конспект НОД формирование целостной картины мира .Тема: Поможем воде стать чистой.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
В конспекте описана экспериментальная деятельность как форма организации НОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-eksperiment_s_vodoy.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Ребёнок и окружающий мир
Тема: Поможем воде стать чистой.
Для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Воспитатель МКДОУ
«Детский сад №115»
Абрамова Анна Владимировна
Дзержинск 2013г
Задачи:
- Формировать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- Совершенствовать навыки сравнения свойств различных материалов пропускать воду, делать логические выводы;
- Закреплять умение схематично изображать проделанные действия;
- Совершенствовать умение сравнивать результаты опытов и делать выводы;
- Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария;
- продолжать формировать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу;
- воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Методы:
Проблемная ситуация, сюрпризный момент, вопросы, художественное слово, показ способов действия, помощь, моделирование схемы очистки воды.
Предварительная работа :
Чтение книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», свободное экспериментирование, беседа о правилах работы с водой.
Дифференцированный подход:
Первым предложить самостоятельную работу детям с низким уровнем двигательной активности.
Детям с высоким уровнем знаний предложить фильтры: клеёнку бумагу, предложить им объяснить, почему они не пригодны для фильтрации.
Материалы:
Фартуки(10шт), бутылки с грязной водой 0,5л 6шт., воронки 6шт, клеёнки на рабочие столы, емкости для фильтрации чистой воды, фильтры: ситечко, марля, плотная ткань, клеёнка, лист бумаги, камушки. Тазик, полотенце, тряпочки.
Связь с другими видами деятельности:
ФЭМП, коммуникация, чтение художественной литературы, экологическое воспитание, ОБЖ(раздел: здоровье).
Литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы;
Организация экспериментальной деятельности дошкольников . под ред.Л.Н.Прохоровой.
Ребёнок в мире поиска. Под ред. О.В.Дыбиной.
Ход НОД.
Дети заходят в группу, на столе лежит письмо, воспитатель обращает на него внимание.
-Ребята, посмотрите, что это лежит на столе? Какое необычное письмо. Интересно, кто его нам прислал? (дети рассматривают письмо, выдвигают предположения от кого оно).
-Да оно же от Медуницы из Цветочного города! Любопытно, о чём говорится в этом письме? Ребята, а вам интересно узнать? Тогда садитесь на стульчики, а я пока распечатаю письмо (дети идут к стульчикам, расставленным полукругом).
ПИСЬМО: Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод. Нам приходится брать воду из реки, но она грязная и мы теперь не знаем что делать (показ бутылки с грязной водой).
-Что же делать? Как мы можем помочь малышам-коротышам?
Дети предлагают различные варианты помощи.
Д:можно отремонтировать водопровод .
В:Это хорошая идея, но мы не умеем этого делать.
Д: Можно отвезти им чистую воду.
В: Но им нужно очень много воды, чтобы готовить еду, мыть руки, мыться. Так много воды мы не сможем привезти.
Д: Можно очистить воду.
В: Правильно! Воду можно очистить. А с помощью чего это можно сделать? (дети выдвигают свои предположения).
-Очистить воду можно с помощью фильтра. А в качестве фильтра мы сегодня возьмём: сито, марлю, кусочек ткани, лист бумаги, кусочек клеёнки, камушки (воспитатель показывает эти материалы).
-Ребята, как вы думаете, какой из этих фильтров сможет лучше других очистить воду (дети дают ответы).
-Все вы думаете по- разному, а давайте узнаем, кто же из вас прав.
Для этого мне понадобится банка, воронка, бутылка с грязной водой, а вкачестве фильтра я попробую взять камушки. Теперь мне нужны помощники (выходят 2 детей, надевают фартуки).
Воспитатель напоминает правила работы с водой,читает стихотворение:
Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело.
Пролил воду- не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог
И никто здесь не промок.
-Ну что ж, приступим. Я буду держать банку и воронку. Артём, накладывай камушки в воронку. Положил? Теперь держи воронку. А ты Настя, бери бутылку, встряхни её, чтобы ребятам было видно, какая она грязная. Теперь наливай воду в воронку.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось? (показ воды, пропущенный через фильтр из камушков).
- Как вы думаете, очистилась вода? (ответы детей).
- Да, действительно, вода очистилась плохо. Как вы думаете, подходят камушки для очистки воды? (ответы детей).
-Придётся нам проверить все фильтры. Поможете мне?
- Послушайте как мы будем работать. Работать будем в парах. Вам нужно будет договорится между собой: кто будет держать банку с воронкой, кто будет класть фильтр в воронку, кто наливать воду.
Воспитатель вызывает 1 пару детей.
- Вы будете очищать воду с помощью ситечка. Ваш стол №1. Возьмите всё, что вам нужно для работы, подойдите к своему столу и договоритесь о том, кто и что будет делать.
Воспитатель вызывает 2 пару детей.
- Вы будете фильтровать воду через марлю, ваш стол №2.
Воспитатель вызывает 3 пару детей.
- А вот вы попробуете сделать воду чистой при помощи кусочка ткани, ваше рабочее место под №3.
Воспитатель вызывает 4 пару детей.
- Вы тоже будете очищать воду, в качестве фильтра вы попробуете использовать кусочек клеёнки. Ваш стол №4 .
Воспитатель вызывает 5 пару детей.
- А вы попробуете профильтровать воду с помощью кусочка бумаги. Надевайте фартуки и подходите к столу №5.
- Все оставшиеся ребята могут тихо подойти к рабочим столам и понаблюдать как дети фильтруют воду.
Когда все пары закончат опыт, воспитатель предлагает всем поставить банки на один экспериментальный стол и сесть на свои места.
-А теперь нам нужно узнать, какой же материал оказался более пригодным для фильтрации воды,какой из них лучше очистил воду.
В: Ребята, которые работали за столом №4, использовали для очистки воды клеёнку. Почему не удалось профильтровать воду.
Д: потому что у клеёнки нет дырочек, она не пропускает воду.
В: Действительно , вода осталась в воронке и не очистилась, потому что её задержала плёнка. Так можно ли использовать плёнку для очистки воды (ответы детей).
В: Ребята, которые работали за столом №5 ,получилось ли очистить воду, в чём причина?
Д:бумага плохо пропускает воду, намокает , рвётся.
В:у нас осталось 3 банки с фильтрованной водой. А теперь давайте попробуем определить в какой из 3 банок вода чище. Для этого поставим банки в ряд, а сзади приставим лист цветной бумаги. Посмотрите ещё раз, какой вывод можно сделать?
Д: В банке №3 вода чище, т.к.через неё ярче видно цветную бумагу.
В:А почему марля плохо очистила воду? Ведь она как и ткань состоит из нитей.
Д:ткань плотная, нити сплетены близко др. к др., а в марле нити сплетены реже, много дырочек.
В: Ребята, а если сложить марлю в несколько слоёв, что получится?
Д: Она станет плотной как ткань и через неё тоже можно фильтровать воду.
В: Почему вода, пропущенная через сито очистилась недостаточно хорошо?
Д: потому что в ситечке большие отверстия(дырочки).
В:Значит самым хорошим фильтром среди тех, которые мы использовали оказался какой?
Д: Плотная ткань.
В: Верно. А можно ли пить эту воду? Почему нельзя? (ответы детей). Действительно, профильтрованной водой можно умыться, но чтобы её можно было употреблять в пищу, её нужно прокипятить.
-Ребята, мы смогли очистить воду. А как же об этом сообщить малышам из Цветочного города, ведь писатьб вы ещё не умеете( дети предлагают нарисовать).
- Мы нарисуем план-схему. С чего мы начали опыт?( дети поочереди выходят к доске, сначала рисуют банку, затем фильтр, после бутылку с грязной водой).
- Этот рисунок-схему мы пошлём в Цветочный город. Малыши-коротыши очень обрадуются, т.к. с помощью нашей схемы они смогут очистить воду. Ребята какое у вас настроение от проделанной работы? Что понравилось, а что показалось сложным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Познание (формирование целостной картины мира). Тема «Круговорот воды в природе».
интересное открытое занятие с учётом ФГТ...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме: «Поможем воде стать чистой»
Занятие было проведено в подготовительной к школе группе. Тема "Поможем воде стать чистой" была взята в соответствии с комплексно-тематическим планированием: «Неделя здоровья»....
Конспект НОД «Формирование целостной картины мира» Тема «К зайке в гости мы пойдем». 1 младшая группа
Конспект для первой младшей группы по выявлению сформированности представлений у детей по образовательной области ФЦКМ....
Конспект НОД (Формирование целостной картины мира) Тема: «Народная культура и традиции русского народа»
Я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, в...
Конспект ООД (Формирование целостной картины мира) Тема: «Народная культура и традиции русского народа»
Открытое занятие для педагогов по духовно- нравственному воспитанию 2018...
Конспект по формированию целостной картины мира Тема: «Зима»
Познакомить детей с основными признаками зимы, с изменениями в живой и неживой природе; с обобщающим понятием времена года...
НОД детей старшей группы Познание (формирование целостной картины мира). Тема «Круговорот воды в природе».
Тема «Круговорот воды в природе».Программные цели и задачи: Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды.Разв...