елена Юрьевна

Овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка большое значение для развития эстетического восприятия, образного представления, эстетических чувств (форма, цвет, композиция). Интерес к рисованию появляется у детей рано. Малыш хочет и может пытаться изображать что-то в том случае, если у него есть яркий образ предмета. Такой образ возникает, когда сам объект эмоционально значим  для малыша (мама, любимая игрушка и т.д.) Возможность изображать предметы, занимающие чувства и мысли малыша, в будущем  явиться для него источником стремления  научится изображать их более совершенно. Несмотря на то, что их рисунки получаются очень несовершенными, маленькие дети склонны отражать в них свои чувства и отношение, что так важно для того, чтобы это занятие доставляло ребенку удовлетворение и интерес, было творческим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kormiltseva_5.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка большое значение для развития эстетического восприятия, образного представления, эстетических чувств (форма, цвет, композиция). Интерес к рисованию появляется у детей рано. Малыш хочет и может пытаться изображать что-то в том случае, если у него есть яркий образ предмета. Такой образ возникает, когда сам объект эмоционально значим  для малыша (мама, любимая игрушка и т.д.) Возможность изображать предметы, занимающие чувства и мысли малыша, в будущем  явиться для него источником стремления  научится изображать их более совершенно. Несмотря на то, что их рисунки получаются очень несовершенными, маленькие дети склонны отражать в них свои чувства и отношение, что так важно для того, чтобы это занятие доставляло ребенку удовлетворение и интерес, было творческим.

Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыши знакомятся с их свойствами и качествами. У ребенка раннего возраста уже формируются сенсорные ориентировки в цвете, форме, влияние, фактуре предметов развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительными материалами. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – все это требует еще и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления. Все это говорит о колоссальных  возможностях не только сенсорного, но и умственного развития детей в условиях изобразительной деятельности (Н.Н Поддьяков, Н.П. Сакулина, С.Т. Комарова).  В изобразительной деятельности у самых маленьких детей на уровне предпосылок вполне успешно формируются базисные качества личности, как коллективность, любознательность. Способность замечать своеобразие мира – это начало творчества, которое проявляется затем при создании образа.

Если мы посмотрим на изобразительную деятельность малыша, то увидим, что у него также возникает желание поделится узнанным с близкими людьми в рисунке. Этим ребенок приобщает близкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей, - он счастлив. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчество.

Многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. И чем раньше «окунётся» ребенок в мир прекрасного – тем гармоничнее будет его развитие.

Ребёнок в раннем возрасте впервые приобщается к миру искусства, у него возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов. Формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольностъ, устойчивость, подвижность), величин (большой/маленький, длинный/короткий и др.), поверхности (пушистый, гладкий, шершавый и др.).

Ребенок эмоционально воспринимает содержание, реагируя жестами, мимикой. Его привлекают яркие краски, карандаши, большой лист бумаги; он испытывает удовольствие, рисуя вместе с воспитателем. Надо стремиться к тому, чтобы дети с радостью и желанием занимались этим.

Изображение формы в рисовании малыши осваивают не сразу, быстрее ими овладевают в лепке. Поэтому темы лепки и рисования перекликаются. Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов, дети познают, прежде всего, в процессе собственного художественного опыта.

Игры-занятия изобразительной деятельностью направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке, выявление у них способностей замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках), что способствует воспитанию художественно-эстетических качеств ребёнка.

Цель нашей работы - создать условия для формирования представлений об  эстетических признаках объектов окружающего мира у детей третьего года жизни

 Задачи:

1. Развивать у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью

2.  Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений;

3. Формировать умение рассматривать картинку, рисунок, узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям.

4. Знакомить с произведениями прикладного искусства, которые составляют эстетическую среду, формируя эмоциональную отзывчивость, видение таких средств выразительности как цвет, цветовой ритм.

Свою работу мы начали с проведения диагностики развития в изобразительной деятельности. Выявили трудности в освоении эстетических представлений, получили следующие результаты: 60% детей проявляли интерес лишь к наиболее ярким свойствам предметов и явлений, эмоционально откликались на проявления эстетического, но только по побуждению взрослого; 40% детей проявляют интерес к восприятию предметов, желание их рассматривать, эмоционально откликаются на красивое, выделяют лишь основные признаки предметов, которые делают их красивыми (яркие цвета, основные формы). Проявляют интерес к изобразительным материалам, деятельности. Наибольшие затруднения вызывает определение формы, цвета и характера поверхности объектов.

 Формирование эстетических представлений об объектах окружающего мира у детей мы осуществляли: в повседневной жизни, в играх, в разных видах деятельности. В формировании эстетических представлений особую роль играют прогулки, наблюдения, рассматривание объектов живой и неживой природы, подвижные игры и др. Специальные игры-занятия дают нам возможность уточнить, упорядочить и расширить детские представления. Мы добивались желаемого успеха, проводя  занятия в игровой, занимательной форме, чтобы ввести детей в образную ситуацию, которая поможет им эмоционально воспринимать созданный совместно с воспитателем рисунок, лепку.

Ведущим и главным в нашей работе по формированию представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира мы считаем наглядные методы (наблюдение, рассматривание предмета, показ картин, иллюстраций и т.д.). Ценность наблюдения заключается не только в том, что в его процессе формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. В наблюдении у детей формируется яркое, живое представление об окружающем мире. В своей работе с детьми наблюдение мы  часто сочетаем с элементами обследования, более детального рассматривания каких-то признаков предмета.
Наблюдая с малышами окружающую природу (на прогулке, в уголке природы), мы обращаем внимание на разнообразие цветов и красок (красный, синий, желтый, зеленый, белый, коричневый, черный), помогаем различать их, чтобы использовать затем в рисовании.
Рассматривая с малышами окружающие предметы (яркие игрушки, предметы быта, декоративно – прикладного искусства), мы обращаем их внимание на то, что все предметы состоят из разных форм, имеют определенный цвет.

В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес. Мы поддерживаем и развиваем этот интерес, предлагая детям различные изобразительные материалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски. Так как двухлетние малыши не могут рисовать несколькими красками, мы обращали особое внимание на гармоничное сочетание цвета краски и бумаги. Сочетание цветного пятна с фоном вызывает у детей различные ассоциации, создает определенную настроенность (жёлтое пятно — «огонек», он будет «гореть» только на темно-синем или черном фоне).

Овладение изобразительно-выразительными средствами (ритм, цвет, форма, композиция) обогащает содержание детского рисунка, лепки, позволяя находить сходство с окружающими предметами и явлениями. Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от образного начала. Каждый раз мы старались опираться на выразительность отдельных средств, материала, чтобы приобщать детей к художественной деятельности.

Ориентируясь на то, что детей третьего года жизни интересует мир предметов и действия с ними, мы строили содержание игры на событиях или фактах, центром которых являются различные предметы и действия с ними. Например, под влиянием фольклора (песенок, потешек, сказок) и непосредственных наблюдений малышам становится близким и понятным образ петушка. Вместе с детьми мы обыгрывали игрушечного петушка, для которого дети потом нарисовали горошек, выполняли с ним разные действия: петушок «гуляет», «ищет» зернышки, «разгребает» землю и т.д.

В игровых приемах чаще использовали развернутые практические действия с игрушкой. Это вызвано тем, что рисунки, выполненные  2-х летними детьми, не всегда узнаваемые, а действия, близкие к реальным, с известной игрушкой будет детское воображение, помогают оживить образ.

Художественные произведения, музыка также помогают детям освоить эстетические признаки объектов окружающего мира: они повышают положительное эмоциональное отношение детей к игре, способствует формированию образного представления об изображаемом. Мы считаем, что комплексное воздействие различных видов художественной деятельности способствует созданию эмоционального отношения к образу.  Дидактические игры закрепляют представления детей о эстетических признаках объектов («Большие и маленькие», «Разноцветные фонарики», «Что привез Мишутка» и др. Различные вкладыши, сенсорные панно, игрушки-забавы также помогают нам в освоении свойств объектов.  

Тесное сотрудничество с родителями помогает формировать у малышей  представления об эстетических признаках окружающего мира. Работа шла по следующим направлениям: изучение интереса родителей к вопросу, уровня их педагогической культуры по этой проблеме (с этой целью был проведён опрос "Что такое эстетическое воспитание?",); повышение их педагогической культуры  (с этой целью провели родительское собрание, где сообщили задачи работы с детьми на год, в том числе по разделу " Изобразительное искусство и художественная деятельность", консультации: «Особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста цвета, формы, размера предметов окружающего мира», «Эстетическое воспитание детей третьего года жизни»); активное включение родителей в образовательный процесс (с этой целью привлекли родителей к изготовлению дидактических игр и пособий)

Результаты итогового педагогического обследования по данному вопросу показал: к концу учебного года дети проявляют активный интерес к восприятию эстетических  свойств и явлений, желание рассматривать и действовать с ними; у этих детей наблюдается эмоциональный отклик на проявления эстетического, интерес к изобразительной деятельности, выделяют основные признаки предметов, которые делают их красивыми (яркие цвета, основные формы), большинство детей без затруднений определяют форму, цвет и характер поверхности объектов и выражают эти эстетические признаки объектов в речи.

        Таким образом, формирование представлений об эстетических признаках окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение в развитии личности ребёнка, сочетание различных видов художественной деятельности способствует формированию представлений об эстетических признаках окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи и окружающему миру для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Дикие животные»

Продолжить знакомить детей с дикими животными (заяц ,белка, медведь,).Уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных.Закрепить знания о характерных особенностях внешнего вида и по...

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста "Овощи и фрукты"

Занятие проводится для формирования у детей представления об овощах и фруктах, закрепления умений узнавать и различать овощи и фрукты, побуждения к выссказыванию полными предложениями....

Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

Проект становления эстетического отношения к окружающему миру у детей младшего дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей 1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место. 2. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера д...

Сценарий ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста «Транспорт и средства связи» (вторая младшая группа)

Сценарий ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста«Транспорт и средства связи»(вторая младшая группа)...