Дополнительная общеобразовательная программа "Россия - Родина моя"
рабочая программа
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rossiya_rodina_moya_s_3_do_7_let.docx | 149.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«Детский сад №9 «Радуга»
___________ Т.С.Ивашкевич
__________________ 2023 г.
Дополнительная
общеобразовательная программа
"Россия – Родина моя"
Воспитатель
высшей квалификационной
категории Козлова О.Г.
Балабаново,2023
Проявлении патриотизма в разных возрастных группах.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
Формирование любви к Родине, по мнению Ю. Е. Антонова и Л. В. Левиной: – «в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира;
– в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка;
– в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности»
«Позитивное отношение взрослых (педагогов и родителей) к родной стране, ее истории и культуре, их компетентность по проблеме развития начал гражданственности у дошкольников — знание традиций, истории, фольклора и умение заинтересовать этим детей.
- Пояснительная записка
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда, способствующая воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие «патриотизма» многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Программа «Моя родина – Россия!» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития.
Отбор содержания циклов программы, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлёнв соответствии со следующими принципами:
- принцип доступности, обеспечивающим адаптацию материала в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции в соответствии возрастными возможностями и особенностями образовательных областей и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип культуросообразности, обеспечивающим становление личности ребенка на основе ознакомления с культурой своего народа, этнических особенностях своего региона;
-принцип преемственности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности родителей и ребенка;
- принцип минимакса – создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;
- принцип творчества – образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
- учет этнокультурной ситуации развития детей;
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом и краем.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
II. Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
- Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
3 раздел «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
- Формировать представление об исторических корнях города.
- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
- Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
- Формировать представление об основных профессиях жителей города.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
- Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3–4 года.
- Знать имя, отчество родителей.
- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
- Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
- Знать название своего города; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.
4–5 лет.
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей.
- Уметь рассказывать о своем родном городе.
- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название города, области.
- Иметь представление о символике города, области.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа населивших город.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
- Краткие сведения об истории города, округа.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг своего города.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусстварусских поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления об охране природы.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Направления работы по реализации Программы
- Работа с детьми
- Создание РППС.
- Совместная работа воспитателей и родителей.
- Самообразование воспитателей.
- Привлечение социальных партнеров.
Формы работы с детьми.
- беседы;
- игры;
- проведение совместных праздников;
- просмотр фильмов;
- презентации;
- организация выставок
- творческие вечера
Планирование воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию проводятся в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей.
Младшая группа: вторник 15.30 – 15.45
Средняя группа: вторник 15.30 – 15.50
Старшая группа: вторник, четверг 15.30 – 15.55
Подготовительная группа: вторник, четверг 15.30 – 16.00
Календарно – тематический план
Младшая группа (3-4 года)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | «Мама, папа, я моя счастливая семья» | Беседа на тему: «Для чего человеку имя?» | Игра "Полное" и "неполное" имя Словесная игра «Назови ласково», «Позови меня.» |
Но ябрь | Знакомство с трудом мамы | Беседа с детьми о своих мамах «Мамы есть у всех», | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рисование «Цветочки для любимой мамочки». «Разноцветные шары для мамы» |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | «Мои бабушка и дедушка» | Сюжетно – ролевая игра: «К нам бабушка приехала». | На пороге Новый год |
Январь | Рисование «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | Беседа на тему «Мои друзья» | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Просмотр мультфильмов о дружбе. |
Февраль | «Мои папа и дедушка» | Беседа «Знакомство с праздником День защитника Отечества» | Изготовление подарков к празднику. | Беседа «Как стать сильным?» |
Март | «Мои мама и бабушка». | Рисование «Для мамыбукетик я нарисую. Порадую милую, дорогую». | С/р игра «Дочки – матери». | Акция «Помоги растению». |
Апрель | «Мой любимый детский сад» | Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников | Беседа «Моя группа и мои друзья по детскому саду». Заучивание потешек | Аппликация Детский сад» |
Май | Город, в котором я живу | Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | Моя улица | Рисование на тему «Моя улица» и «Дом, в котором я живу» |
Работа с родителями.
Месяц | Содержание работы | |
Сентябрь | Консультация: "Предметно - развивающая среда в ДОУ как средство нравственно-патриотического развития ребенка" Ширма: " Как преодолеть трудности в общении у детей " | |
Октябрь | Беседа: «Растим детей добрыми и отзывчивыми» Беседа: «Как быть добрым в окружающем его мире» | |
Ноябрь | Беседа: «Культура поведения вашего ребенка в окружающем мире» Рекомендации: "Устное народное творчество в нравственном воспитании ребенка» Памятка: "С чего начинается Родина" | |
Декабрь | Семейная ассамблея: «Правила взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми» Рекомендации: "Зимние народные забавы детей" | |
Январь | Акция: "Поможем птицам зимой!" Родительское собрание: " Культура поведения детей 3-4 лет." | |
Февраль | Консультация: «Растим будущих защитников родины» Патриотическое воспитание детей 3-4 лет" Рекомендации: "Воспитание у детей духовно- нравственных качеств" | |
Март | Консультация: «Воспитание у детей младшего возраста любви и уважения к взрослым и их труду" Семейный календарь: "Игры - драматизации в развитии нравственных качеств у дошкольников" Ширма: "Трудовые поручения младших дошкольников в ДОУ и дома" | |
Апрель | Семейная ассамблея: «Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников» Ширма: "Художественно - эстетическая деятельность дошкольников" | |
Май | Консультация: «Воспитываем детей добрыми и отзывчивыми по отношению к окружающему миру" Рекомендации:" Экологическое воспитание детей. Меры осторожности в природе" |
Средняя группа (4–5 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Октябрь | Беседа « Осень на улицах города» | Краткосрочный проект: «Растительный мир нашего края» | « Моя родная природа» | Рисование«Люблю березкурусскую». |
Ноябрь | «Счего начинается Родина?» (улицы города). | Целевая прогулка по улице Московской | Достопримеча тельности родного города | Игра-путешествие «Мой город» |
Декабрь | «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. | В гостях у бабушки в деревне» | «Чудо – чудное, диво – дивное!» знакомство с разнообразием русских народных игрушек. | Традиции празднования Нового года |
Январь | Природо-охраняемая акция «Покорми птиц зимой». | Беседа«Дружат дети на планете». | «Эти мудрые сказки!» | «Золотые руки мастеров» Знакомство с народным прикладным искусством. |
Февраль | «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества». | Досуг «Рота, подъём!» | «Традиции моей семьи» |
Март | «Наша мама лучше всех». | «Традиции россиян» Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. | Русские народные промыслы. Русская матрёшка | Слушание народных песен, закличек |
Апрель | «Мой город», рассматривание альбома о городе Балабаново. | «Моя Родина – Россия» | «Москва – столица нашей Родины» | Знакомство детей с флагом России. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам города. | Рассказ воспитателя «О Дне Победы». | «Правила, по которым мы живем»!» | «Здравствуй лето!» |
Работа с родителями:
Месяц | Содержание работы | |
Сентябрь | Семейный календарь: "Ознакомление дошкольников с миром природы. Экологическое воспитание " Беседа: "Воспитание у детей доброжелательного отношения к сверстникам и окружающему миру". | |
Октябрь | Консультация: «Значение художественной литературы в развитии познавательных способностей детей» Рекомендации: " Как знакомить детей с миром природы в семье" | |
Ноябрь | Беседа: «Труд детей дома. Кормушки для птиц и как их сделать.» Рекомендации: «Дети - друзья природы» «Влияние домашних животных на развитие ребенка» | |
Декабрь | Консультация: «Наши привычки – привычки наших детей» «Трудовое воспитание в семье и ДОУ и его влияние на воспитание детей» | |
Январь | Беседы: «Как отвечать на детские вопросы об окружающем мире» Родительское собрание: «Воспитание у детей дошкольников любви и бережного отношения к природе» | |
Февраль | Консультация: «Социально - коммуникативное развитие детей 4-5 лет». Рекомендации"Растим будущего мужчину" | |
Март | Консультация: «Роль дидактических игр на познавательное развитие» Фото- конкурс: «Я и мой питомец» |
Апрель | Консультация: "Художественно - эстетическое развитие детей 4-5 лет Беседа: «Книги, которые вы читаете дома детям». Рекомендации: «Правила общения с птицами». |
Май | Консультация: «Нравственно -патриотическое воспитание подрастающего поколения» Это интересно знать:» Влияние природы на познавательное развитие детей» Конкурс чтецов: День Победы |
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Октябрь | 1.Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». 2.Рисование. «Смешанный лес» | 1. Знакомство с профессией спасателя. 2.Сюжетно-ролевая игра «МЧС». | 1. Рассказ воспитателя «О символике родного края». 2.Выставка детских рисунков «Мое любимое место в городе». | Рассматривание карты России, карты Калужского края 2. Знакомство с глобусом |
Ноябрь | 1.Беседа «Чем славится Наш город» (на основе наглядного материала). 2.Достопримечательности улицы Московской | 1.Экскурсия к памятнику на улице Московской. 2. Составление коллективного рассказа «Моё родное Балабаново» по предложенному плану воспитателем | 1Целевые прогулки по улице Московской. 2. «Поиграем в экономику» (деловая игра) | 1.Викторина «Что ты знаешь о своей маме» 2.Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. |
Декабрь | 1.Досуг «Чаепитие». 2.Создание полочки красоты. | 1.Знакомство с народной игрушкой. 2. Чтение рассказа Ушинского «Как рубашка в поле выросла». | 1.Закрепление представлений у детей о жилище русских людей об их одежде. Показ презентации по теме. 2.Знакомство с предметами быта и утвари. | 1.ОД «Новый год у ворот». 2. Беседа на тему «Традиции празднования Нового года» |
Январь | 1.Беседа на тему «Традиции русского народа». 2.Разучивание русских народных игр, хороводов. | 1Беседа на тему «Народно-прикладное искусство». 2.Игровая ситуация «Встреча гостей». | 1.Просмотр презентации «История русского костюма». 2.Музыкальный досуг. | 1.Знакомство с народной игрушкой. 2.. Чтение рассказа Ушинского «Как рубашка в поле выросла» |
Февраль | 1.Рассказать детям о русских богатырях. 2.Чтение былин о русских богатырях. | 1.Виртуальная экскурсия «Путешествие по городам ДревнейРуси». 2.Творческое задание. Лепка из пластилина доспехов богатырей. | 1.Художественное творчество «Подарки для Защитников Отечества». 2.Рассказ о Российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину. | 1.Беседа на тему «ЗащитникиРодины» 2.Спортивные соревнования с участием пап «Смелые и ловкие». |
Март | 1.Беседы: «Мамино сердце», «Нас не разольешь водой». 2.Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта | 1.Пальчиковая гимнастика: «Мамочка». Разучивание стихотворения о маме 2.Описательный рассказ: «Как мы поздравляли мам». | 1.Познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства – знакомство с русской матрёшкой. 2.Изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше» | 1.Прослушивание русских народных песен. Заучиваниечастушек. 2.Русская народная игра «Золотые ворота». |
Апрель | 1. Беседа на тему «Наш многонациональный детский сад». 2.Беседа и рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы народов России » | 1.Беседа «Что такое космос» с показом мультфильма. 2.«Юрий Гагарин. Он покорил космос» | 1.Беседа « Первая женщина космонавт». 2.Просмотр презентации «Солнечная система» | 1.Народные промыслы Калужского края. 2.Художественное творчество по промыслу Калужского края |
Май | 1.Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. 2.Чтение художественной литературы о ВОВ. | 1.Просмотр презентации «Дети войны» 2.Тематический праздник «День Победы». | 1.Беседа «Сказки добрые друзья». 2Викторина по сказкам | Итоговая игра – викторина «Россия – Родина моя» |
Работа с родителями
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к патриотическому и гражданскому воспитанию » Рекомендации: «Влияние фольклора на общение ребенка со взрослыми» |
Октябрь | Консультация: «Влияние родительских установок на нравственное воспитание детей» Беседа: " Права ребенка" |
Ноябрь | Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Государственная символика России" Рекомендации:«Роль сюжетной игры в социальном развитии детей дошкольного возраста» |
Декабрь | Консультация: «Нравственное воспитание детей. Правила общения в окружающем мире» Рекомендации: "Как организовать уголок книголюба дома. Книги, которые воспитывают гражданина своей страны" |
Январь | Стенд:«Познавательное развитие детей через знакомство с окружающим и социальным миром» |
Февраль | Консультация:«Семья и семейные ценности. Традиции ». Беседа: "Наши добрые дела , их значение для окружающего мира» |
Март | Семейная ассамблея: " Мама моя и я" Беседа: « Согласие между родителями- средство в развитие нравственности у детей» |
Апрель | Консультация: «Памятные места героического прошлого нашего поселка" Памятка: «Гордись своим именем улица. Известные имена нашего города» |
Май | Консультация: «Терапия материнской любовью и добротой к окружающему миру» Семейная ассамблея: " С чего начинается Родина! " Участие в шествии - Бессмертный полк. |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Октябрь | 1.Беседа с детьми о их семье. 2.Рассматривание семейных фото. | 1.Рисование «Дом, в котором я живу». 2.Викторина «Что ты знаешь о своих родителях» | 1.Выставка детских рисунков: «Моя семья» 2. Словесная игра «Кто кем кому приходится» | С 1.Сюжетно-ролевая игра «Семья». 11 2. Проблемная ситуация « «Кто уберет игрушки?». |
Ноябрь | 1.Моя малая Родина 2.Знакомство детей с г. Балабаново. | 1.Выставка детских рисунков «Мое любимое место в городе». 2. Знакомство с символикой города | 1.Составление коллективного рассказа «Моё родное Балабаново». Д.И. «Узнай герб города» |
природой родного края.
Калужского края. |
Декабрь | 1.Беседа на тему «Традиции русского народа» 2. Традиции русского чаепития | 1.Игровая ситуация « Встреча гостей». 2.Просмотр презентации « История русского костюма». | 1.Жилище русских людей; их одежда. Показ презентации по теме. 2.Предметы русского быта |
«Изба, терем и дворец».
«Русская изба» |
Январь | 1.«Наше государство - Российская Федерация». 2.«Я гражданин Российской Федерации». | 1.Рассказать детям о символах России. Познакомить с описанием и значением символов герба России.Прослушивание гимна Российской Федерации. 2.«Правительство РФ». | 1.Беседа на тему «Президент страны». 2. «Москва – столица нашей Родины». | 1.Просмотр презентации «Достопримечательности Москвы». 2.Беседы «Музеи Кремля», «Чем запомнилась Москва?» Выставка рисунков «Моя Москва». |
Февраль | 1.Знакомство с Конституцией Российской Федерации 2.Обсуждение ситуации «Страна без законов» | 1.Оформление альбома «Мои права».Игра «Трон» 2.Рисунки на тему «Ребенок имеет право на…» | 1. Беседы на тему «Народные промыслы», «Устное народное творчество» 2.Рассказ о Российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину. | Операция «Радость» изготовление подарков и вручение солдатам воинской части Праздник– День Защитника Отечества. |
Март | 1. «Мама – самое прекрасное слово на земле. 2.Рисование портрета мамы | 1.«Все профессии нужны, все профессии важны» 2.Сюжетно-ролевая игра «Дочки – матери» | 1.Подбор и заучивание народных песен, дразнилок, закличек. 2.Разучивание народных игр. | 1.«Одежда.Какой она была? История и современность " 2.Руский народный костюм |
Апрель | 1. Презентация «Многонациональная Россия» 2.Беседа на тему «Наш многонациональный детский сад». | 1.Беседа «Что такое космос» 2. Просмотр презентации «Солнечная система» | 1.«Знаменитые россияне» 2. Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами. Малые Олимпийские игры (соревнования между группами) | 1.Великие композиторы: П.Чайковского, М.Глинки, С.Рахманинова, М.Мусоргского (прослушивание произведений). 2. Дидактическая игра «Узнай и назови». |
Май | 1.Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. 2.Чтение художественной литературы о ВОВ |
| 1.Викторина «Конкурс знатоков родного города». 2.Беседа «Сказки добрые друзья». | 1. Рисование на тему «Моя любимая сказка». 2.Итоговая викторина «Моя Родина - Россия» |
Работа с родителями:
Дата | Тема |
Сентябрь | Консультация для родителей: "Как создать родословную своей семьи". Семейный календарь: "Воспитание любви и уважение к природе родного края у дошкольников. |
Октябрь | Беседа: Я, моя семья и Родина - единое целое" Ширма: «Русское народное прикладное искусство и традиции» |
Ноябрь | Семейный календарь: «Духовно – нравственное воспитание детей через знакомство с русским народным творчеством.» Ширма: " Патриотическое и нравственное воспитание дошкольников. Растим гражданина своей Родины" |
Декабрь | Акция:«Наши меньшие друзья! Поможем птицам" Беседа:" "Воспитание у детей любви к Родине через ознакомление с окружающей природой. " |
Январь | Беседа: «Книги о России, их значение в гражданско - патриотическом воспитании дошкольников» Семейный календарь: "Нравственно- духовное развитие дошкольников через художественное творчество" |
Февраль | Семейный календарь: « Согласие между родителями- это важно» Рекомендации: " Растим юного защитника Родины" Оформление газеты, посвященной Дню Защитника Отечества» Выставка рисунков: «Наши замечательные папы» |
Март | Консультация: «Роль родителей в возрождении русских традиций в семье» Беседа:" Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу" Стенд: " К празднованию ВОВ" Фотовыставка « Мы- мамины помощники» |
Апрель | Семейный календарь: оформление альбома с родителями: " Чтобы помнили потомки. Ветераны наша гордость" Проект: " От кольчуги до пилотки" Посещение музея поселка: " Боевая слава" |
Май | Консультация:"Как создать герб и флаг своей семьи". Семейный календарь: " Патриотическое воспитание в условиях семьи. Памятные места героического прошлого нашего поселка" Выставка рисунков: «Этих дней минувших слава!» Участие в шествии - Бессмертный полк. |
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
- Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Балабаново, Калужского края, их символика).
- Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
- «Наш город» и т.д.
2. Традиции
- Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу,
Для этого проводятся:
- Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
- Экскурсии в краеведческий музей г.Балабаново;
- Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
- Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
- Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
- оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
- Занятия, беседы.
- Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
- Экскурсия к «Братской могиле», возложение цветов
Материально-техническое сопровождение
- Дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- Репродукции картин;
- картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
- «Моя семья»;
- художественная литература;
- грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
- карты, атлас;
- символика, глобус и т.д.
Используемая литература
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя малая Родина"
построение системы коррекционно-развивающей работы в л огопедической группе на основе использования краеведческого материала...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный в...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...
Дополнительная общеобразовательная программа «Россия – Родина моя»
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Моя Родина-Россия»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я и моя Родина»
Программа патриотической направленности, расчитанная на три года обучения детей дошкольного возраста....
Знакомство дошкольников с малой родиной по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»
Знакомство дошкольников с малой родиной по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»...