Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Период дошкольного детства - это период становления личности ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формирования культуры человека в целом. Продолжая серию проектов, посвящённых охране окружающей среды, мы также постараемся уделить особое внимание зависимости здоровья человека от правильного природопользования. Система работы по теме «Мир воды » предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка и использование здоровье сберегающих технологий.
Совместная деятельность родителей и педагогов с детьми является основой формирования экологической культуры ребёнка. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, игр разного вида, чтения художественной литератур, фольклора и труда в природе в повседневной жизни мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей. Грамотное, систематическое системное знакомство ребенка природой позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственных связей, умение обобщать и делать вывод.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №52
Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Конспект открытого мероприятия
по формированию целостной картины мира.
Тема:
"Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Воспитатель
Медведева К. А.
Высшая квалификационная категория.
Согласовано
Зам. заведующего по УВР
_________ Симанкова И. В.
«28» ноября 2016 г.
Санкт-Петербург
2016 год.
Цель: совершенствовать представления детей о воде, как о части неживой природы.
Задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и качествах воды.
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
- Продолжать учить обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод, высказывать своё мнение.
- Активизировать словарь детей за счёт слов : модель, глобус, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория.
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать бережное отношение воде.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Мы экспериментируем» и «Картотеку опытов и экспериментов»)
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I часть. Вводная
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. мы с вами покажем свои знания о природе и о воде.
Отгадайте загадку:
Загадка:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
- А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (можно увидеть моря, океаны, горы, реки, материки...)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где вода (океаны, моря), а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
- Ребята, а какого цвета на глобусе больше всего и почему?
(синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )
-Послушайте шуточное стихотворение
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться Вода?
- Вода на нашей планете расположена в водоемах. А что вы знаете о водоёмах? Какие они бывают? (естественные и искусственные).
Презентация слайд 2,3,4.
- Зачем нужны водоёмы? (Растения, животные, перевозка грузов , хозяйственные нужды людей)
Презентация слайд 5,6,7.
- В жизни человека и всех живых организмов вода имеет о особое значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растениям , животным и человеку. Какая это вода, из какого водоёма? (Морская) Всему живому нужна вода пресная. Как вы думаете, что такое пресная вода?
- Правильно, пресная вода - это вода не солёная. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из колодцев - это в посёлках, деревнях. А в городах вода поступает в краны из рек и водохранилищ, она очищена на водоочистных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
- А как вода попадает в реку?
- Дети, посмотрите на рисунок.
Презентация. Слайд 8.
Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
- Так что же нужно делать, чтобы воды хватало всем: и растениям, и животным, и человеку?
Правильно, необходимо беречь воду.
Презентация. Слайд 9.
Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Впереди у нас ещё много интересного, а сейчас давайте немного отдохнём.
Динамическая пауза
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой. (сесть на место)
II часть. Практическая
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети поворачиваются к столу.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую пробирку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкий стакан. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде сок лимона. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде, различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Презентация. Слайд 10.
Рефлексия.
Сегодня вы много узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что вы узнали.
-Вода – это жидкость,
- вода – бесцветная,
- вода – не имеет запаха,
- вода – безвкусная,
-не все вещества растворяются в воде,
-вода необходима всему живому на земле,
-воду надо беречь.
А закончим мы наше увлекательное занятие пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками - формирование целостной картины мира. Тема: «Вода, вода…».
Цель: воспитывать интерес к свойствам воды через опыты....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/24/picture-636911-1432453341.jpg)
Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Уточнить и расширить знания детей о воде; её свойствах; о роли воды в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/08/picture-245980-1460134581.jpg)
Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008378-1517997163.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/25/picture-852874-1658760142.jpg)
Конспект ОД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Воду нужно уважать- Это должен каждый знать! Совершенно не секрет- Без воды нам жизни нет! Бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с дошкольного возраста. Ведь именн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/02/picture-1518302-1712006051.jpg)
Конспект "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе".
Конспект «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....