Дополнительная общеразвивающая программа "Моя Родина - Югра"
рабочая программа (старшая группа)
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой Родины. Неоспоримо то, что малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека: частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodina_-_yugra_nurudinova_m.a.docx | 690.37 КБ |
Предварительный просмотр:
|
|
Раздел I | |
1.1 Пояснительная записка……………………………………………….. | 2 |
1.2 Учебный план…………………………………………………………. | 4 |
1.3 Содержание программы………………………………………………. | 6 |
1.4 Планируемые (ожидаемые) результаты……………………………... | 7 |
1.5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы…………... | 8 |
Раздел II. Организационно-педагогические условия реализации Программы | |
2.1 Календарный учебный план………………………………………….. | 10 |
2.2 Условия реализации программы…………………………………….. | 10 |
2.3 Методические материалы…………………………………………….. | 10 |
2.4 Список литературы…………………………………………………… | 11 |
Раздел I.
1.1 Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой Родины. Неоспоримо то, что малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека: частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Работа по воспитанию настоящего гражданина своей страны начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к природе родного края, окружающему миру в целом. Одной из главных задач дополнительного образования дошкольников является воспитание уважения к историческому прошлому нашей страны, любви к Родине. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордиться им, надо знать его историю. Знания и любовь к родному краю позволят сохранить и развить лучшие его традиции.
Направленность (профиль) программы – туристско-краеведческая.
Направление – экологическое краеведение.
Уровень – общекультурный (базовый).
Актуальность программы заключается в том, что она выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей с включением в образовательную деятельность регионального компонента. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, способствует формированию у детей гражданского мировоззрения, ранней социализации детей. Изучение окружающего мира своего края необходимо, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Особая эмоциональность детей, восприимчивость и огромный интерес к окружающему миру являются основополагающими факторами для успешного воспитания гражданственно ответственной личности. Программа «Моя родина-Югра» имеет туристско-краеведческую направленность. Она является одним из средств формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств. Содержание программы предполагает комплексное изучение родного края, т.е. дошкольники знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края. Новизна программы основана на комплексном подходе к подготовке обучающихся, заключающегося в поэтапном изучении разделов эколого-краеведческого материала дополнительной программы. Данная программа разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта образования.
Отличительная особенность программы состоит в ее практической значимости: изучение материала программы происходит через вовлечение обучающихся в игровую и экскурсионную деятельность. В процессе обучения дошкольники знакомятся с историей родного края, памятниками истории и культуры, с разнообразием растительного и животного мира природы родных мест. Дети могут проследить взаимосвязи между человеком и природой, усвоят навыки здорового образа жизни, принять участие в природоохранных акциях и трудовых десантах.
Адресат программы - программный материал рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста (5-6 лет), проявляющих интерес к естествознанию. Он предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, формирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю.
Наполняемость групп - количественный состав группы 10-16 человек.
Форма обучения по данной программе – очная. Объѐм программы – Курс программы рассчитан на 1 год обучения, объм составляет 36 часов.
Режим занятий – Занятия проводятся 1 раз в неделю (36 недель в год), академический час - 30 минут.
Цель и задачи программы
Цель: создание оптимальных условий для развития и самореализации воспитанников, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
- формировать экологически-грамотную личность;
- формировать чувства любви к своей малой родине, краю, бережное отношение к природе;
- прививать навыки здорового образа жизни.
- формировать знания о природных богатствах края, быте и традициях народа, его культуре, хозяйственной деятельности;
- прививать навыки самостоятельной творческой деятельности;
- развивать нравственно – патриотические качества.
- развивать познавательный интерес к изучению родного села, края;
- развитие навыков пешеходного туризма, посредствам экскурсионной деятельности;
- развитие познавательного интереса к изучению окружающего мира.
1.2.Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы выявления результатов усвоения программного материала. | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение | 2 | |||
1.1 | Давайте познакомимся | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.2 | Родные тропинки | 1 | 0,5 | 0,5 | Обобщающая беседа |
2. | Мой край родной | 7 | |||
2.1. | Россия – родина моя | 1 | 1 | Викторина | |
2.2. | Моя малая Родина | 2 | 1 | 1 | Заседание юного краеведа |
2.3. | Когалым - город мой родной | 1 | 1 | Интеллектуальная викторина | |
2.4. | Путешествие в прошлое | 2 | 1 | 1 | Обобщающая беседа |
2.5. | Милые сердцу родные просторы | 1 | 1 | Игра – викторина | |
3. | Природа – мой дом | 12 |
3.1. | Живая природа | 2 | 1 | 1 | Игра «Живое- неживое» |
3.2. | Времена года. | 2 | 1 | 1 | Заполнение дневника наблюдений |
3.3. | Растения Югры. | 3 | 1 | 2 | Викторина |
3.4. | Все животные нужны. | 3 | 1 | 2 | Игра «Что? Где? Когда? |
3.5. | Будь природе другом | 2 | 1 | 1 | Викторина |
4. | С кем я живу | 8 | |||
4.1. | Это мой любимый дом | 2 | 1 | 1 | Обобщающая беседа |
4.2. | Я и моя семья. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
4.3. | Семейные праздники и традиции | 2 | 1 | 1 | Творческая работа, выставка рисунков |
4.4. | Бабушкин сундук | 1 | 1 | Обобщающая беседа | |
4.5. | Загляните в семейный альбом | 1 | - | 1 | Творческая работа |
5. | Азбука здоровья | 2 | |||
5.1. | Мы юные туристы Югры | 1 | 0,5 | 0,5 | Турнир «Вопрос - ответ» |
5.2. | Олимпионик | 1 | 0,5 | 0,5 | Спортивный досуг |
6. | Экскурсии | 5 | |||
6.1 | Экологические маршруты | 1 | - | 1 | Заполнение дневника наблюдений |
6.2 | Экскурсия в музей | 1 | - | 1 | Заполнение дневника наблюдений |
6.3 | Островки памяти | 1 | - | 1 | Обобщающая беседа |
6.4 | Жемчужины родных мест | 1 | - | 1 | Практическое занятие |
7. | Итоговое занятие «Всезнайки» | 1 | 1 | Викторина «Умники и умницы» | |
ИТОГО: | 36 | 14 | 22 |
1.3. Содержание программы
1.1. Давайте познакомимся
Теория: Т.Б на занятиях и во время экскурсий. План работы детского объединения.
Родными тропинками.
Практика: Знакомство с детьми, кабинетом. Игра «Давайте познакомимся».
1.2. Родные тропинки
Теория: Введение в программу. Краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности.
Практика: Презентация фильма «Родные тропинки»
2.Мой край родной (12) 2.1. Россия – родина моя
Теория: Моя Родина Россия. Россия - самая большая страна в мире.
Практика: Моя страна на карте. Раскрашивание символов России.
2.2. Моя малая Родина
Теория: Название нашего края.
Практика: Мой край на карте России.
2.3. Город мой родной
Теория: История города, (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте)
Практика: Целевая прогулки по улицам города «Город мой родной». Конкурс рисунков «Родные места».
2.4.Путешествие в прошлое
Теория: Жизнь города, обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Практика: Экскурсия в музей.
2.5. Милые сердцу родные просторы
Теория: Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины. Практика: Практическое занятие «Красота моей улицы».
3.Природа – мой дом (21) 3.1. Живая природа
Теория: Живая и неживая природа. Уникальность планеты Земля. Практика: Игра «Живое – неживое». Солнце - источник тепла и света. Игра «Солнечный зайчик».
3.2. Времена года
Теория: Сезонные изменения в природе.
Практика: Наблюдения в природе. Ведение календаря наблюдений.
Экскурсия по экологической тропе.
3.3. Такие разные растения.
Теория: Многообразие растений нашего края. Деревья и культурные растения ближайшего окружения. Дерево России – берѐза. Растения первоцветы. Практика: Природная мастерская. Изготовление поделок и аппликаций «Осеннее дерево».
3.4. Все животные нужны
Теория: Многообразие животного мира нашего края. Дикие и домашние животные. Животный мир степей. Кто такие насекомые. Водоемы нашей местности. Животные водоѐмов, их образ жизни.
Практика: Занятие – игра «Бабушкин двор». Дидактическая игра «Живые цепочки». Экологические пирамиды.
3.5. Будь природе другом
Теория: Взаимодействие человека и природы. Природа и мы. Практика: Трудовой десант. Сбор семян растений и цветов, природного материала для поделок. Опытническая работа «Царица-водица».
4. С кем я живу (12)
4.1. Это мой любимый дом
Теория: Дом, в котором я живу.
Практика: Нарисуй красивый дом
4.2. Я и моя семья
Теория: Моя семья. Родственные связи.
Практика: презентация семейного альбома. Рисунок моей семьи.
4.3. Семейные праздники и традиции
Теория: Праздники и традиции моей семьи.
Практика: Традиции семьи (масленица, Новый год). Экскурсия в музей «В светлой горнице».
4.4. Бабушкин сундук
Теория: Предания старины глубокой (рассказ о домовых, леших, русалках). Практика: Бабушкины сказки. Игровая программа «Тайны бабушкиного сундука».
4.5. Загляните в семейный альбом
Практика: Творческая работа «Загляните в семейный альбом». Фотовыставка «А это Я».
5. Азбука здоровья (14)
5.1. Мы юные туристы
Теория: Мы - юные туристы. Уроки этикета.
Практика: Д.И. «Правила поведения юных туристов в походе». Работа в
группах «Собираем рюкзак».
5.2. Олимпионик
Теория: Основы здорового образа жизни.
Практика: Спортивно – оздоровительное мероприятие «В поход за здоровьем». Спортивные досуги «Богатырские забавы», «Мы – будущие олимпийцы».
6.Экскурсии
Практика: экскурсии по экологическим маршрутам ; экскурсия в музей; целевая прогулка по улицам города. Ознакомление детей с природным окружением. Экскурсия к реке, в парк. Знакомство с достопримечательностями города Троицка, историческими и культурными памятниками.
7. Итоговое занятие «Всезнайки»
Теория. Подведение итогов за учебный год.
Практика. Викторина «Умники и умницы».
1.4. Планируемые (ожидаемые) результаты
В ходе реализации программы воспитанники приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности обучения. По окончанию курса воспитанник должен знать культурные и исторические памятники своего города; особенности природы родного края; семейные обычаи, традиции и праздники, иметь представление о родственных связях. Уметь применять практические навыки, в последующей деятельности; описывать исторические объекты, памятники своего города.
- сформированы дисциплинированность и инициативность, самостоятельность, доброта и любовь к Родине.
- развивают умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать;
- владеют навыками изучения и описания природных объектов.
- учащиеся приобретают знания о природе, истории, культуре родного края; имеют устойчивый интерес к краеведению.
1.5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
(Федеральный закон №273-ФЗ, ст. 2, ч.2, п.9).
Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения достижения ее целей и задач разрабатывается схема изучения знаний и умений детей по сезонам и отдельным темам занятий. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки. Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей. Работа детей оценивается и стимулируется с помощью – медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток природы», и т. д. Формами подведения итогов на сезонных праздниках могут быть игры, конкурсы.
В конце изучения программы, на последнем занятии проводится экологический праздник в форме конкурсно - игровой программы по всему курсу с творческими посвящениями детей (стихами, загадками, песнями) временам года, с подведением итогов на месте проведения сезонных экскурсий, с вручением памятных призов. Дошкольники могут продемонстрировать образовательные результаты на итоговом праздничном интегрированном занятии «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» в присутствии родителей, которое готовят все педагоги, работающие в объединении. Выставляются творческие работы. Ребята в игровой форме показывают полученные знания по экологии и сформированные навыки правильного поведения в природе.
Оценочные материалы.
Оценка эффективности усвоения программы проводится путем сопоставления результатов входящей (собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей в середине работы, декабрь) и итоговой диагностики (май). Оценка осуществляется по 5-ти бальной системе:
1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь педагога не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью педагога;
4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 баллов – ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания. Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы): Высокий уровень:
более 4,5 балла (более 90%)
Средний уровень:
3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%)
Низкий уровень:
менее 2,9 балла (менее 58%)
№ | ФИО ребенка | Критерии оценки | Итого: | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||
12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
ИТОГО: | |||||||||||||
Высокий уровень (детей / %) | |||||||||||||
Средний уровень (детей / %) | |||||||||||||
Низкий уровень (детей / %) |
Примечание 12– месяц декабрь, 05 – месяц май
Критерии оценки:
1. Владение элементарными экологическими понятиями и знаниями.
Знает основные экологические понятия: живые организмы, взаимосвязи живых организмов, экология, среда обитания, перелетные птицы, зимующие птицы; знает представителей животного и растительного мира (более 20), животных и растений РФ и Ставропольского края, роль человека в природе; умеет различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения. Знает строение растений, отличительные признаки насекомых, птиц. Знает экологические праздники: "День птиц", "День Земли".
2. Владение элементарными умениями и навыками.
Составляет простейшие пищевые цепи; видеть природу и природные объекты, ценить и отображать их разнообразие, выполняет познавательные и творческие задания педагога, решать простейшие экологические задачи.
3. Развитие навыков работы и поведения в природе.
Знает основы и владеет навыками правильного поведения в природе (на экскурсии, в походе). Проявляет бережное, заботливое отношение к отдельным природным объектам и к природе в целом.
4. Развитие познавательно-творческой деятельности
Проявляет активность в познании и творчестве, наблюдательность, добросердечность. Сохраняет интерес к изучению экологии через изобразительное и декоративно – прикладное творчество. Активно работает с семенами, плодами, листьями растений. Проявляет интерес к нетрадиционным изобразительным средствам. Умение видеть, отображать и ценить красоту природы.
5. Формирование и развитие познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; учебно-познавательные и общекультурные компетенции и личностные качества.
Понимает информацию в виде рисунков, таблиц; умеет сравнивать и группировать природные объекты; умеет слушать и слышать педагога, участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы. Задает много поисковых и проблемных вопросов, делает самостоятельные выводы и умозаключения. Выводы делаются на основе визуальных наблюдений педагога, текущих бесед - опросов с ребенком, родителями, анализа продуктов детской деятельности: рисунков, поделок.
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Режим занятий |
1 год | 01.09.2023 | 31.05.2024 | 36 недель: I полугодие – 17 недель II полугодие – 19 недель | 1 ч., один раз в неделю, 30 минут |
2.2 Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации Программы
Специально оборудованный кабинет, магнитная доска для демонстрации наглядных пособий, компьютер, фотоаппарат, спортивный и садовый инвентарь, стенд для выставки. Демонстрационные материалы, канцелярские принадлежности - по количеству обучающихся, материал для творчества по количеству обучающихся, материал для проведения опытов; учебная и художественная литература по краеведению и туризму. Видеосюжеты по темам, презентации к занятиям, энциклопедии, справочники. Исторические и современные фотографии села, карта края и села (со спутника).
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает сотрудничество с:
педагогм-психологом; родителями и родственниками воспитанников; воспитателем и музыкальным руководителем.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует воспитатель, имеющий профессиональное педагогическое образование.
2.3.Методическое обеспечение программы
При изучении программного материала, согласно возрастным особенностям обучающихся, используются словесные, наглядные и практические методы: беседа, объяснение, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, тренировочные упражнения, работа по образцу.
Формы организации занятия: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы деятельности детей: традиционные занятия; игровые и сюжетно-ролевые; интегрированные занятия; экскурсии, экспедиции, турпоходы; презентации, защита проекта; занятия-соревнования: конкурсы турниры, викторины и т.д.
Педагогические технологии:
психолого-педагогические; технология использования игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Ддидактические материалы:
- дидактические игра и упражнения «Живое – неживое»;
- д/и «Цветочный магазин», «Первоцветы», «Деревья наших мест»;
- д/у «Посмотри и назови», «Что такое хорошо?», «Профессии», «Правила поведения воспитанных детей», «Экологические пирамиды», «Мой родной город», и т.п.
- Комплект рабочих листов для занятий «Занимательная экология», «Экология в картинках», «Что задумал художник»,
- д/и «Зоологическое лото», «Дикие и домашние животные», «Животные Красной книги»; набор раздаточных карточек «Правила поведения юных туристов – краеведов», и т.д.
2.4. Литература
1. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие – г.Москва, ФЦДЮТиК, 2006 г. -600 с.
2. Белавина И.Н. «Планета – наш дом», М., 1995 г.
3. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми» Воронеж 2002 г.
4. Николаева С. Н. «Как приобщить ребѐнка к природе», М., 1995 г.
5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в д/саду», М., 1999 г.
6. Николаева. С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., 1995.
7. Планета Земля. Энциклопедия. М., 2001 г.
8. Черкасова М. В. «Они должны жить» Москва 1998 г.
9. Справочник путешественника и краеведа/ Под. ред. Обручева С.В. Том 1 и 2. Гос. издательство географической литературы, 1949—1950.
10. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
11. Энциклопедия туриста. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"
Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...
Дополнительная общеразвивающая программа: «Моя малая и большая Родина»
Программа направлена на организацию дополнительных занятий с детьми старших и подготовительных групп (5-7 лет) дошкольного учреждения, построена на принципах:- развивающего обучения, предполагаю...
Дополнительная общеразвивающая программа "Это русская сторонка, это родина моя"
В русском фольклоре, без которого невозможно представить какой – либо народный праздник, гуляние, ярмарку, особым образом сочетаются слово и музыкальный ритм, многовековой опыт народа и вер...
Дополнительная общеразвивающая программа «Это русская сторонка, это Родина моя!»
Народные календарно-обрядовые праздники являются богатешем источником познавательного, нравственного и этического развития детей. Ведь содержание праздников это жизнь народа, человеческий опыт, просея...