Конспект образовательной ситуации «В гости к Хозяюшке» (младший возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Поваляева Елена Егоровна

Формировать у детей интерес к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_gosti_k_hozyayushke.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации «В гости к Хозяюшке»

(младший возраст)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Цель:  формирование у детей основ духовности, нравственных качеств через приобщение к русским народным традициям и фольклору.

Задачи:

- расширять и пополнять знания детей о русских народных сказках;

- знакомить с русскими народными традициями; со свойствами и предназначением предметов старинного русского быта;

- развивать интерес к обыгрыванию сюжета; способность понимать и применять содержание потешек; память, воображение, внимание, мышление;

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь; уважительное отношение к окружающим; интерес к русскому фольклору.

Материалы и оборудование: комната «Русская изба» (печь, скамейки, ухват,  чугунок, самовар, деревянная посуда и пр.); мольберт, аудиозаписи

(русские народные песни); иллюстрации к сказкам; пирожки (испечь заранее), противень.

Раздаточный материал: доска для лепки, кусочек соленого теста, деревянная палочка, влажная салфетка.

Предварительная работа: экскурсия в  русскую избу. Знакомство со старинными предметами быта: печь, ухват, чугунок, деревянная посуда, прялка. Самовар, люлька, кукла – пеленашка, лапти и др. Игра на деревянных ложках. Знакомство с произведениями русского фольклора и разучивание потешек, пестушек, потягушек, колыбельных, закличек, дразнилок и т.п.). Разучивание и обыгрывание народных игр, хороводов.

Ход мероприятия

Дети и воспитатель под русскую народную музыку входят в избу. Их встречает Хозяюшка Аринушка. Дети и взрослые в русских народных костюмах.

Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка этого дома, а зовут меня Арина. Рада видеть вас у себя в гостях!

(Дети и взрослые здороваются по русскому  старинному обычаю  - кланяются, прижав руку к сердцу).

Воспитатель. Здравствуйте, Хозяюшка Аринушка, низкий вам поклон, мир вашему  дому!

Хозяюшка. Гости мои дорогие, приходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь, поговорим о том,  как раньше жили наши дедушки   и бабушки, как гостей встречали. Садитесь к печке поближе, ведь она самая главная в избе.

(дети рассаживаются полукругом, лицом к печке. Рядом с Хозяюшкой мольберт.)

Воспитатель. Давайте обратимся к печке вместе, назовем ее ласково: «Здравствуй, печка – печенька!» (Дети повторяют.) Во многих русских сказках говорилось о печке. Ребята, может, и вы знаете такие сказки?

(Хозяюшка выставляет на мольберт иллюстрации к сказкам.  Ответы детей.)

  • «Гуси – лебеди» (Машеньку печь прятала от гусей – лебедей).
  • «Заюшкина – избушка» (лиса сидела на печи и кричала «Как выпрыгну…»).
  • «Колобок» (бабка испекла в печи Колобок).
  • «Маша и медведь» (Маша пекла пирожки для бабушки и дедушки).

(Хозяюшка показывает на печь, поглаживает ее  и продолжает:

  • Печь дом обогревала, на ней спали дети и старики, сушили одежду. Поутру хозяева первым делом начинают растапливать печь, чтоб тепло в доме было и чтобы еду приготовить.
  • Какую еду готовили в русской печи? (Ответы детей.) Да. Щи, кашу. Пекли хлеб, пироги.

Хозяюшка  и дети (хором). Гости на печь глядят, видно, каши хотят!

Хозяюшка.  Ребята,  а я вас ждала, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку растопила и тесто замесила – пироги затеяла, да испечь не успела. Поможете ли мне, мои хорошие? (Да.) Но сначала ручки – ножки разомнем, повеселимся.

Дети встают в хоровод, проговаривают слова вместе с воспитателем и Хозяюшкой Ариной.

Ходим, ходим хороводом

(Идут по кругу.)

Перед всем честным народом.

Сели (присаживаются),

Встали (встают),

Себя показали (разводят руки в стороны),

Попрыгали (прыгают), потопали (топают).

В ладошки похлопали (хлопают в ладоши).

Хозяюшка. Молодцы, ребята! А тесто нас заждалось, пирожки пора печь! Давайте ещё пальчики разомнем.

(дети выполняют пальчиковую  гимнастику, стоя в кругу.)

Пальчиковая гимнастика «Месим  тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем

(Руками имитируют  процесс вымешивания.)

Тесто жмем, жмем, жмем,

(Энергично сжимают и разжимают пальцы.)

Пироги мы испечем!

(«Лепят пирожки».)

(Хозяюшка приглашает детей за столы, на которых лежат доски для лепки, влажные салфетки  и соленое тесто.)

Хозяюшка показывает, как лепить пирожки. Просит детей показать, как они будут это делать.

(Под русскую народную музыку дети лепят пирожки. Воспитатель при необходимости помогает. Дети укладывают готовые пирожки на противень. Хозяюшка благодарит  за помощь, хвалит их. Сообщает, что сейчас поставит пирожки в печь, чтобы они испеклись. Уходит к печи, ставит заготовки «печься»).

Воспитатель. Пока пирожки пекутся, мы немного отдохнем и поиграем. Делу время, потехе час!

Русская народная игра «Арина»

(Дети встают в круг и выбирают водящего. Завязывают ему глаза платком и выводят в центр круга. Идут хороводом вокруг него и поют:

Долгая Арина, встань выше овина.

Рученьки сложи, чьё имя, укажи.

На слова «рученьки сложи» ведущий  складывает руки «полочкой», поворачивается  вокруг себя, приговаривает:

Я хожу – гуляю,

Вдоль по караваю,

Вдоль по караваю,

Кого найду – узнаю.

Останавливается и подходит к одному  из игроков, на ощупь пытается узнать его, называет имя. Если отгадал, тот становится ведущим. Если нет, то игра повторяется.

Хозяюшка. Гости мои дорогие, пока мы с вами играли, наши пирожки испеклись!

(Подходит к печи и достает испеченные заранее  пирожки, хвалит детей, что у них получились красивые и румяные пирожки. Передает поднос с пирожками воспитателю.

Воспитатель. Спасибо, Аринушка! Ребята, пирожки мы съедим, когда вернемся в группу. Сейчас давайте вспомним, у кого в гостях мы побывали, кому помогали? В какие игры играли? (Ответы детей.) Что вы лепили?

Вот пришла пора прощаться,

В детский садик возвращаться.

За наше терпение – всем угощение!

Спасибо тому, кто хозяин в дому!

(Хозяюшка Арина прощается со всеми.  Под русскую народную  мелодию дети с воспитателем уходят.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности "В гости к бабушке" младший возраст

В раннем возрасте наступает самый настоящий "математический" возраст, когда крохе очень важно познакомиться со свойствами предметов, осознать их связь между собой, осилить основы синтеза и анализа, по...

Образовательная ситуация «Путешествие в песочную страну!» (младший возраст)

Образовательная ситуация «Путешествие в песочную страну!» (младший возраст)Подготовила:Романцова Оксана Геннадьевна, воспитательОбразовательные области: «Социально-коммуникатив...

Конспект образовательной ситуации по рисованию во второй младшей группе «Жили у бабуси два веселых гуся…»

Конспект образовательной ситуации по рисованию во второй младшей группе «Жили у бабуси два веселых гуся…»...

Конспект образовательной ситуации "В гостях у мишки"

Конспект образовательной ситуации по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка)  с детьми первой младшей группы «Солнышко»...

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП во второй младшей группе по теме: «Одежда».

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП во второй младшей группе по теме: «Одежда».Цель: Расширять представление детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, овал, треугольник.Задачи: ...

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в первой младшей группе «Большие и маленькие мячики»

Задачи:Обучающие:- учить различать количество предметов: много – один – много;- упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющие одинаковое название.Воспитательные:- в...