Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками - формирование целостной картины мира. Тема: «Вода, вода…».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цель: воспитывать интерес к свойствам воды через опыты.                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_voda.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                           Детский  сад №1«Алёнушка»                                                                                                                     городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Вода, вода…».

коррекционной группы для детей с нарушением речи

        

Подготовила и провела воспитатель

                                                                                         Светлана Анатольевна   Сергеева

                                                                          Дата «24» января 2014 г

                                                                         

                                                                         

г. Октябрьский 

 

Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками:

  • Воспитывать интерес к свойствам воды.                                                        

Задачи:

Познание:

  • Формировать понятия о свойствах и состоянии воды.
  • Формировать представления  о применении свойств воды в жизни человека.
  • Обогатить знания о роли воды в жизни человека, животных, растений.
  • Развивать навыки практической деятельности (опыта), наблюдательность, внимание, аккуратность, любознательность.
  • Расширять кругозор.                        

Коммуникация:

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и воспитанником.
  • Корректировать произношение звуков русского языка.
  • Развивать фонематический слух, темп и ритм речи.
  • Развивать память.
  • Воспитывать устойчивое внимание.

Чтение художественной литературы:

  • Формировать умение внимательно слушать произведение.
  • Развивать слуховое восприятие.
  • Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Художественное творчество:

  • Развивать глазомер.
  • Развивать чувство композиции.
  • Воспитывать аккуратность.

Музыка:

  • Приобщать к музыкальной культуре.

Социализация:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
  • Развивать умения работать сообща.
  • Развивать коммуникативные способности.
  • Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Здоровье:

  • Приобщать к здоровому образу жизни.
  • Совершенствовать крупную и мелкую моторику.

Безопасность:

  • Формировать знания о безопасности при работе палочкой с поролоном.

Предполагаемый результат: формировать умения самостоятельно проводить  опыты, делать выводы, пользоваться инструментами и приборами.                                                                                                                Направление: познавательно-речевое.                                                                                             Образовательная область: познание.                                                                                                        Виды  деятельности: познавательно - исследовательская, трудовая, коммуникативная, музыкально - художественная, двигательная, продуктивная.

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность воспитателей и воспитанников в непосредственно-образовательной деятельности.                                                                                            Форма организации детей: групповая.                                                                                                          Формы организации совместной деятельности: сказочный персонаж,  беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, психогимнастика Чистякова,  пальчиковая гимнастика, музыкальное  сопровождение, экспериментирование с водой, художественное творчество.                                                                                                                                                    Интеграция областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, социализация, здоровье, безопасность.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что случилось с рекой?».
  • Отгадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукций художников И. Айвазовского, В. Васнецова.
  • Проведение опытов.
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода?»  «Где встречается вода?»
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».
  • Рассматривание глобуса.
  • Наблюдение «Какая бывает вода?».
  • Беседа: «Разнообразные состояния воды».

Работа с родителями: консультация для родителей: «Простые опыты с водой для дошкольников», анкета для родителей на тему: «Поисково – исследовательская активность Вашего ребенка», наблюдения за состоянием воды дома и на улице.

Оборудование: глобус; магнитофон;  мультимедийное устройство; слайды; ноутбук; магнитофон; баночки с сахаром, солью; баночка с растительным маслом; пластиковые стаканчики с водой; пластиковые ложки; воронка; вата; чайник с кипятком; стекло; контейнер с кусочками льда; картинки; рисунки с морскими обитателями; палочки с поролоном на всех воспитанников; непроливайка; краски; салфетки

Ход совместной деятельности воспитателя с воспитанниками:

Организационный момент. Воспитанники стоят, сделав круг.          

Игра на общение «Улыбка».                                                                                                                                  В.  Давайте возьмемся за руки, поздороваемся с нашими гостями. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:                                                                                                             Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)                                                                                                                                                               В. Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Ребята, как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи? (месяц), а без воды? (неделю). Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (ответы: голубым). Чего больше, суши или воды? (ответы: воды).
В.  У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете? (ответы: много).  Ребята, а в нашей Республике много озер и рек? (ответы: да). Покажите мне свои ладошки!
Посмотрите, наши ладошки похожи на солнышко.
Покажите мне ладошки, лучики-пальцы, закрыли пальцы – солнышко спряталось.
Солнышко спряталось
И к нам на длинной ножке,
Мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
Давайте послушаем его песенку                                                                                                                                  (запись дождика, звук дождя, как капает дождь и усиливается)                                                                               В.
Игра: «Кому нужна вода?» (слайды)
- Как вы думаете, что это? (это озеро)
- А это что у озера? (это маленькие ручейки).
Давайте ответим на вопрос: «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете? (воспитанники по очереди называют и объясняют: птицам, деревьям, рыбам, насекомым, животным, грибам, людям и т.д.)
Да, без воды все живое на земле погибнет.                                                                                                                              В. А сейчас давайте поиграем!                                                                                                            
Физкультминутка - игра: «Четыре стихии» (психогимнастика Чистякова).                                                                                                  Воспитатель напоминает правила игры. Сделайте круг. На слово воспитателя: «земля»,  руки опустить вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Воспитатель делает все движения с воспитанниками, а затем начинает их путать неправильными своими движениями.                                                                                                                                      В.  Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Давайте наденем фартуки и вспомним правила поведения во время опытов.                                                                                                                                                          1. Громко не разговаривать.                                                                                                                                                                           2. Не толкаться.                                                                                                                                                             3. Давать возможность высказываться своим товарищам.                                                                                           4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

Опыт: «Вода - растворитель».
В.  Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(Сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку. Опыт проводят воспитанники: кладут в стакан с водой ложку сахара и перемешивают.                                                                                                                                    В. Ребята, что произошло с сахаром? (ответы). Правильно, он растворился.
В.  Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.
(Соль).                                                                                                                                                                      Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали вторую загадку. Опыт проводят воспитанники: кладут в стакан с водой ложку с солью и перемешивают.                                                                                                                                           В. Ребята, что произошло с солью? (ответы). Правильно, она растворилась.  А почему соль и сахар боятся воды? (ответы – потому что они растворяются в воде).
В.  И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(Масло).                                                                                                                                                                              В.  А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль? Я сейчас добавлю в баночку с водой несколько капель масла.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Д.  Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.                                                                                                                                      В. А давайте мы попробуем ее очистить. В качестве фильтра, я возьму вату, положу ее в воронку и вставлю ее во второй стакан. Через воронку перелью воду из первого стакана. Посмотрите: вода стала чистой! Делаем вывод:  воду можно профильтровать.                                                                                                                                   Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Д.  Вода одни вещества может растворять, а другие нет и еще воду можно фильтровать.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.                                 Молодцы! А в каком ещё состоянии может быть вода? (ответы: в твёрдом – лёд).
Опыт: «Лед – твердая вода».                                                                                                                             В. Ребята, вчера на прогулке мы оставили воду в контейнере, и сегодня утром я его принесла, посмотрите, что случилось с водой? Правильно она замерзла и превратилась в лед! Это еще одно состояние воды. Потрогайте, что вы чувствуете? Холод, что происходит со льдом? Он тает и превращается в воду!
Вывод: лед – это тоже вода.
В. Ой, ребята, посмотрите, капелька воды! К нам в гости пришла капелька (картинка капельки). Здравствуй, капелька! Мы как раз говорим о тебе. Посмотри следующий опыт.
Опыт «Пар – это тоже вода» (проводит воспитатель)
Воспитатель вносит в группу чайник с кипятком, нужно чтобы воспитанники увидели пар. Помещаем над паром стекло. На нем выступят капельки воды. Ребята, посмотрите, что это? Правильно, это пар. Откуда он? При закипании вода превращается в пар.
Вывод: пар – тоже вода, это газообразное состояние воды.
В.  Посмотрите, на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода).
В. Ребята, вода умеет менять не только вкус, но и цвет. Давайте вспомним результаты опытов, которые мы проводили на прошлых занятиях:
если в воду опустить красную краску, какой вода станет? Красной, зелёной, синей (показ карточек).                                                                                                                                        
Давайте вспомним все свойства воды, которые мы знаем: прозрачная, без запаха и вкуса, жидкая, твердая, газообразная, может менять цвет (показ карточек).
В. Вы знаете, а вода еще и волшебница.
Она может расколдовать наши заколдованные
 рисунки.
Закрашивать мы с вами будем не кисточками, а вот такими волшебными палочками с поролоном.
Если вы будете старательно делать, то мы узнаем, какие обитатели живут в воде.                                                                                                                                             В. Ребята, давайте повторим правила безопасного поведения во время работы  - поиграем в
игру «Да – нет». (Воспитатель объясняет правила игры).                                                                                                                                                                                                                                                                          Палочка острая? (ответы).                                                                                                                                                    Мы будем размахивать ей в разные стороны? (ответы).                                                                                  В. Теперь давайте поиграем с пальчиками, чтобы их размять.                                                                Пальчиковая гимнастика: «Капелька».                                                                                        
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем,
От дождя себя укроем.                                                                                                                                   Самостоятельная деятельность воспитанников (по мере закрашивания на листочках появляются рыбки, нарисованные воском).                                                                                                                            В.  Ребята, какие вы молодцы, как аккуратно выполнили задание.  Какие интересные рисунки получились. Теперь давайте положим красных рыбок на те работы, которые, по вашему мнению, выполнены аккуратно и по всем правилам, а синие – нет (объяснения воспитанниками - почему).  Капелька, а тебе понравились рисунки ребят?                                                                                                  Закончить  я хочу стихотворением Н. Рыжовой "Волшебная вода".
Вы, слыхали, о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!

Итог (рефлексия):

В. Скажите, что мы делали сегодня?  (ответы: разговаривали о воде, о ее свойствах и ее состоянии; проводили опыты). Вам было интересно? Вы сегодня хорошо справились с заданием. Спасибо вам, ребята, мне очень понравилось с вами работать, вы были собранные, внимательные, аккуратные, красиво и правильно говорили. Молодцы!

 

 

Цель: воспитывать интерес к свойствам воды через опыты.                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе

Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками - формирование целостной картины мира. Тема: «Мама, папа, я – дружная семья».

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание представленного занятия. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора) с использованием опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «В царстве снежной Королевы»

Цель: Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям. Формировать представления о свойствах снега. Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментировани...