Конспект открытого занятия в старшей группе «Золотая рыбка» по ознакомлению с окружающим «Путешествие в Мордовию».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Продолжать формировать представления о республике Мордовия, знакомить с ее культурой и традициями, с мордовским фольклором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_mordva.docx | 44.8 КБ |
mordoviya.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Золотая рыбка» по ознакомлению с окружающим «Путешествие в Мордовию».
Цель: расширить представление детей о народах Поволжья.
Задачи: Продолжать формировать представления о республике Мордовия, знакомить с их культурой и традициями, с мордовским фольклором.
Развивать память, речь, коммуникативные навыки.
Воспитывать патриотические чувства. Продолжать воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Оборудование: презентация «Республика Мордовия», музыка на тему мордовских народных песен, мордовские костюмы, шапочки героев сказки: собака, зайка, медведь, волк, лиса, уж, лягушка, мышка; ширма.
Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций о Мордовии, разучивание стихотворения, частушек и танца, чтение мордовских сказок, инсценировка мордовской сказки «Как собака себе друга искала».
Ход:
Звучит мелодия на тему мордовских народных песен.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Хорошему гостю хозяин рад! (дети отвечают на приветствие)
Ребенок читает стихи:
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
А Родина –Россия
У нас у всех одна!
В. Степанов
Воспитатель: Ребята, мы не просто так начала занятие с этого стихотворения. Как называется страна, в которой мы живем? Дети (ответы детей):
Воспитатель: Правильно, ребята! Как называется страна, в которой мы живем? Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! В ней живут люди разных национальностей, каких? (русские, мордва, татары, евреи, чуваши, якуты, ненцы, кабардинцы, чеченцы и т.д.). Да, ребята, верно. У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня.
Воспитатель: В междуречье Суры и Мокши расположилась Республика Мор-довия, жителей республики называют–мордва. Я предлагаю вам, ребята, отправиться в необычное путешествие, чтобы поближе познакомиться с культурой и традициями мордовского народа. Вы согласны? Ну что же тогда вперед. Итак, друзья, начнем. Для начала я хочу с вами поздороваться на мордовском языке
- Шумбрат, шабат! Это значит здравствуйте, ребята. Ответьте мне.
Дети: Шумбрат!
Дети смотрят на экране презентацию «Республика Мордовия».
Посмотрите, какие это красивые, добродушные, хлебосольные люди.
Народ мордва живет в Среднем Поволжье в Республике Мордовия. Как называется главный город Мордовии? (Саранск ) (слайд 2).
Задания: Найди флаг Мордовии, Найди Герб Мордовии (дети объясняют значение символов), Найди национальный наряд (слайды 3-6).
Многим кажется, что «мордва» - какое-то странное слово. Часто спрашивают, откуда оно происходит, что означает. Оказывается, все очень просто: на древнеперсидском языке «морд» - это «человек, мужчина», а частица «ва» - признак множественного числа. Значит, слово «мордва» означает «много людей». Плодородные долины реки Волги более всего располагали к занятиям рыболовством и земледелием. Соответственно мордва были в основном рыбаки, пахари, животноводы и охотники. А женщины – ткачихи, вышивальщицы.
Мужчины по костюму мало чем отличались от других национальностей. Рубаха да штаны, сшитые из холста, на ногах лапти.
Значительно красочнее женский костюм. Национальный костюм мордовской женщины состоял из белой холщевой рубахи (панар), богато вышитой разноцветной шерстью, поверх которой надевалась одежда, напоминающая халат с разрезом спереди (шушпан-руця) из белого полотна с нашитыми кумачовыми полосами и вышивкой. Поверх «руця» надевался фартук (запун), а рубаха обязательно подпоясывалась длинным шерстяным поясом (каркс) с сумочкой (лакумка), заменявшей карман. На ногах носили холщевые портянки.
Особого внимания заслуживает головной убор. Он различен у замужних женщин, у старух и у девушек. Первые носили «панго», богато украшенную вышивками, бисером и блестками. Вторые носили «панго» же, но без всяких украшений. Девушки на голове носили веночек из бисера и медных цепочек (прясюкс), а в косу вплетали «плаштя пуло» и «тёку».
Наряжались так только на большие праздники, пели, плясали. В Мордовии отмечают Новый год, Рождество, Колядки, Пасху, Масленицу(слайд 8). (входят мальчик и девочка). Исполняют мордовский танец и поют частушки.
Мальчик: Раздайся, народ, мордовочка идет!
Вместе:
Начинаем петь частушки, просим не смеяться.
Тут народу очень много, можем растеряться!
Мальчик:
Эй, товарищ, попляши. Да вместе с другом попляши
Хоть и улица не наша, зато девки хороши!
Девочка:
Мой дружочек уж хороший, да росточком очень мал
Проводил меня до дома, я чихнула – он упал!
Мальчик:
Я нашел себе невесту, говорят – богатая,
Две подружки у нее, да коза рогатая!
Девочка:
Я девчоночка мала: хоть мала, да удала!
Я своим курносым носом семерых с ума свела!
Вместе:
Мы частушки вам пропели и садимся в решето
Уезжаем, уезжаем за частушками еще!
Воспитатель: В праздники не только пели и плясали, но играли. Давайте поиграем в мордовскую игру «В круги».
Содержание и правила игры:
Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:
Отгадай, чей голосок,
Становится в кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись!
После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.
Воспитатель: Ох и наигрались, да пришла пора сказку сказывать.
Мордовский народ создал богатейший детский фольклор: потешки, прибаутки, заклички, скороговорки, считалки, пословицы, колыбельные песни, сказки.
- А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну,
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
- Одну сегодня хотим рассказать, а друзья мои помогут показать.
Мордовскую народную сказку «Как собака друга искала».
Выходят дети в костюмах и показывают сказку, звучит музыка на тему мордовских народных песен.
Сказитель: Давным-давно в лесу жила собака. Одна - одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы. Встретила в лесу собака зайца.
Собака: Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
Заяц: Давай, дружить, вместе жить.
Сказитель: Весь день они вместе по лесу гуляли. Бабочками любовались. А вечером нашли себе место для ночлега и легли спать. Ночью бежит мимо мышка (мышка пищит).
Сказитель: Собака услышала шорох, да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк, придет и съест нас.
Собака: Неважный ты друг. Пойду волка искать, он, наверное, ничего не боится.
Сказитель: Распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
Собака: Здравствуй, волк.
Волк: Привет!
Собака: Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить.
Волк: Давай. Вдвоем веселее будет.
Сказитель: Весь день бродили собака и волк по лесу. Встретили сороку, а ночью легли спать. Мимо лягушка прыгала (квакает лягушка).
Собака услышала, да как вскочит, как залает громко (собака лает). Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку.
Волк: Ты зачем лаешь? Услышит медведь твой лай, придет и разорвет нас.
Собака: И этот боится. Лучше мне с медведем подружиться.
Сказитель: Пошла она к медведю.
Собака: Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить.
Медведь: Ладно, пошли ко мне в берлогу.
Сказитель: А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку.
Медведь: Перестань, придет человек, шкуру с нас снимет.
Собака: И этот трусливый.
Сказитель: Сбежала она от медведя и пошла к человеку.
Собака: Человек, давай с тобой дружить, вместе жить.
Человек: Ну что ж, давай. Пошли, накормлю тебя и конуру построить надо.
Сказитель: Ночью собака лает, дом охраняет, а человек не ругает ее за это.
С тех пор собака и человек живут вместе.
Воспитатель: Мордовский народ горазд не только гулять , но и работать: народными промыслами богата республика Мордовия! (показ слайдов 9-11).
Ребята, скажите, какими реками славится Мордовия? Правильно, Волга, Сура и Мокша – самые крупные реки Мордовии.(слайд 12). Мордовский народ – гостеприимный и хлебосольный! К праздничному столу всегда подаются такие блюда как , блины, пироги и пельмени. (слайд 13).
Воспитатель: Идут года, сменяются поколения, изменяется быт, но люди чтут свои традиции и культуру. Они уважают культуру других народов и живут в дружбе и согласии. Чего и вам желаем!
Воспитатель: Закончилось наше путешествие по Мордовии.
- Ребята, где мы путешествовали?
- Что нового вы узнали?
- Понравилось ли вам наше путешествие, чем понравилось?
- Что бы вам еще хотелось бы узнать о Мордовии?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Столица Республики - город Саранск
Найди флаг республики Мордовия 1 2 3 4
Найди герб республики Мордовия 1 2 3 4
Национальная символика Республики Этот знак обозначает «Солнце» Это «красная Лисица» ФЛАГ ГЕРБ
Найди национальный костюм мордовского народа 1 2 3 4
Национальная одежда
В Мордовии отмечают Новый год, Рождество, Колядки, Пасху, Масленицу.
Национальные ремёсла Матрёшки Плетение бисером
Валяние шерсти - ВАЛЕНКИ Гончарные изделия
Резьба по дереву
Природа Мордовской республики Река Мокша Река Сура Река Волга
Национальная еда Пельмени Блины Пироги
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры-занятия в группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим «Вода, водица»
Конспект игры-занятия в группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим «Вода, водица»...
Конспект открытого занятия "Друзья для золотой рыбки" (нетрадиционные техники рисования)
Конспект НОД для средней группы (4-5 лет)...
Конспект НОД в старшей группе с ТРН по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью.
Конспект НОД в старшей группе с ТРН по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью....
Конспект НОД Открытого занятия в группе II г.о. Ознакомлению с окружающим.
Конспект НОД Открытого занятия в группе II г.о. ...
Конспект нод в старшей группе «Игры во дворе» (ознакомление с окружающим миром)
Образовательная область: "Безопасность"Тема: "Игры во дворе"Цель: знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности.Задачи: Обсудить возможны...
«Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект открытого занятия старшей группы «Снегурочка»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие...
Конспект открытого занятия старшая группа "Путешествие в страну красивой речи"
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе«Путешествие в страну Красивой речи»...