Дополнительная образовательная программа "Россия - моя Родина"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodina_-_rossiya_2024.docx | 633.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Моя Родина - Россия» имеет естественнонаучную направленность.
Язык реализации программы – русский язык.
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
- письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"
- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций".
Уровень сложности программы – базовый.
Рабочая программа разработана для реализации в детском саду. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Обоснование актуальности кружковой работы.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться со своей семьей, своей улицей, детским садом, городом, областью, а затем и со страной, ее столицей и символикой.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель: Создание благоприятных условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания духовно – нравственной личности, патриотов своего Отечества.
Задачи:
1. Способствовать формированию чувства привязанности к своему дому, своим близким, своей стране;
2. Способствовать формированию у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
3. Содействовать формированию представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
4. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России, средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
5. Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества;
6. Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
4.Законодательно – нормативное обеспечение кружковой работы.
- Закон РФ «Об образовании».
- государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Национальной доктриной образования Российской Федерации
- Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ детский сад №4 г.Боровска, разработанная на основе программы воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-М.: Мозаика-Синтез, 2015 г..
5.Содержание тематического планирования материала.
6. Ожидаемые результаты.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Целевые ориентиры
6-7 лет:
- Знать краткие сведения об истории города, области.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, имена и отчество родителей, домашний адрес, адрес детского сада.
- Узнавать герб, флаг, гимн.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах – защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д. о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете, государственных праздниках, школе, библиотеки и т.д..
- Знать подвиги знаменитых земляков.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Учебный план
№ | 12 | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Прак-тика | |||
1 | Центральная Россия | 4 | 2 | 2 | |
1.1 | «Мир вокруг нас» Наш родной город Боровск. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с картой |
1.2 | «Народы России» Столица России – Москва. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка поделок |
1.3 | «Чудеса природы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
1.4 | «Золотые руки народов центральной России» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка поделок |
2 | Русский север | 4 | 2 | 2 | |
2.1 | Расположение на карте, Достопримечательности | 1 | 1 | Работа с картой, опрос | |
2.2 | Природа и животные русского севера | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка поделок |
2.3 | «Золотые руки народов севера» | 1 | 1 | Бисероплетение | |
2.4 | «Обитатели севера» | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с картой, опрос |
3 | Поволжье | 4 | 2 | 2 | |
3.1 | Где расположено на карте, реки поволжья. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с картой |
3.2 | «Достопримечательности» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
3.3 | Природа и животные русского поволжья | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
3.4 | «Золотые руки мастеров Поволжья». | 1 | 0,5 | 0,5 | Поделка |
4 | Юг | 4 | 2,5 | 1,5 | |
4.1 | «Диво дивное» | 1 | 1 | Работа с картой | |
4.2 | Природа и ее обитатели | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
4.3 | Достопримечательности | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
4.4 | «Золотые руки народов юга» | 1 | 0,5 | 0,5 | Поделка |
5 | Урал | 4 | 3 | 1 | |
5.1 | «Диво дивное» | 1 | 1 | Опрос, работа с картой | |
5.2 | Природа и ее обитатели | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление поделки |
5.3 | Народы Урала | 1 | 1 | Опрос | |
5.4 | «Золотые руки мастеров Урала» | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление поделки |
6 | Западная Сибирь | 4 | 2,5 | 1,5 | |
6.1 | Расположение на карте, реки Сибири. | 1 | 1 | Работа с картой | |
6.2 | «Достопримечательности» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
6.3 | Природа и ее обитатели | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
6.4 | «Золотые руки мастеров западной Сибири» | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление поделки |
7 | Восточная Сибирь | 4 | 2,5 | 1,5 | |
7.1 | «Диво дивное» | 1 | 1 | Опрос, работа с картой | |
7.2 | Природа и ее обитатели | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление поделки |
7.3 | Народы Сибири | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
7.4 | Золотые руки мастеров восточной Сибири» | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление поделки |
8 | Дальний Восток | 4 | 3 | 1 | |
8.1 | «Диво дивное» | 1 | 1 | Опрос, работа с картой | |
8.2 | Природа и ее обитатели | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
8.3 | «Золотые руки» мастеров | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление поделки |
8.4 | Подведение итогов кружка | 1 | 1 | Беседа и рассматривание карты с ее достопримечательностями, выставка лучших поделок. | |
Итого часов | 32 |
1. Центральная Россия
Теория: Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско –патриотические чувства. «Народы России». Столица России – Москва. Наш родной город Боровск.
Практика: Работа с картой. Поделки: «Народы России», «Золотые руки народов России».
2. Русский север
Теория: Природа и животные русского севера. Золотые руки народов севера.
Обитатели севера.
Практика: Работа с картой. Бисероплетение.
3. Поволжье
Теория: Природа и животные русского Поволжья, достопримечательности, работы мастеров.
Практика: работа с картой, выставка поделок.
4. Юг России
Теория: Природа и животные юга России, достопримечательности, работы мастеров.
Практика: работа с картой, выставка поделок.
5. Урал
Теория: Природа и животные Урала, достопримечательности. Народы Урала, «золотые руки» народов Урала.
Практика: работа с картой, выставка поделок.
6. Западная Сибирь
Теория: Реки Сибири, достопримечательности, природа и ее обитатели.
«Золотые руки» мастеров западной Сибири.
Практика: работа с картой, выставка поделок.
7. Восточная Сибирь
Теория: Народы Сибири, природа и ее обитатели,
«Золотые руки мастеров западной Сибири», «золотые руки» мастеров восточной Сибири.
Практика: работа с картой, выставка поделок.
8. Дальний Восток
Теория: Достопримечательности, природа и ее обитатели,
«золотые руки» мастеров. Подведение итогов.
Практика: работа с картой, выставка поделок.
Планируемые результаты освоения программы:
«Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родной улице, о районе, месторасположение города, знакомятся с символикой родного города, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
«Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с природой дети получают сначала сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе своей области и наконец общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
«Родная культура». Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
«Родная страна». В этом блоке дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В подготовительной группе расширяют представления о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Формируются представления о том, что Россия-многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Календарный учебный график
№ | Месяц | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия |
1. | Октябрь | «Мир вокруг нас» Наш родной город Боровск. | 1 | Беседа |
«Народы России» Столица России – Москва. | 1 | Интерактивное, практика | ||
«Чудеса природы» | 1 | Беседа | ||
«Золотые руки народов центральной России» | 1 | Беседа, практика | ||
2. | Ноябрь | Расположение на карте, достопримечательности | 1 | Беседа, практика |
Природа и животные русского севера | 1 | Интерактивное | ||
«Золотые руки народов севера» | 1 | Беседа, практика | ||
«Обитатели севера» | 1 | Беседа | ||
3. | Декабрь | Где расположено на карте, реки Поволжья. | 1 | Беседа, практика |
«Достопримечательности» | 1 | Интерактивное | ||
Природа и животные русского Поволжья | 1 | Беседа | ||
«Золотые руки мастеров Поволжья». | 1 | Беседа, практика | ||
4. | Январь | «Диво дивное», работа с картой | 1 | Беседа, практика |
Природа и ее обитатели | 1 | Интерактивное | ||
Народы юга России | 1 | Беседа | ||
«Золотые руки народов юга» | 1 | Беседа, практика | ||
5. | Февраль | «Диво дивное», работа с картой | 1 | Беседа, практика |
Природа и ее обитатели | 1 | Интерактивное | ||
Народы Урала | 1 | Беседа | ||
«Золотые руки мастеров Урала» | 1 | Беседа, практика | ||
6. | Март | Расположение на карте, реки Сибири. | 1 | Беседа, практика |
«Достопримечательности» | 1 | Беседа | ||
Природа и ее обитатели | 1 | Интерактивное | ||
«Золотые руки мастеров западной Сибири» | 1 | Беседа, практика | ||
7. | Апрель | «Диво дивное» | 1 | Беседа, практика |
Природа и ее обитатели | 1 | Интерактивное | ||
Народы Сибири | 1 | Беседа | ||
Золотые руки мастеров восточной Сибири» | 1 | Беседа, практика | ||
8. | Май | «Диво дивное» | 1 | Беседа, практика |
Природа и ее обитатели | 1 | Интерактивное | ||
«Золотые руки» мастеров | 1 | Беседа, практика | ||
Подведение итогов кружка | 1 | Беседа, практика |
Условия реализации: для реализации кружковой работы используются физическая и политическая карта России. Подшивка журналов «Моя страна», OOO «Ашет коллекция», 2018г. Тематические презентации, фигурки достопримечательностей и животных России для создания мини-музея. Раскраски, различные материалы для изготовления поделок (соленое тесто, пластилин, бисер, бечёвка и пр.).
Формы аттестации: выставки поделок, итоговое занятие, опросы, создание карты России и мини-музея «Чудеса России».
Оценочные материалы: диагностические таблицы по критериям оценки развития ребёнка (от 1 до 5 баллов) (Приложение 1).
Методическое сопровождение:
- Организация и проведение семинара по изучению кружковой работы.
- Консультации.
- Проведение мастер – классов, круглых столов.
- Самообразование.
Список литературы:
1. Подшивка журналов (27 номеров) «Моя страна», OOO «Ашет коллекция», 2018г.
1. Ковалева А. Моя страна. Развивающие задания и игры для детей 6-7 лет; ТЦ Сфера, 2015г.
2. Никитин В.О. Наша Родина- Россия, серия «Энциклопедия знаний», Росмен – пресс, 2013г.
3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыгинский. -М: ТЦ Сфера, 2005г.
4. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001г.
5. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М., 2004г.
6. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005год». М., 2003.
7. Сказки о русских богатырях. Русские народные сказки; Тула: Родничок – 2016г.
8. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы. / Сост.Л.Б. Поддубная – Волгоград: ИТД «Корифей» - 2008.
9. Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке СПБ.: ООО «Издательство « Детство – Детство - Пресс», 2014.
10. Соловьева Е.В. Дети планеты Земли. М., 2001.
11. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., 1984.
12. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
«2» | «3» | «4» | «5» |
Мотивация к занятиям. |
Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата. | Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес проявляется самостоятельно, осознанно. | Интерес на уровне увлечения. Устойчивая мотивация. Проявляет интерес к проектной деятельности. | Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет «Технология» как будущую профессию. Увлечение проектной деятельностью. |
Познавательная активность. |
Интересуется только технологическим процессом. Полностью отсутствует интерес к теории. Выполняет знакомые задания. | Увлекается специальной литературой по направлению детского объединения. Есть интерес к выполнению сложных заданий. | Есть потребность в приобретении новых знаний. По настроению изучает дополнительную литературу. Есть потребность в выполнении сложных заданий. | Целенаправленная потребность в приобретении новых знаний. Регулярно изучает дополнительную специальную литературу. Занимается исследовательской деятельностью. |
Творческая активность. |
Интереса к творчеству, инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Нет навыков самостоятельного решения проблем. | Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, но по настроению. Проблемы решать способен, но при помощи педагога. | Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить. | Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей. |
Коммуникативные умения. |
Не умеет высказать свою мысль, не корректен в общении. | Не проявляет желания высказать свои мысли, нуждается в побуждении со стороны взрослых и сверстников. | Умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим. | Умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника, убеждать оппонента. |
Коммуникабельность. |
Не требователен к себе, проявляет себя в негативных поступках. | Не всегда требователен к себе, соблюдает нормы и правила поведения при наличии контроля, не участвует в конфликтах. | Соблюдает правила культуры поведения, старается улаживать конфликты. | Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, умеет создать вокруг себя комфортную обстановку, дети тянутся к этому ребёнку. |
Достижения. |
Пассивное участие в делах кружка. | Активное участие в делах кружка. | Значительные результаты на уровне СЮТ. | Значительные результаты на уровне города, округа, области. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "
Конспект "Наша Родина - Россия" и презентация к викторине "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Дополнительная общеобразовательная программа «Россия – Родина моя»
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста....
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Дополнительная общеобразовательная программа "Россия - Родина моя"
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и ко...
Дополнительная общеразвивающая программа "Моя Родина - Югра"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой Родины. Неоспоримо то, что малая Родина, отечество, ...