Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по Байкалу»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Систематизирование и закрепление знаний детей о природе озера Байкал – самом глубоком озере в мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта занятия по окружающему миру | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие по Байкалу»
Ф.И.О. педагога: Козлова Татьяна Сергеевна
Возрастая группа: 6-7 (лет)
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о природе озера Байкал – самом глубоком озере в мире.
Задачи:
Образовательные:
-Дать детям знания об озере Байкал, его уникальной фауне.
-Познакомить с животным миром Байкала, дать некоторые исторические знания о Байкале,
-Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения;
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к уникальному озеру - Байкалу,
- Развивать эмоциональный мир ребенка;
- Развивать исследовательские способности детей через фильтрацию воды, свойства воды.
Воспитательные:
Воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе, желание заботиться о природе, дать представление о свойствах пресной воды.
Оборудование:
- Макет озера Байкал, проекционное мультимедийное оборудование для показа презентации, презентация о Байкале, карта маршрута;
- музыкальное сопровождение - звуки природы, шум мотора теплохода, песни о Байкале;
-конверт с письмом от Сибирячка, вырезанные силуэты рыб, обитающих на Байкале;
-карта-схема проведения опыта, таз с водой для опытов, воронка, песок, глина, камни, ватный диск, прозрачные стаканчики по количеству детей, сундучок с конфетами.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная, экспериментальная.
Предварительная работа:
- Беседы о озере Байкал, знакомство с журналом «Сибирячок», знакомство с очерками и легендами, рассказами сибирских авторов, знакомство с обитателями Прибайкалья и Байкала, знакомство с картой Иркутской области, глобусом, рассматривание фотографий, картинок о Байкале;
- заучивание с детьми стихотворений, разгадывание загадок;
-оформление фото-выставки «Путешествие по Прибайкалью», мини-музея «Байкал»;
- изготовление макета Байкала, «Красной книги Прибайкалья», Лэпбука «Влияние окружающей среды на Байкал».
Методы и приёмы:
Словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, вопросы к детям, загадывание загадок;
Игровые методы: игра - имитация, малоподвижные игры, игра-приветствие, физкультминутка, игра-сюрприз;
Проблемно-поисковые: создание проблемных ситуаций, опыты, наблюдения;
Наглядные методы: демонстрация фото, макетов и видео;
Аудиовизуальные методы: прослушивание звуков природы, песен о Байкале, просмотр презентации;
Практические методы: экспериментирование.
Этапы (последовательность) деятельности | Деятельность педагога | Действия (деятельность детей), выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
I.Организационный этап (5 мин.) | ||
Введение в ситуацию: Приветствие, организация детей, сюрпризный момент. Мотивирование детей на участие в предстоящей деятельности. Погружение в проблемную ситуацию Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Активизация имеющихся знаний, создание условий для достижения результата; использование дифференцированного подхода. Физминутка: Психогимнастика Открытие детьми нового знания Побуждение детей к «открытию» нового знания в совместной с педагогом деятельности. Затруднение в ситуации Практическое решение проблемы Подведение итогов деятельности, поощрение детей. Выход из деятельности. | Здравствуйте ребята! Какой сегодня чудный день! Сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей области. - А кто из вас помнит, как называется область, в которой мы живем? Правильно, молодцы Иркутская область. Нас ждут новые тайны земли Иркутской. (стук в дверь, на пороге находим большой конверт в нем письмо и карта маршрута) Письмо от Сибирячка. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сибирячок. Я знаю, что вы любознательные дети, много играете, любите путешествовать и познавать новое. Поэтому я решил пригласить вас совершить увлекательное путешествие по Иркутской области в поисках сокровища. Найти вы их сможете, если будете следовать по карте маршрута. Я верю, что вам понравиться путешествие. Вперед! Доброго пути! II. Основной этап (22 мин): Стимулирует участие детей. Педагог: Ну что, ребята. Хотите совершить увлекательное путешествие? А вот куда мы отправимся в путешествие узнаем после того как, разгадаем кроссворд. Если вы правильно отгадаете слова, то в выделенных клетках по вертикали прочитаете слово, которое обозначает объект природы, по берегу которого мы будем ходить и беседовать. Первая загадка: 1. У меня иголки длиннее, чем у елки. 2. Стоит Алена — платок зеленый, 3. Ее всегда в лесу найдешь. 4. В сенокос – горька, а в мороз сладка. 5. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит. (Осина.) Педагог: Давайте прочитаем, что за слово у нас получилось. (Озеро.) Сегодня нам Сибирячок предлагает совершить путешествие в один из самых уникальных уголков нашего края – на озеро Байкал. Перед началом нашего путешествия давайте посмотрим на карту. Где находится озеро Байкал? Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. Это не далеко от нашего города. (Рассмотреть карту Иркутской области) На ней Байкал изображен в форме молодого месяца. Таким он виден из космоса. - А как называется город, в котором мы живем? (Иркутск.) Как вы думаете, на чем нам отправиться в путешествие? (выслушиваем ответы детей, и предлагаю отправиться на теплоходе.) А как вы думаете, почему на теплоходе? (ответы детей) Да правильно, так мы воочию увидим все красоты нашего Великого озера Байкал. И так, занимайте места, и мы отправляемся в путь (включается звук мотора теплохода). Ребята, а вот и наша первая станция (Звучит бурятская песня «О, Байкал!») Посмотрите, кто это плывет мимо нас! (силуэт нерпы на интерактивной доске). Ребята, а вам нравится нерпа? Давайте посмотрим о ней фильм? Ребята, а давайте поиграем в игру: «Собери картинку нерпы». Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! Молодцы, ребята, давайте отправимся дальше. Продолжим наше путешествие к озеру Байкал. Вот мы к озеру спустились, Дети образуют круг. Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками. Раз, два, три, четыре - Изображают, что брызгают себе водой в лицо. Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Идут по кругу. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Изображают брасс, двигаясь по кругу. Одной, другой – это кроль. Изображают кроль, двигаясь по кругу. Вышли на берег крутой. Идут по кругу, взявшись за руки Ребята, вот мы свами и пришли ко второй станции «Животный мир Байкала». Давайте поиграем в игру: «Найди животного, которое живет на Байкале». Нужно найти животных Байкала и тех, кто попал сюда случайно. Педагог: А теперь давайте закроем глаза и представим, что мы стоим на берегу озера (звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде. Откройте глаза. Мы с вами на берегу озера Байкал. Присядьте на нагретый солнцем песок, обратите внимание, ребята, мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал (загадывание загадок про рыбок). Игра «Заселим Байкал рыбками» Перед нами ребята макет Байкала. Мы с вами говорим о том, что в Байкале водится много рыбы, но вот беда, посмотрите, какой — то он у нас пустой и безжизненный. Давайте его заселим рыбками. Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень). Ребята, посмотрите на экран, как вы думаете, что это за здание, на берегу озера Байкал? На берегу озера люди построили огромный Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат – завод. Он обеспечивал всю страну бумажными изделиями, но обратной стороной его существования было загрязнение окружающей среды. Очень долго комбинат брал воду из Байкала для производственных нужд, а использовав, сливал ее обратно. Для чего нам нужна бумага? Чтобы изготовить бумагу, комбинат использует очень много воды, а использованную, не всегда очищенную воду сбрасывает обратно в Байкал. -Ребята, как вы думаете, к чему это может привести? Правильно ребята, такое отношение приводило к загрязнению в колоссальных масштабах! Все отходы оседали на дно и уничтожали растения, рыбу и микроорганизмы. Но страдало не только озеро: от выбросов пыли и газа засыхал лес. Комбинат складировал свою продукцию непосредственно около озера, а вдобавок еще и утилизировал отходы на берегах. -как же можно помочь Байкалу? - что ж, давайте поможем. Задает стимулирующие вопросы: Проходите к столам, рассмотрите воду. Какая она? Ее можно пить? В ней можно жить рыбам, нерпам? - Как можно воду сделать чистой? Давайте попробуем очистить воду. Организует проведение опыта Возьмем каждый по стаканчику с воронкой и стаканчику с водой. Что нужно будет делать дальше, посмотрите на карту-схему (слайд 6). Дети проводят опыт фильтрации воды. Помогает сформулировать выводы о том, что лучше очистило воду, а что хуже. Что делать, чтобы вода была чище? (Использовать другие фильтры и не загрязнять) -А вы будете беречь природу Байкала? 1-й ребенок: Нужен Байкал тебе и мне, Нужен чистый воздух на заре, Птичий гомон, и синева рек, Солнце, дождик и белый снег. 2 ребенок: «Беречь Байкал – святое дело: Его судьба – у нас в руках! Сама природа нам велела, Чтоб жил Байкал родной в веках!» 3-й ребёнок: Давайте будем его беречь, Не будем силы свои жалеть. Пусть будет вечно он голубой, Наш добрый батюшка, Байкал дорогой Включается запись шум волны, вместе с детьми находим в научном центре шкатулку с сюрпризами — камень и конфетки — похожие на морские камушки, бутылку Байкальской воды. Ребята! Байкальский камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть слова, связанные с Байкалом. Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком). Ребята, Сибирячку очень понравилось, как вы бережно относитесь к природе, как много знаете о растительном и животном мире Байкала. За это он вас поблагодарил небольшими сувенирами. Байкальская вода — это самое настоящее сокровище всего мира. Мы обязательно попробуем с вами эту воду, и вы сами сможете оценить ее вкусовые качества, волшебные камешки со дна Байкала. Эти камешки не простые, а с секретом, они приносят заряд бодрости, силы и здоровья III. Заключительный этап (2-3 мин.): Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы с вами побывали? Что вам больше всего понравилось, что запомнилось? Чему мы научились? Где это нам может пригодиться? Мы молодцы, справились со всеми заданиями! А теперь давайте мы с вами возьмем угощение и поторопимся к теплоходу, нас с вами там уже ждут. Мы и так слишком долго путешествовали. Наше Путешествие окончено, всем большое спасибо (дети садятся на ковер и под музыку уплывают) Дети уплывают на теплоходе под песню «Славное море, священный Байкал». | Создание благоприятной атмосферы, игровой ситуации. Установление эмоционального контакта. Участвуют в планировании собственной деятельности Установка на предстоящую деятельность. Выражают готовность к деятельности Слушают, отвечают на вопросы и называют слова. На интерактивной доске заполняют слова. Читают вместе с воспитателем, получившееся слово ОЗЕРО на доске Коммуникативная деятельность Дети вспоминают, что они знают о Байкале. Актуализация имеющихся знаний, активизация словаря Рассаживаются на ковре, как будто плывут на теплоходе Слушают, проявляют любознательность (показ слайда - озеро Байкал, показ фильма про нерпу) Игровая деятельность . На интерактивной доске и за столами дети собирают паззл нерпы. Игровая деятельность. Снятие напряжения, психологическая и физическая разгрузка, активизация внимания, повышение эмоционального тонуса Игровая деятельность. Интерактивная игра. Ребята по очереди выходят к доске и ищут картинку животных, которые обитают в Прибайкалье и называют, какое животное лишнее. Дети крепят рыбок на макет Байкала с помощью магнитов Просмотр презентации. Словесный рассказ. Ответы и рассуждения детей Ответы детей Размышляют, высказывают предложения.
(рассуждения детей – очистить от мусора; беречь природу; не загрязнять родники, реки, берега и т. д.) Ответы детей Выполняют экспериментальную деятельность Отвечают на вопросы, формулируют вывод. дети читают стихи Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слова, связанные с Байкалом (нерпа, омуль, голомянка, шаман камень, Ангара и т.д.) Коммуникативная деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта НОД "Путешествие в "фиолетовый" лес"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области - познавательное развитие...
Технологическая карта НОД «Путешествие в страну Мультляндию»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе«Путешествие в страну Мультляндию»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ МАЛЫША ГЕО» (ДЕТИ 5-6 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)
Развитие мыслительных способностей детей, формирование элементарных математических представлений, через игровую технологию В.В. Влоскобовича «Сказочные лабиринты игры»....
Технологическая карта НОД "Путешествие в страну музыки" для средней группы.
Технологическая карта НОД "Путешествие в страну музыки" для средней группы....
Технологическая карта проекта «Путешествие в прекрасное. Времена года. Весна»
Технологическая карта проекта "Путешествие в прекоарсное. Времена года. Весна." для детей старшего дошкольного возраста....
Технологическая карта ООД "Путешествие в деревню Витаминкино"
В ходе ООД дети знакомятся с правилами здорового питания....
Технологическая карта НОД "Путешествие в зимний лес"
Данное занятие направлено на обобщение, уточнение и расширение представлений детей о зиме,о диких животных ....