ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА организации НОД по экспериментальной деятельности «Волшебная вода».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

Т. Маршалова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_razrabotka.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации непосредственно образовательной деятельности.

«Мой лучший урок» в средней группе по экспериментальной деятельности «Волшебная вода»

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

Т. Маршалова

Тема: «Волшебная вода».

Возрастная группа: дети 4 -5 лет.

Количество воспитанников: 12 детей

Цель педагога при проведении НОД по экспериментированию:

- формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Форма НОД: опытно-экспериментальная деятельность в средней группе.

Способ достижения результата:

- проблемно-поисковый метод;

- индивидуализация заданий;

- игровые методы;

- здоровьесберегающая технология;

- опытно – экспериментальная технология;

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое.

Форма организации: групповая.

Цель: - ознакомление дошкольников со свойствами воды.

Задачи:

обучающие:

- способствовать формированию знаний детей о свойствах воды (цвет, текучесть)

- научить способам взаимодействия с водой, уметь доказывать, что и почему происходит с водой в процессе опытов

- закрепить знания детей о значении воды для всего живого на земле

- расширять знания о бережном отношении к своему здоровью

- расширять словарный запас, развивать связную речь детей

воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к экспериментированию

развивающие:

- развивать умения анализировать, обобщать свои действия, сравнивать, оценивать результаты своих действий, делать выводы

- развивать любознательность, мышление, память, внимательность, наблюдательность

Средства:

наглядные: карточки с цифрами от 1-4

музыкальные: фонограмма воды

Материалы и оборудование: стаканы с водой, пустые стаканы, бутылка с водой, стаканчики с молоком, гуашь разных цветов, ватные палочки , тазик, сосуды разной формы, полоски из бумаги разного цвета, среди которых есть полоска прозрачная, салфетки.2 стакана с разным состоянием воды (жидкое состояние, лед). Накидка для воспитателя голубого цвета.

Ожидаемый результат: 

- ребёнок учится самостоятельно пользоваться материалом;  

- развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность;  

- ребёнок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи;  

- ребёнок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения;  

- ребёнок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы. 

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация деятельности. Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность

- Ребята, вы любите, когда к нам приходят гости? Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим осенним настроением с нашими гостями! Улыбнитесь им.

Собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

Дети выражают различные эмоции.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы Цель: актуализация знаний детей о воде создание проблемной ситуации

Ребята, оказывается это еще не все гости. Попробуйте угадать! Послушайте внимательно  (включает запись со звуком воды). Если не угадают загадать загадку Она и в озере, она и в лужице Она и в чайнике у нас кипит Она и в реченьке бежит, шуршит

Задаёт вопросы. Выслушивает ответы детей. Стимулирует детей к речевой активности. Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении в решение поставленных вопросов

Дети сидят на стульях.  Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт. Сосредотачивают внимание. Вступают в диалог. Предлагают варианты решения проблемы. Выражают собственные суждения. Вступают в речевое взаимодействие

Эмоционально откликается на объекты природы. Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым

Решение проблемы Цель: формирование представлений распространенности воды и ее значении

 Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница-Вода! Хотите с ней познакомиться? Воспитатель одевает голубого цвета накидку.

Дети внимательно рассматривают. Я – волшебница-Вода. Сегодня вы узнаете обо мне много интересного! Где можно встретить воду? Для чего нам нужна вода? Кому еще нужна вода?

Помогает включиться детям в обучающие ситуации, создает ситуацию для самостоятельной

деятельности. Выслушивает мнения детей. Комментирует высказывания. Настраивает детей на исследовательскую деятельность

Принимают активное участие в обсуждении; Слушают внимательно, высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы

Способен делать простые обобщения. Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы)

Работа в подгруппе.

Цель: познакомить со свойствами воды через опытно - экспериментальную деятельность.

Мы с вами сегодня будем учеными и будем исследовать свойства воды, узнавать, какая бывает вода, что можно с ней делать, для чего она нужна. У нас есть лаборатория, и мы сейчас туда отправимся и проведем опыты. - Сейчас как маленьких ученных я приглашаю в лаборатории. В каждой из которых, решается своя задача. Опыт 1. "Вода - это жидкость" объяснить жидкий.

 -У нас на столах находится разное оборудование для опытов с водой, найдём сейчас лабораторию №1. Подойдите к столу, возьмите стаканчик с водой и налейте в тазик, в ведро, в лейку, в вазу, кто куда хочет. - Что вы сделали сейчас с водой? (спросить 2 - 3 детей) - Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы. Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ (прикрепить на доску). - Как вы считаете, какого цвета вода? Воспитатель: Давайте проверим и пройдём в лабораторию №2. Опыт 2. "Вода бесцветная" - На столе стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко? - А можно сказать про воду, что она белого цвета? Значит, какая она? Вода без цвета? - Возьмите стакан с молоком, и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? - Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Почему через стакан с водой картинку видно? Сравнить с цветными полосками: белый, голубой, желтый похож цвет или нет дать детям право выбора. Здесь же полоска без цвета (прозрачная) - Есть цвет у воды? - Мы можем сказать БЕЗ цвета? - Значит вода какая? Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная (перед детьми вывешивается символ этого свойства). Воспитатель: Ребята, а я

знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? Перейдём к третьему столику. Опыт 3. "Вода может изменить свой цвет" - Рассмотрим, что мы видим на столике? - Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А что нужно сделать, чтобы у вас в стаканчиках вода тоже изменила свой цвет? - Теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках? (один тампон на палочке) Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. - Ребята, какое время года на улице? - Что происходит вокруг? - А по лужам можно ходить? Почему нельзя ходить по лужам (ноги промокнут и можно заболеть). Сейчас мы с вами пойдем гулять и мы не будем ноги мочить, а будем прыгать через лужи. Физминутка: "Перепрыгнем через лужи" (посередине группы лежат разные формы синего цвета - "лужи") Молодцы ребята, никто не замочил ножки, погуляли славно. А теперь, пора нам вернуться к следующему столику и продолжить исследования воды. Найдем столик с цифрой 4 Опыт 4 "Вода бывает горячей, теплой, холодной и ледяной". - На этом столе у нас четыре стакана, потрогайте их руками. Что вы обнаружили? Почему ощутили разное состояние воды? - Почему это произошло?

Почему вода стала горячей? Как можно сделать ее ледяной? Вывод: Вода может быть горячей, теплой, холодной и очень холодной - ледяной. Воду можно нагревать, охладить и замораживать (вывешивается символ на доску)

Нацеливает на размышление.

Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям. Стимулирование детей к умозаключениям. Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов. Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение. Привлекает детей к игре.  Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы. Эмоционально вовлекает в слушание и в эксперимент. Стимулирование детей к умозаключениям. Предлагает детям потрогать воду и убедиться, что у воды может быть разное состояние.

Проявляют заинтересованность, вступают в проблемный диалог. Принимают активное участие в деятельности; Предлагают варианты решения проблемы.

Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.  Проявляют изобретательность при решении проблемы. Активно играют, выполняют движения. Наблюдают, отмечают результаты наблюдений,

высказывают собственное мнение.

Уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Доводит начатое дело до конца, работает в общем ритме. Умеет наблюдать, экспериментировать. Умеет делать логические выводы и сравнения. Проявляет речевую активность. Проявляет интерес к различным видам детской деятельности (экспериментирование). Демонстрируют физическую активность. Способен делать умозаключения и выводы.

Закрепление (самоопределение)Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; «Волшебница вода»

- Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили? Расскажите, что мы сегодня узнали о воде? - Что было бы, если не было воды? Дети, а как вы относитесь к воде? - К воде, нужно относится бережно, экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.

Нацеливает детей на аналитическую деятельность, стимулирует к познавательной деятельности

Делятся впечатлениями от результатов деятельности. Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения

Открыт внешнему миру.

Проявляет любознательность.

Рефлексия. Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

- Понравились вам опыты с водой? Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное?

- Ребята, скажите, а на прогулке нам с вами нужна вода? - Кто-то говорит да, кто-то нет. Давайте мы с вами сегодня пойдем на прогулку и узнаем, нужна ли она нам?

Стимулирование к анализу, к высказываниям о результатах опытной деятельности Обсуждение с детьми.

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.

Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями. Рассказывают о своих чувствах

Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач

Данное занятие было проведено мной в 2021 – 20222 учебном году в рамках муниципального этапа 15 Всероссийского конкурса "Мой лучший урок".

Получила положительные отзывы педагогов.

Я вошла в 10ку лучших педагогов, что позволило мне продолжить конкурсное соревнование и принять участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Воспитатель года России - 2022",  где я стала

Призером конкурса и была награждена Почетной грамотой и поощрена Денежной премией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебная вода»

Опытно-эксперементальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста "Волшебная вода"...

НОД по экспериментальной деятельности "Волшебная вода"

НОД по экспериментальной деятельности "Волшебная вода"...

Научная публикация по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная водичка"

Научная публикация по опытно-экспериментальной деятельности в 1 младшей группе «Весёлая водичка»  Интеграция с образовательными областями:- Познание;- Социально-коммуникатив...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная водичка"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебная водичка»Цель: вовлечение детей в элементарную исследов...

Опытно-экспериментальная деятельность " Волшебная вода"

Опытно-экспериментальная деятельность для детей ясельной группы «Неваляшка» «Волшебная вода» МБДОУ Д\С 16Подготовила Стоянович А.И.Цель: вызвать у детей радостное настроение, д...

«Мой лучший урок» в средней группе по экспериментальной деятельности «Волшебная вода».

Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли,Чтоб варились киселиЧтобы не было беды –Жить нельзя нам без воды!Т. Маршалова...

Проект по экспериментальной деятельности «Волшебная вода» (старшего дошкольного возраста)

Проект предназначен воспитанникам ДОУ старшей группы, их родителям, воспитателям, а также коллегам из других образовательных учрежденийРазвивать познавательную активность дошкольников путем формирован...