Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "В гости к народам России" ко Дню народного единства
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект по ознакомлению детей подготовительной группы с разными народами, населяющими Россию, их особенностями, историей, традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_okruzhayushchiy_mir_narody_rossii_28.10_pasichnik.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт - Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию
«В гости к народам России»
в подготовительной группе
Пасичник Дарина Александровна
Воспитатель I квалификационной категории
Санкт - Петербург
2024
Цель: расширение представлений детей о народах, населяющих территорию России.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомство детей с разными народами, населяющими Россию, их особенностями, историей, традициями;
- формировать навыки работы с картой;
Развивающие:
- поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих;
- обогащать словарный запас детей: народ, нация, россияне, русские, татары, якуты, чум, юрта, изба, жилище, оберег, курай, тюбетейка, камзол, кафтан, «Исенмесез» (приветствие по-татарски), «Дороболорун» (приветствие по-якутски)
Воспитательные:
- побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов;
- закреплять нравственные понятия дружбы, уважения;
- следить за соблюдением правил поведения.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: фронтальная
Методические материалы и оборудование к НОД: карта России, иллюстрации с изображением традиционных жилищ народов России, и изображением представителей народов в национальных костюмах, дидактические куклы в традиционных костюмах, бубен, курай (игр. флейта), ловец снов, подушки для детей, видеозапись «Татарский народный танец», браслеты-обереги (подарки для детей), аудио сопровождение, музыкальная колонка.
Примерный ход непрерывной образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организация детей Воспитатель делает вид, что чем-то озадачен, перемещается по группе, совершает хаотичные действия (как будто бы готовится к чему-то). Обращается за помощью к детям. -Ребята, меня пригласили в гости, вот я начала собираться и что-то распереживалась. Не знаю, что мне надеть, что взять с собой. Если пойду прямо так, как вы думаете, хорошо? Нужно, наверное, купить что-нибудь к чаю, ведь с пустыми руками в гости не ходят. Кто мне поможет? А как себя вести в гостях, есть какие-то правила? Я, кажется, забыла. Вы знаете? Воспитатель с детьми вспоминает правила поведения в гостях. | Наблюдают за деятельностью воспитателя. Помогают воспитателю приобрести в «Магазине» сладости к чаю. Называют правила поведения в гостях. |
Мотивация Воспитатель приглашает детей пойти вместе с ним в гости. -Ребята, вы так хорошо знаете правила, что мне даже захотелось взять вас собой. Вижу, что с вами точно не пропадешь. Мне сказали я могу взять с собой друзей, а мы же с вами друзья? -Конечно, вы мне помогали сегодня, как настоящие друзья! -Ну что хотите пойти со мной? Тогда отправляемся, и не забывайте о правилах. |
Ответы детей. Дети вместе с воспитателем перемещаются в заранее подготовленную зону проведения основной деятельности. |
Проблематизация -Вот мы и пришли. Проходите, присаживайтесь. -Куда мы пришли? Что думаете? -Посмотрите, что за картинки лежат на полу? Что на них изображено? Может они нам как-то подскажут. -Как вы считаете, в каком из домов мы сейчас находимся? -Таким образом свой дом обустраивали народы севера России – якуты и чукчи, и их жилище называлось – чум. А еще похожие дома были у татарского народа – юрты. Их обтягивали кожей и мехом, обогревали очагом, а сидели и спали прямо на земле, подкладывая для тепла также шкуры и меха животных. -Ребята, посмотрите пожалуйста на карту. Можно ли сказать, что наша страна – это тоже дом? Почему? | Дети располагаются на подушках, разложенных на полу. Высказывают свои предположения. Рассматривают изображения, делятся своим мнением относительно них. Ответы детей. |
Целеполагание - Что вы знаете о нашей стране? Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»: 1. Наша страна очень … (большая, огромная). 2. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов). 3. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне). - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. - Вы бы хотели узнать об их жизни побольше? Как вы считаете, у нас получится это сделать сегодня? Мы не случайно оказались сегодня в гостях у нашего друга из Якутии, будем узнавать о жизни народов России. |
Произносят продолжение фразы. Ответы и предположения детей. |
Планирование будущей деятельности - Как мы будем узнавать? Возможно, нам в этом кто-то может помочь? Обращает внимание детей на кукол в национальных костюмах. Наши друзья являются представителями разных народов России, и они сегодня поделятся с Вами некоторыми из своих традиций и обычаев, что поможет нам лучше их узнать. А я попробую для начала немного рассказать вам о них. | Высказывают свои предположения (спросить у друзей, спросить у воспитателя, узнать по карте, из фильма, из книги и т.п.)
|
Реализация плана Рассказ воспитателя, работа с картой. Россия - многонациональная страна. В России проживает более 180 народов! Русские, татары, якуты, чукчи, буряты, чуваши и многие другие. Каждый народ хранитель уникальных традиций, обрядов и языка. Народ существует до тех пор, пока его представители чтут и передают из поколения в поколение свою культуру, пока говорят на родном языке. А всех нас объединяет наш общий дом. В каждом регионе проживают свои коренные народы, которые из покон веков находились на данной территории. Например, коренные народы дальнего востока (показывает на карте) – чукчи, эскимосы и якуты; юга Сибири – буряты, хакасы, алтайцы, тувинцы; башкиры живут на Южном Урале; на берегах Волги – чуваши и татары. Все народы отличаются друг от друга чертами лица, национальными костюмами, традиционными праздниками и угощениями, говорят на особом языке. Все имеют свои особенности, прямо как мы с вами. Динамическая пауза. - Встаньте в обруч те, у кого темные волосы; - Топните те, у кого есть брат; - Кивните головой те, кто мальчики; - Похлопайте те, у кого голубые глаза; -Встаньте те, кто одет в шорты; -Поднимите руку те, у кого заплетены косички. - Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным. -Ребята, мне кажется, мы с вами забыли о самом важном правиле в гостях. Знаете каком? Мы забыли поздороваться. Давайте поздороваемся с нашими друзьями на их языке. Повторяйте за мной. Русские – здравствуйте. Татары – исенмесез. Якуты – дороболорун. -Наши друзья очень хотят с вами поделиться своими традициями, как видите они, как и мы -не с пустыми руками. Русские праздники всегда славились гуляниями и играми. Бубен – народная игра «Веселый бубен». Татары очень веселый народ, их праздники не обходятся без традиционного танца. Татарский инструмент курай – демонстрация татарского танца. А якуты верят в злых духов и всячески от них защищаются, делая различные обереги, ловцы снов и талисманы. Вот наш друг дарит вам такие талисманы, чтобы они оберегали вас от всего дурного и приносили удачу. -Повеселились, теперь можно и к столу. Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. Армянским национальным блюдом являются: толма, хаш, пахлава. Посмотрите на наш богатый национальными блюдами стол. Имитация чаепития. |
Слушают рассказ воспитателя, смотрят на карту. Высказывают свои предположения. Произносят приветствия на разных языках. Встают в круг, бубен пускают по кругу под музыку, на ком она останавливается, тот и танцует. Смотрят видео. Имитация чаепития. |
Рефлексия -А пока пьем чай, давайте обсудим, что же сегодня происходило здесь в гостях. -Что вам больше всего запомнилось/понравилось? -Как вы считаете, сильно мы отличаемся от других народов или все же чем-то похожи? - Что позволяет всем народам жить в нашей стране мирно? ДРУЖБА. Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Чтобы дружба народов была крепкая, необходимо соблюдать правила!!!
- Пора прощаться, давайте поблагодарим наших друзей за гостеприимство, поможем им убрать со стола и продолжим наш день. |
Ответы детей. Помогают убрать игрушки и подушки, переходят к самостоятельной игровой деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей раннего возраста "Зайчик в гостях у ребят"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей раннего возраста...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Осень в гости к нам пришла» для детей средней группы
Итоговое мероприятие по теме "Осень" в средней группе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы....
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста тема: "В гостях у бабушки Федоры"
В данной публикации размещён материал по познавательному развитию, на лексическую тему : "Посуда".Для детей среднего дошкольного возраста.С применением технологической карты....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию тема: "В гостях у бабушки Федоры" для детей среднего дошкольного возраста
Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию тема: "В гостях у бабушки Федоры"для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе детского сада (5-6 лет) «День народного единства»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе детского сада (5-6 лет) «День народного единства»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «День народного единства»
Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему «День народного единства»...