Слава хлебу на земле
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Осенний праздник для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slava_hlebu_na_zemle.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЛАВА ХЛЕБУ НА ЗЕМЛЕ»
Дети входят под музыку в зал. Становятся полукругом.
Исполняется песпя «Журавушка».
Рассаживаются на стулья.
Ведущая (хозяйка) Ребята, послушайте загадку:
Рос сперва на воле, в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда меня смололи,
То в муку я превратился.
(Колос)
Правильно! Сегодня разговор наш будет о хлебе.
У народа есть слова:
«Хлеб - всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе!
Дети читают стихи.
1-й ребёнок.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятка рук.
2-й ребёнок.
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб - хозяин дома,
Всему он голова!
3-й ребёнок.
Крепкою державой
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве - царь!
(Т. Шорыгина)
Ведущая. А поможет нам сегодня один герой из русской народной сказки.
Звучит музыка. Появляются Дед и Баба.
Дед.
Ох, захотелось колобка,
У нас есть масло и мука? (Бабе.)
Ты бы тесто замесила
Да детишек угостил
Баба.
С охотой я возьмусь за дело,
Хоть задача нелегка:
Чтоб тесто сделать пышным, белым,
Нужна не только мне мука.
Вниманье нужно да уменье,
Про соль и сахар не забыть.
Чтоб лучше сделать угощенье,
Начну-ка тесто я месить.
Дед и Баба.
Тесто мы месили, масла добавляли.
Выбились из сил, ох, как мы устали!
Уходят.
Тесто.
Очень сдобное я тесто,
Усидеть здесь не могу,
Мне в кадушке мало места,
Тесно, тесно, убегу!
Баба (выбегает).
Ай-ай-ай! Куда? Куда?
Вот несчастье, вот беда!
Не уйти тебе от нас!
Будет колобок сейчас!
Колобок падает в руки воспи тателю.
Баба. Убежал мой колобок, не попался на зубок!
Баба и дед садятся на стулья к детям.
Воспитатель. Укатился Коло бок от Бабы с Дедом да к нам в гости попал. Отправимся мы вместе с ним в путешествие, уз наем, как хлеб растёт.
С древних времён люди бере гут и уважают хлеб, без него нет жизни
Давным-давно это было, ког да люди жили в пещерах. Случилось так, что людям нечего стало есть, и отправились они на поиски мест, где можно было прокормиться. Долго они шли, многие умирали от голода. Один человек упал, потерял сознание, а когда очнулся, рядом никого не оказалось.
Ему очень хотелось есть, и вдруг он увидел удивительное растение, из которого сыпались мел кие зёрнышки. Человек попробовал одно зернышко. Приятный вкус и запах оживили его, подействовали на него как лекарство. Человек стал есть эти зёрнышки и окреп, у него появились силы. С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски.
Музыкальный руководитель (показывает детям зёрна).
Вот какие маленькие зёрнышки , из них и растут хлебные колоски. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. А когда сеют хлеб? (ответы детей.) Правильно, весной. На поля выезжают трактора, сеялки, вовсю кипит работа. Посмотрите на картину Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне». Так сеяли хлеб в старину. То не было машин, и люди всё делали вручную.
А ещё на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания: чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым, вы знаете такие песни? Давайте споём!
Дети исполняют песню «Золотые колоски»
И вырастала пшеница да рожь сильная, наливная. Колосилась на солнце, золотом отливала.
(Воспитатель показывает иллюстрации.)
Встаёт стеною золотой,
Волнуется пшеница,
И каждый колос налитой
К земле готов склониться.
(Н. Забила)
Отправимся и мы с вами на такое поле.
Дети исполняют «Танец с колосьями»
Вот и созрели колосья. Посмотрите, какое поле ржи нарисовал художник Иван Иванович Шишкин: оно так и переливается на солнце, ко лышется на ветру! Наступает пора жатвы. В на ше время хлеб убирают огромные комбайны, машины.
Рожь наливается зерном
Тяжёлым, урожайным,
И солнечным, погожим днём
В поля идут комбайны.
(Н. Забила)
А в старину колосья срезали серпами, жали, по этому уборка хлеба и называется жатвой.
Вот ещё одна картина художника Венецианова - «На жат ве». (Рассматривают картину.) Вспомним, ка кие песни пели женщины, когда жали хлеб.
Де ти исполняют жнивную песню «Славься»
Колосья ржи или пшеницы везут на молотильню. Там их молотят, зерно высыпает ся, а потом его отправляют... куда? Правильно, на мельницу. Сейчас построены большие заводы, где жернова вращаются при помощи моторов. А в старину мельницы были... какими? Ветряными.
2-й ведущий.
Зерно в амбары потечет рекою,
И его на мельнице сделают мукою.
Мельник.
Ну-ка, хлопцы, покажите,
Какой нынче урожай? (Смотрит.)
Хватит нам пшенички этой
На большущий каравай!
Несет мешки на мельницу
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Напекли нам пироги.
Дети изображают ветряные мельницы.
Так из зерна получается мука. (Рассматрива ют муку ржаную и пшеничную.) А что можно ис печь из муки? (Ответы детей.)
Прискакали из печи Плюшки,
сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Разные пампушки.
2-й ребенок.
Так сладко, что того и гляди язык проглотишь.
3-й ребенок.
Тут и пряники печатные,
До того нарядные!
Мы их сразу не съедим,
А на танец поглядим.
Танец «КАДРИЛЬ»
Воспитатель. Вот сколько мы с вами узнали сегодня интересного! И Колобок был с нами.
А теперь отгадайте загадки.
Никого не родила,
А все матушкой зовут.
(Земля.)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колосок.)
1-й ведущий.
Сто один брат — Все в один ряд,
Вместе связанные стоят. (Сноп.)
На горе-горушке
Стоит старушка,
Руками машет,
Хлеба просит,
Дашь ей хлеба —Назад отдает. (Мельница.)
2-й ведущий. А поговорки знаете?
Дети (говорят по очереди).
Крестьян ская доля на широком поле.
— Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
— День прозевал, урожай потерял.
— Что пожнешь, то и смолотишь; что смоло тишь, то в амбар положишь.
— Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
— Горькая работа, да сладок хлеб.
— На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
— Где работано, там и густо, а в ленивом дому пусто.
Ведущая
Мы написали в колхоз письмо, пригласили хле боробов в наш детский сад на праздник. Слыши те, кто-то поет, наверное, гостья идет.
Под музыку входит колхозница, не ся на подносе красивый каравай.
Колхозница.
Здравствуйте, дети! Это дет ский сад «Теремок»?
Дети.
Да.
Колхозница.
Письмо из вашего детского са да я получила. Спасибо вам за приглашение. Колхоз послал вам угощение.
Дети читают стихотворение С. Погореловского «Хлеб».
1-й ребенок.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
2-й ребенок.
В нем — здоровье наше, сила,
В нем — чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
3-й ребенок
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
4-й ребенок
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
Колхозница
Дети, что вкусней всего на свете?
Дети.
Хлебушко!
Колхозница.
Золотые есть слова
-Хлеб - всему голова.
Почему так говорят,
Объясню я для ребят:
Хлеб - тяжёлый труд людей,
И бросать его не смей.
На полях пшеница зреет,
Хлебороб её лелеет,
Срок придёт, её пожнёт
Зерно на мельницу свезёт.
Мельник там муки намелет,
По мешкам её разделит,
И в пекарню отвезёт
-Пекарь хлеб нам испечёт.
Труд, ребята, уважайте,
Хлеб под лавку не бросайте!
С огурцами ли, с картошкой
Надо хлеб съедать до крошки,
Потому что много сил
Тратит тот, кто хлеб растит.
Колхозница дарит каравай ведущей.
Ведущая.
И у нас есть свой каравай.
Пышной коркой похрустим,
Всех на свете угостим.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь — выбирай!
Каравай ( становится в середину круга, который образуют дети).
Пекаря!
Он не грел на печке бок —
Каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами поиграй,
Кого хочешь — выбирай!
Пекарь.
Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь — выбирай!
Выходит мельник, на нем — большой передник. Становится рядом с пекарем.
Мельник.
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь — выбирай!
Выходит хлебопашец в русском национальном костюме. Становится в круг
Хлебопашец.
Рабочего!
Он приехал к нам с дарами —
Тягачами, тракторами!
А награда — урожай!
Всех на праздник приглашай!
Выходит рабочий — мальчик, одетый в комби незон.
Пекарь.
Слава урожаю
В закромах!
Все
СЛАВА!
Мельник.
Слава караваю
На столах!
Все
СЛАВА!
Хлебопашец.
Слава, слава
Дружным рукам!
Все
СЛАВА!
Ра б о ч и й.
Слава, слава Труженикам!
Все
СЛАВА!
Идут все на стульчики.
Хозяйка.
Дорогих гостей встречаем
Вкусным пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
1-й ведущий. А ну-ка, ребятушки, отведаем угощенья!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
2-я ведущая.
Одарила осень-гостья
урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.
Так давайте славить осень
Песней, пляской и игрой.
Будем радоваться вместе -
Осень, это праздник твой!
Знаем, жаркая пора — осень золотая,
Не добиться без труда чудо-урожая!
1-я ведущая.
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
На ветру шумят колосья
-Будет урожайной осень!
1-й ребенок.
На ладонь возьми зерно
— Вот как выросло оно,
Стало твердым, стало спелым
И от солнца загорелым.
Ведущий.
Велика и необъятна
Вся российская земля,
Урожаями богаты
Наши нивы и поля.
У народа есть слова:
«Хлеб — всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
(А. Баянов)
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,
Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное — работой пахнет хлеб.
(Я. Турбин)
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори
Их за хлеб благодари.
(IO. Яковлев)
Дети исполняют «Песенку о хлебе» под вопросом?
Ведущий.
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
(П. Синявский)
Да, дети, чтобы вырастить хлеб,
нужно много-много трудиться.
О труде хлебороба все колосья поют,
Значит, это особый, замечательный труд.
(П. Синявский)
Дети садятся на лавки.
Дети (по очереди).
На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
-Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались,
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче, мы общались
-Без общенья жизни нет.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы «в своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь тотчас.
Отдых - это не безделки,
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
(Хором) Для друзей и для гостей!
Дети в русских костюмах выходят на сцену под русскую народную мелодию «Подъезжаем мы под село», исполняемую баянистом. (Музыка мо жет звучать в записи.) Дети делятся на две группы.
1-й ребёнок.
Ба, кого мы видим,
Знакомых встречаем!
2-й ребёнок.
А вы откуда будете?
1-я группа детей.
Мы из села Толька!
2-я группа детей.
А мы из села Красноселькуп!
А какие у вас, толькинцев, урожаи?
1-я группа детей.
Хорошие, знатные.
1-й ребёнок.
Колос от колоса - не слышно и голоса!
Сноп от снопа - целая верста.
Копна от копны - день езды.
А как тише поедешь, так три дня проедешь!
2-й ребёнок.
Так ведь это вы не жали!
Под межой лежали да ворон считали!
А вот мы-то жали-пожали;
Три пяди нажали:
Первую пядь - на еду,
Вторую - на семена,
Третью - про запас!
1-я группа детей.
Что посеешь - то и пожнёшь!
2-я группа детей.
Что пожнёшь - то и смолотишь!
1-я группа детей.
Что смолотишь - то и смелешь!
2-я группа детей.
Что смелешь - то и съешь!
Мальчик.
А ну-ка, стойте, девчата,
Погодите, жнеюшки!
Есть у нас в Красноселькупе знатная работница:
Не прядёт, не вяжет,
То сядет, то ляжет.
Дети (хором).
Так это же наша Кострома!
(По очереди)
Хорошо лентяю жить:
Ему не о чем тужить.
Лентяй пашенку не пашет,
Сеть шелковую не вяжет.
Он избу не прибирает,
Как испечь калач, не знает.
С зарёй рано не встаёт,
С косой в поле не идёт.
Девочка Кострома садится на лавочку на зад нем плане. Дети исполняют хоровод-игру «Кост рома» //Музыкальный руководитель. - 2007. -№5. - С. 52.
Кострома.
Ох, и устала я, день-деньской в окошко-то глядючи!
Ох, уморилась, притоми лась!
Ручки, ножки затекли. (Зевает)
Ой! Матуш ка родимая, батюшки мои!
Работнички идуть, и чего им надобно?
Мать.
Ох, скорее, доченька, доченька, скорей!
Прячь, моя ласточка, руки под платок!
Вот и ладно.
Дети продолжают петь «Кострому».
Дети (хором).
Здорово, Кострома!
Кострома.
Здоровенько!
Ребёнок.
А что вы делаете?
Пойдём с нами снопы вязать?
Кострома.
Вы что, не видите?
У меня ручки болять!
А снопы вязать - только ручки колоть!
Идитя и не зовитя!
Мать.
Здорово провели работничков! Ходят по дворам, только от дел отвлекают! Ой, опять идуть! Дети продолжают петь «Кострому».
Дети (хором).
Здорово, Кострома!
Кострома.
Здоровенько! (Ложится и охает)
Ребёнок.
Кострома, мы уж снопы навязали.
Поехали с нами жито молоть?
Мать.
Вы что, не видитя?
Она же больная ляжить,
У неё же всё болить!
Кострома.
Ох, всё болить! Плечики, животик, пятки!
Девочка.
Ох, горемычная ты наша! Мы тебе бабку-знахарку приведём.
Две девочки уходят. Среди детей кто-то оха ет, жалеет Кострому, гладит по голове. Входит знахарка (сгорбленная и хромая, с палкой-клю кой, на ней чёрный платок, на поясе бутыль с «живой водой»).
Знахарка.
Сходите, девки, в огород,
Сорвите травки-гречки,
Попарьте ей плечики.
Две девочки приносят ветки и начинают хле стать Кострому по плечам.
Кострома (кричит).
Ой! Ой! Болит животок!
Знахарка.
Бегитя, девки, в огород,
Сорвите травки репеёк!
Попарьте ей животок.
Девочки приносят травки и хлещут Кострому по животу.
Кострома (кричит).
Ой! Ой! Болят пятки!
Знахарка.
Опять бежите, девки, в огород,
со рвите травки мятки!
Попарьте ей пятки.
Девочки приносят травки и хлещут Кострому по пяткам.
Кострома.
Ой! Ой! Всё болить!
Девочки (обращаются к знахарке).
Уж мы парили, парили,
Припевали, приговаривали.
Её пар не берёт,
Пуще прежнего орёт!
Знахарка.
Народная медицина здесь бессиль на.
Звоните «ноль три».
С рулём в руке появляется доктор.
Ребёнок.
Вот приехал детский врач Пал Витальевич Пугач.
Врач.
Где больная? Что болит?
Есть ли пульс и аппетит?
Кострома кричит и охает. Врач достаёт ог ромный шприц.
Врач.
Укол вас на ноги поставит
И положение исправит!
Кострома.
Ой, батюшки мои, мамоньки род ные!
Не надо мне укола!
Я лучше работать буду,
что хотите буду делать:
и пахать, и полоть,
и жать, и молоть.
Хозяйка.
Ну вот и славно!
Ленивым да неради вым не место в нашем селе.
Делу время - потехе час.
Ведущий
Бай качи-качи-качи,
Глянь — баранки, калачи.
Проводится игра «Кто быстрее найдет свой ка лачик».
Дети читают стихотворение С. Михалкова «Булка»:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Ты кто такой? — спросили дети,
Забыв на время про футбол.
Я — пекарь! — человек ответил
И с булкой медленно ушел.
Колхозница
Ах, спасибо, работнички,
уважили, кузне умелые, музыканты смелые.
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Подходите, не стесняйтесь,
Пирогами угощайтесь.
(В. Степанов)
Звучит фонограмма колокольного звона. Ведущие на подносах выносят хлеб-соль и пироги.
1-я ведущая.
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
2-я ведущая.
И хлеб-соль, этот русский обычай,
Из далёкой пришёл старины:
Уваженье гостям, радость встречи,
Словно символ людской доброты.
Ведущий.
Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей страной.
Дети.
Труд - его имя,
Ведущий.
Мир - его отчество.
Дети.
И для народа он самый родной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе «Слава хлебу на земле»
Формировать представление о целостной картине мира: связь между трудом людей сельскохозяйственных профессий (тракторист, комбайнёр) и кондитер.Формировать и развивать общение познава...
Проект «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»
В формировании национального сознания русского народа, хлеб играл важную роль, поэтому о нем мы слышим в народном фольклоре, пословицах и поговорках, народных традициях и обрядах.Современные дети част...
Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»
Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...
"Слава хлебу на земле"
quot;Слава хлебу на земле"...
Проект "Хлеб от земли, сила от хлеба"
Формирование представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста....
Осенний праздник "Славится хлеб первым на земле"
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа. Благодаря проектам: «Славится хлеб первым на земле»...
Информационно исследовательский, творческий проект "Слава хлебу на земле"для детей старшего дошкольного возраста
ПроектТема « Слава хлебу на столе»Для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: информационно — исследовательский, творческий.Срок реализации: дол...