Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_poznavatelnoe_razvitie.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «История народного костюма» для детей подготовительной группы (6-7 лет)
Воспитатель: Семма Анна Игоревна
Санкт – Петербург
2019 год
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о женской и мужской одежде прошлых лет;
- Ознакомить о способе изготовления узоров на тканях.
- Формировать представления о разновидностях узоров на головных уборах женщин такого времени.
Развивающие:
- Развивать умения детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- Развивать умения развернуто отвечать на поставленные вопросы.
Воспитывающие:
- Воспитывать уважение к традициям русского народа;
- Воспитывать художественно – эстетический вкус.
Материалы и оборудывание: Презентация с изображением русских национальных костюмов, аудиозаписи русских народных песен.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал), практический метод.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «История русского костюма» Давайте, воспользуемся машиной времени и заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину.
Воспитатель: Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?
Ответы детей: (Очень давно)
Воспитатель: Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. (Слайд 2)
Воспитатель: В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором.
Игровое упражнение «Изобрази»
Воспитатель: Попробуйте изобразить такого человека.
(Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам. Далее, дети тихонечко садятся на своим места).
Воспитатель: Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной. (Слайд 3)
Воспитатель: Подумайте, с чем связано такое название?
Ответы детей: (Оно связано со способом нанесения узора).
Воспитатель: Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей)
Воспитатель: На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.
Художественное экспериментирование:
(Воспитатель выдает детям кусочки ткани прошитые на картоне. Детям предлагается взять печатки (ранее подготовленные воспитателем) и нанести узор на ткань, т.е. сделать её набойной.))
Выполнение детьми художественного – экспериментирования.
Воспитатель: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. (Слайд 4). Рубаху делали длинной и подпоясывали. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. (Слайд 5, 6, 7) А что носили мужчины на голове?
Ответы детей: (шапки, кепки).
Воспитатель: Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. (Слайд 8)
Воспитатель: В холодную зимнюю пору носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, в какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник?
Ответы детей: (Волк и лиса)
Вывод: Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм?
Ответы детей: (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинам их вращать,
Так осанку мы исправим,
Раз, два, три, четыре, пять!
(круговые движения плечами вперед/назад)
Чтоб получше нам размяться,
Будем ниже наклоняться.
Наклоняемся вперед,
А потом наоборот.
(наклоны вперед и назад)
Вот еще одно заданье-
Выполняем приседанья.
Не ленитесь приседать!
Раз, два, три, четыре, пять!
(приседания)
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Восемь раз ногами топнем.
Мы попрыгаем немного
И пройдемся по дороге
За столы садимся дружно
Нам теперь учиться нужно.
(прыжки на месте, ходьба на месте)
Воспитатель: Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. (Слайд 9) Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. (Слайд 10)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как образовалось это слово?
Ответы детей (Душу греет).
Воспитатель: Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
Воспитатель: Как бы вы называли такую одежду?
Ответы детей: (Телогрея). (Слайд 11)
Воспитатель: А какие головные уборы носили девушки?
Ответы детей: (Платки, кокошники). (Слайд 12)
Воспитатель: Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна - это украшение в виде обруча на шее. (Слайд 13)
Воспитатель: Итак, женская одежда – это …. (продолжите фразу) (Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка)
Творческое задание.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами окунемся в обычаи такого времени, и попробуем сами украсить кокошники.
(Воспитатель выдает раздаточный материал, гуашь)
Воспитатель: Хочу напомнить, что кокошники украшали узорами, узор выполнялся в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка.
(Пока ребята выполняют работу, звучит русская народная музыка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие кокошники у вас получились.
Воспитатель:
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Сегодня наше путешествие закончилось. Итак, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Что показалось вам наиболее интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие в Бумажную страну» в подготовительной группе
КОНСПЕКТнепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему: «Путешествие в Бумажную страну»...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Жизнь птиц зимой» для детей старшей группы
Конспект о знакомстве жизни птиц зимой...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Мы за безопасность» для детей подготовительной группы
Цель: подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.Задачи:Образовательные:1.Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице.2.Зак...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина - Россия» для детей подготовительной группы
Занятие в подготовительной группе "Моя Родина – Россия"Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста понятие «Моя Родина».Задачи:Образовательные:прод...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Экология и мы» для детей подготовительной группы
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:«Экология и мы» для детей подготовительной группы...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Наша Родина – Россия» для детей подготовительной группы
На современном этапе развития нашей страны большое внимание уделяют воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Патриотическое воспитание подразумевает деятельность, направленную...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Будка для Шарика» для детей подготовительной группы с ЗПР
Обобщение и закрепление знаний детей по разделам программного материала: количество и счет, геометрические фигуры, размер предметов, пространственные и временные понятия, решение арифметических пример...