Дополнительная образовательная программа "Россия - моя Родина"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Пухова Юлия Ивановна

          Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
           Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_-_rossiya_2024.docx633.75 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Моя Родина - Россия» имеет естественнонаучную направленность.

Язык реализации программы – русский язык.

Программа составлена в соответствии с:

- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция);

- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.

- письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"

- письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций".

Уровень сложности программы – базовый.

          Рабочая программа разработана для реализации в детском саду. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы.

          Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
          Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
          Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
           Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
         Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

         
Обоснование актуальности кружковой работы.
          О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
          Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
         Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться со своей семьей, своей улицей, детским садом, городом, областью, а затем и со страной, ее столицей и символикой.
          Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
               Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Цель: Создание благоприятных условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания духовно – нравственной личности, патриотов своего Отечества.

Задачи:
1. Способствовать формированию чувства привязанности к своему дому, своим близким, своей стране;
2. Способствовать формированию у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
3. Содействовать формированию представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
4. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России, средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
5. Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества;
6. Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.


4.Законодательно – нормативное обеспечение кружковой работы.
- Закон РФ «Об образовании».
- государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Национальной доктриной образования Российской Федерации
- Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ детский сад №4 г.Боровска, разработанная на основе программы воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-М.: Мозаика-Синтез, 2015 г..

5.Содержание тематического планирования материала.

6. Ожидаемые результаты.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Целевые ориентиры
6-7 лет:
- Знать краткие сведения об истории города, области.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, имена и отчество родителей, домашний адрес, адрес детского сада.
- Узнавать герб, флаг, гимн.

- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах – защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д. о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете, государственных праздниках, школе, библиотеки и т.д..
- Знать подвиги знаменитых земляков.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

                                                 Учебный план

12

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Прак-тика

1

Центральная Россия

4

2

2

1.1

«Мир вокруг нас» Наш родной город Боровск.

1

0,5

0,5

Работа с картой

1.2

«Народы России» Столица России – Москва.

1

0,5

0,5

Выставка поделок

1.3

«Чудеса природы»

1

0,5

0,5

Опрос

1.4

«Золотые руки народов центральной России»

1

0,5

0,5

Выставка поделок

2

Русский север

4

2

2

2.1

Расположение на карте, Достопримечательности

1

1

Работа с картой, опрос

2.2

Природа и животные русского севера

1

0,5

0,5

Выставка поделок

2.3

«Золотые руки народов севера»

1

1

Бисероплетение

2.4

«Обитатели севера»

1

0,5

0,5

Работа с картой, опрос

3

Поволжье

4

2

2

3.1

Где расположено на карте, реки поволжья.

1

0,5

0,5

Работа с картой

3.2

«Достопримечательности»

1

0,5

0,5

Опрос

3.3

Природа и животные русского поволжья

1

0,5

0,5

Опрос

3.4

«Золотые руки мастеров Поволжья».

1

0,5

0,5

Поделка

4

Юг

4

2,5

1,5

4.1

«Диво дивное»

1

1

Работа с картой

4.2

Природа и ее обитатели

1

0,5

0,5

Опрос

4.3

Достопримечательности

1

0,5

0,5

Опрос

4.4

«Золотые руки народов юга»

1

0,5

0,5

Поделка

5

Урал

4

3

1

5.1

«Диво дивное»

1

1

Опрос, работа с картой

5.2

Природа и ее обитатели

1

0,5

0,5

Изготовление поделки

5.3

Народы Урала

1

1

Опрос

5.4

«Золотые руки мастеров Урала»

1

0,5

0,5

Изготовление поделки

6

Западная Сибирь

4

2,5

1,5

6.1

Расположение на карте, реки Сибири.

1

1

Работа с картой

6.2

«Достопримечательности»

1

0,5

0,5

Опрос

6.3

Природа и ее обитатели

1

0,5

0,5

Опрос

6.4

«Золотые руки мастеров западной Сибири»

1

0,5

0,5

Изготовление поделки

7

Восточная Сибирь

4

2,5

1,5

7.1

«Диво дивное»

1

1

Опрос, работа с картой

7.2

Природа и ее обитатели

1

0,5

0,5

Изготовление поделки

7.3

Народы Сибири

1

0,5

0,5

Опрос

7.4

Золотые руки мастеров восточной Сибири»

1

0,5

0,5

Изготовление поделки

8

Дальний Восток

4

3

1

8.1

«Диво дивное»

1

1

Опрос, работа с картой

8.2

Природа и ее обитатели

1

0,5

0,5

Опрос

8.3

«Золотые руки» мастеров

1

0,5

0,5

Изготовление поделки

8.4

Подведение итогов кружка

1

1

Беседа и рассматривание

карты с ее достопримечательностями, выставка лучших поделок.

Итого часов

32

1. Центральная Россия

Теория: Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско –патриотические чувства. «Народы России». Столица России – Москва. Наш родной город Боровск.

Практика: Работа с картой. Поделки: «Народы России», «Золотые руки народов России».

2. Русский север

Теория: Природа и животные русского севера. Золотые руки народов севера.

Обитатели севера.

Практика: Работа с картой. Бисероплетение.

3. Поволжье

 

Теория: Природа и животные русского Поволжья, достопримечательности, работы мастеров.

Практика: работа с картой, выставка поделок.

4. Юг России

Теория: Природа и животные юга России, достопримечательности, работы мастеров.

Практика: работа с картой, выставка поделок.

5. Урал

Теория: Природа и животные Урала, достопримечательности. Народы Урала, «золотые руки» народов Урала.

Практика: работа с картой, выставка поделок.

6. Западная Сибирь

Теория: Реки Сибири, достопримечательности, природа и ее обитатели.

«Золотые руки» мастеров западной Сибири.

Практика: работа с картой, выставка поделок.

7. Восточная Сибирь

Теория: Народы Сибири, природа и ее обитатели,

«Золотые руки мастеров западной Сибири», «золотые руки» мастеров восточной Сибири.

Практика: работа с картой, выставка поделок.

8. Дальний Восток

Теория: Достопримечательности, природа и ее обитатели,

«золотые руки» мастеров. Подведение итогов.

Практика: работа с картой, выставка поделок.

Планируемые результаты освоения программы:

        «Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родной улице, о районе, месторасположение города, знакомятся с символикой родного города, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
         «Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с природой дети получают сначала сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе своей области и наконец общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
          «Родная культура». Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
         «Родная страна». В этом блоке дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В подготовительной группе расширяют представления о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Формируются представления о том, что Россия-многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Календарный учебный график

Месяц

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

1.

Октябрь

«Мир вокруг нас» Наш родной город Боровск.

1

Беседа

«Народы России» Столица России – Москва.

1

Интерактивное, практика

«Чудеса природы»

1

Беседа

«Золотые руки народов центральной России»

1

Беседа, практика

2.

Ноябрь

Расположение на карте, достопримечательности

1

Беседа, практика

Природа и животные русского севера

1

Интерактивное

«Золотые руки народов севера»

1

Беседа, практика

«Обитатели севера»

1

Беседа

3.

Декабрь

Где расположено на карте, реки Поволжья.

1

Беседа, практика

«Достопримечательности»

1

Интерактивное

Природа и животные русского Поволжья

1

Беседа

«Золотые руки мастеров Поволжья».

1

Беседа, практика

4.

Январь

«Диво дивное», работа с картой

1

Беседа, практика

Природа и ее обитатели

1

Интерактивное

Народы юга России

1

Беседа

«Золотые руки народов юга»

1

Беседа, практика

5.

Февраль

«Диво дивное», работа с картой

1

Беседа, практика

Природа и ее обитатели

1

Интерактивное

Народы Урала

1

Беседа

«Золотые руки мастеров Урала»

1

Беседа, практика

6.

Март

Расположение на карте, реки Сибири.

1

Беседа, практика

«Достопримечательности»

1

Беседа

Природа и ее обитатели

1

Интерактивное

«Золотые руки мастеров западной Сибири»

1

Беседа, практика

7.

Апрель

«Диво дивное»

1

Беседа, практика

Природа и ее обитатели

1

Интерактивное

Народы Сибири

1

Беседа

Золотые руки мастеров восточной Сибири»

1

Беседа, практика

8.

Май

«Диво дивное»

1

Беседа, практика

Природа и ее обитатели

1

Интерактивное

«Золотые руки» мастеров

1

Беседа, практика

Подведение итогов кружка

1

Беседа, практика

Условия реализации: для реализации кружковой работы используются физическая и политическая карта России. Подшивка журналов «Моя страна», OOO «Ашет коллекция», 2018г.  Тематические презентации, фигурки достопримечательностей и животных России для создания мини-музея. Раскраски, различные материалы для изготовления поделок (соленое тесто, пластилин, бисер, бечёвка и пр.).

Формы аттестации: выставки поделок, итоговое занятие, опросы, создание карты России и мини-музея «Чудеса России».

Оценочные материалы: диагностические таблицы по критериям оценки развития ребёнка (от 1 до 5 баллов) (Приложение 1).

Методическое сопровождение:
- Организация и проведение семинара по изучению кружковой работы.
- Консультации.
- Проведение мастер – классов, круглых столов.
- Самообразование.

Список литературы:

1. Подшивка журналов (27 номеров) «Моя страна», OOO «Ашет коллекция», 2018г.

1. Ковалева А. Моя страна. Развивающие задания и игры для детей 6-7 лет; ТЦ Сфера, 2015г.

2. Никитин В.О. Наша Родина- Россия, серия «Энциклопедия знаний», Росмен – пресс, 2013г.

3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыгинский. -М: ТЦ Сфера, 2005г.

4. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001г.

5. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М., 2004г.

6. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005год». М., 2003.

7. Сказки о русских богатырях. Русские народные сказки; Тула: Родничок – 2016г.

8. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы. / Сост.Л.Б. Поддубная – Волгоград: ИТД «Корифей» - 2008.

9. Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке СПБ.: ООО «Издательство « Детство – Детство - Пресс», 2014.

10. Соловьева Е.В. Дети планеты Земли. М., 2001.

11. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., 1984.

12. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.    

«2»

«3»

«4»

«5»

Мотивация к занятиям.

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата.

 Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес проявляется самостоятельно, осознанно.

Интерес на уровне увлечения.  Устойчивая мотивация. Проявляет интерес к проектной деятельности.

Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет «Технология» как будущую профессию. Увлечение проектной деятельностью.

Познавательная активность.

Интересуется только технологическим процессом. Полностью отсутствует интерес к теории. Выполняет знакомые задания.

Увлекается специальной литературой по направлению детского объединения. Есть интерес к выполнению сложных заданий.

Есть потребность в приобретении новых знаний. По настроению изучает дополнительную литературу. Есть потребность в выполнении сложных заданий.

Целенаправленная  потребность в приобретении новых знаний. Регулярно изучает дополнительную специальную литературу. Занимается исследовательской деятельностью.

Творческая активность.

Интереса к творчеству, инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, но по настроению. Проблемы решать способен, но при помощи педагога.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Коммуникативные умения.

Не умеет высказать свою мысль, не корректен в общении.

Не проявляет желания высказать свои мысли, нуждается в побуждении со стороны взрослых и сверстников.

Умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим.

Умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника, убеждать оппонента.

Коммуникабельность.

Не требователен к себе, проявляет себя в негативных поступках.

Не всегда требователен к себе, соблюдает нормы и правила поведения при наличии контроля, не участвует в конфликтах.

Соблюдает правила культуры поведения, старается улаживать конфликты.

Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, умеет создать вокруг себя комфортную обстановку, дети тянутся к этому ребёнку.

Достижения.

Пассивное участие в делах кружка.

Активное участие в делах кружка.

Значительные результаты на уровне СЮТ.

Значительные результаты на уровне города, округа, области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Дополнительная общеобразовательная программа «Россия – Родина моя»

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста....

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Дополнительная общеобразовательная программа "Россия - Родина моя"

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и ко...

Дополнительная общеразвивающая программа "Моя Родина - Югра"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой Родины. Неоспоримо то, что малая Родина, отечество, ...