НОД детей старшей группы Познание (формирование целостной картины мира). Тема «Круговорот воды в природе».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Луткова Марина Валерьевна

Тема «Круговорот воды в природе».

Программные цели и задачи: 
Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды.

Развивающие: Развивать у детей познавательное отношение к природе.Учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения; обогащать словарь.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; изобразительная; двигательная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_detey_starshey_gruppy.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

НОД детей старшей группы

 Познание (формирование целостной картины мира).

Тема «Круговорот воды в природе».

Программные цели и задачи: 
Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды.

Развивающие: Развивать у детей познавательное отношение к природе.Учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения; обогащать словарь.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; изобразительная; двигательная.

Методы и приемы:                                                                                                                                              Проблемный.
Наглядные: использование мультимедийных слайдов, схем, символов.
Практические: опыты, моделирование.
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Предварительная работа:
Беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное).                                                  Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры».
Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».

Оборудование и материалы:
Инвентарь для опытов: термос, зеркало, стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой, поднос.
Шапочки-«капельки», корона для игры.                                                                                                
Глобус. Проектор, экран, ноутбук.                                                                                                  Листы бумаги, краски, кисти, стаканчики с водой.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».

Отгадайте загадку и узнаете, что находиться за ширмой.
На ноге стоит одной крутит, вертит головой
Нам показывает страны реки, горы, океаны
.(Глобус)

Что такое глобус? Глобус - это модель нашей планеты Земля, на которой мы живем. Наша планета Земля круглая.

Воспитатель: Посмотрите на глобусе много голубого цвета, что это?

Дети: это вода (моря, реки, океаны.)

Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?

Дети: Это суша.

Воспитатель: А чего больше на Земле: воды или суши? (воды)

Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет.
Дети: Это вода (моря, реки, океаны).

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? Давайте превратимся в лаборантов и узнаем, как капелька воды путешествует в природе.
- 1,2,3 наклонись;
- 1,2,3 повернись;
- 1,2,3 покружись в лаборантов превратись.

-А теперь надевайте фартуки, нарукавники и присаживайтесь, за столы, начнём опыты.

Опыт №1 испарение воды
Воспитатель: Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос).
Ой! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.
Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (ответы детей) Почему? (ответы детей)
Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые. Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают)
Да, вода при нагревании превратилась в пар

Опыт № 2 капли на зеркале.
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром.
Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале).
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться?
Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?
(гипотезы детей)

Проводится физкультминутка:

Дождик, лей веселей (поднимаем руки вверх)

Тёплых капель не жалей (выставляем ладошки)

Для лесов, для полей (руки вверх- покачали, вниз и в стороны)

И для маленьких детей (присели на корточки)

И для мам, и для пап (встали, потянулись на носочки)

Дождик кап-кап-кап (маршируем)

Опыт №3. дождь                                                                                                                                                 Воспитатель: Перед вами стоят тарелочки, в тарелочках вода, это наш водоём. Возьмите пожалуйста в руки губки и скажите губка лёгкая? (лёгкая как облачко). А теперь, наберите чуть-чуть водички, так, чтобы губка впитала капельки воды (набрали). Поднимите губку и скажите, губка потяжелела? А теперь давайте посмотрим, как из тучки льётся дождь. Сожмите губку одной рукой, что пошло из тучки? (дождь). Капельки снова из тучки спустились вниз.

Воспитатель: Из этого можно сделать вывод (какой), что с помощью губки мы с вами понаблюдали. Как в тучку, набираются капельки воды и в виде дождя спускаются вниз.

Опыт № 4 (с землей)
Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться? (дети отвечают)
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)

(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие с капелькой.
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)
Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется. Попутешествует и назад к нему вернется.

Воспитатель: Молодцы, Ребята! А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру «Путешествие капельки» и Водяной увидит и всё поймёт.

(Дети одевают шапочки-«капельки». Воспитатель одевает бумажную корону с изображением тучки).

Воспитатель: Я мама-тучка, а вы ребятки, мои детки-капельки.(Дети окружают маму-тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод). Капельки полетели, в речке поплыли, в океан попали. Потянулись капельки к лучам солнца и вспомнили о маме тучке и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь я вам предлагаю немного порисовать. Посмотрите на экран, там вы увидите схему водоворота воды в природе. У вас на столе есть листы бумаги, краски, кисти, стаканчики с водой. По этой схеме нарисуйте путешествие своей капельки.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель: (подводит итог) Пусть Водяной больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.
Воспитатель: (к детям)
- Мы эти отчеты оставим Водяному. (Складывает в конверт).
- Водяному помогли?
- Воду пропавшую нашли?
А теперь детвора! Нам в обратный путь пора. Лаборатория наша закрывается.     
А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории? 
(Опыты)
Какие опыты мы с вами проводили? Что нового вы узнали?
Как мы будем относиться к природе? К воде?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД формирование целостной картины мира .Тема: Поможем воде стать чистой.

В конспекте описана экспериментальная деятельность как форма организации НОД....

Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"

  Период дошкольного детства - это период становления личности  ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира в экологических представлениях природы родного края.

Формирование у  детей   старшего дошкольного возраста и их  родителй  целостной картины мира в экологических представлениях природы родного края ....