"Слава хлебу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Занятие для детей старшей группы по теме: «Слава хлебу»
Цель: формирование у детей бережного отношения к хлебу.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, как хлеб пришел к нам на стол.
2. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
3. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
4. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы.
Оборудование: колосья пшеницы, зерна, мука, тесто, хлеб.
Словарная работа: чёрствый, ароматный, аппетитный хлеб, хлеборобы, жатва, комбайн, комбайнер, элеватор, хлебозавод, пекарь, хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
1. Организационный момент. Дети заходят в группу. Взрослый приветствует детей:
-Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
Посмотрите, кто-то нам что-то интересное оставил! Что же такое в этом мешочке лежит? Мне интересно, а вам?
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек».
Воспитатель: Ребята, сейчас вы будите по очереди опускать руку в мешочек, ощупывать один из предметов, который там находится, и отгадывать его название. Скажите, по каким признакам вы догадались об этом.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают, по каким признакам они узнали, что это за предмет. (Бублик, сухарь, сушка, печенье, хлеб кусочек, пряник, пирожок, рогалик)
Ребёнок. Я нащупал бублик. Он круглый и большой.
Ребёнок. Я нащупал сухарик. Он овальный и твердый.
Ребёнок. Я нащупал сушку. Она круглая и маленькая.
Ребёнок. Я нащупал печенье. Оно квадратное и тонкое.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично угадали все предметы
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с процессом выращивания хлеба, Хлеб – это главный продукт на вашем столе.
Воспитатель: Какие пословицы о хлебе мы знаете? («Без хлеба – нет обеда», «Хлеб-батюшка, а вода-матушка», «Береги хлеб для еды, а деньги для беды», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».)
Воспитатель: Ребята, назовите какой бывает хлеб? (Хлеб румяный, аппетитный, черствый, ржаной, горячий, свежий и др.)
Воспитатель: Молодцы. Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Воспитатель: Вы знаете, как хлеб пришел на стол? (Ответы детей.)
Воспитатель: Конечно, мы покупаем его в магазине (дома печем хлеб).
Прежде чем попасть в магазин, хлеб проходит долгий путь
Воспитатель: Людей, которые выращивают хлеб, называют-
хлеборобами.
Выращивать и убирать людям хлеб помогают машины. Весной в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы Воспитатель: Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут все лето. Созревают зёрна в колосьях.
Воспитатель: Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физминутка – игра: «Из зернышка - колосок».
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход игры:
Предложить детям встать в круг и превратиться в «маленькое сморщенное семечко» (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками).
Взрослый – садовник – поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. Семечко медленно растет, раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышатся (руки вверху, покачать из стороны в сторону) Поспел урожай, приезжай, убирай! (дать игрушечный руль одному ребёнку и «поехать» по кругу)
Воспитатель: Ну вот, зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором.) На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Далее машины везут зерно на элеваторы (дети повторяют слово хором) – специальные сооружения для хранения зерна.
Как вы думаете, куда везут зерно из элеватора?
Дети: На мельницу, мукомольный завод.
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку.
Воспитатель: Ребята, а куда потом отправляют муку?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе вымешивают тесто для хлеба. И тесто замешаное, потом кладут в форму и ставят в печь. А пекут его пекари.
Воспитатель: Пекари что пекут?
Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который стряпают из муки, хлопайте в ладоши, если он не из муки - топайте ногами. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
Воспитатель: Из пекарни хлеб везут в магазин, где мы его покупаем.
Воспитатель: Как необходимо обращаться с хлебом?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.
Воспитатель: Правильно. Я вам, ребята, муки разной принесла.
Воспитатель: Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь (рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая).
Подходим к столу. На нем стоят бумажные пакеты с разной мукой: пшеничная, ржаная, гречишная, кукурузная.
Это зёрна пшеницы. А это пшеничная мука. (Демонстрирует детям зёрна пшеницы и пшеничную муку). Потрогайте и скажите, какая на ощупь мука (мягкая, нежная, рассыпчатая, пушистая, воздушная). Трогайте муку очень аккуратно, не рассыпайте. А какие на ощупь зёрна (твёрдые, гладкие). (Дети вытирают руки салфеткой).
Игра «Какая мука»
Мука из зерна пшеницы (какая?) - пшеничная. Из нее пекут белый хлеб.
Мука из зерна ржи (какая?) – ржаная. Из нее пекут черный хлеб.
Мука из зерна гречихи (какая?) – гречишная.
Мука из зерна кукурузы (какая?) - кукурузная.
Практическая работа с тестом. Доска для лепки шариков на кухне.
Воспитатель: дети, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Назовите, какие нужны продукты?
Воспитатель: В муку добавляют дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт – это мука. Хлеб бывает чёрный и белый (показать детям)
-Ребята, я принесла вам тесто с пекарни
- А вот теперь я раздам каждому по кусочку теста, а вы сделаете из него шарики и поместите их на противень.
(дети работают с тестом)
-Молодцы, какие ровные и красивые у вас получились шарики. Мы их сейчас отдадим на кухню нашему повару, она нам испечёт булочки.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно относиться к нему, ведь он – богатство нашей Родины. А, сколько много людей работает, чтобы хлеб оказался у нас на столе!
(На столе разложить картинки с процессом выращивания хлеба.)
Воспитатель: Вы напомните мне, ребята, откуда хлеб к нам на стол пришел?
Воспитатель: На столе лежат картинки. Давайте их рассмотрим и построимся в правильном порядке.
Собираем процесс «Откуда берется хлеб»
(Дети берут картинки, на которых изображены трактор; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, комбайн идет по полю (сбор урожая), элеватор, мельница, пекарня, магазин. Их нужно расставить в правильном порядке.)
Воспитатель: Каждый из нас должен помнить всегда: ИМЕТЬ ХЛЕБ НА СТОЛЕ - БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.
Запомните правила:
v Берегите хлеб, он дорого достается.
v Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.
v Никогда не бросайте хлеб.
v Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Воспитатель: Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
5. Заключительная часть
Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие.
Что нового вы узнали сегодня на занятии? А чем мы занимались на занятии? Мы всё выполнили?
6. Итог. Ну вот, наше занятие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин.
Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Слава хлебу на столе"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3757511","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","width":"200"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"375752...

Коллективный досуг "Слава Хлебу на столе"
На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу; обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, проце...
Слава хлебу на столе!
Тема: «Слава хлебу на столе»Программное содержание:· Образовательные задачи:1. Уточнить и расширить знания детей о труде хлеборо...

«СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ» СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗРАБОТАН В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕЙ «ВОРОНЕЖ – ЦЕНТР ЧЕРНОЗЕМЬЯ»
Сценарий тематического праздника для детей старшей и подготовительной групп составлен в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом смены деятельности детей. Задачи праздника проходят чер...
Проект «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»
В формировании национального сознания русского народа, хлеб играл важную роль, поэтому о нем мы слышим в народном фольклоре, пословицах и поговорках, народных традициях и обрядах.Современные дети част...